На три буквы

№12 (806) от 26 марта 2013 г.

С августа 2012 года по март 2013 года, согласно сайту Вологодского городского суда, вологжанами была подана 71 жалоба на салоны «РРТ», расположенные в Вологде, из них большая часть — 43 жалобы — на салон «РРТ Моторс Вологда». Отказано в исковых требованиях лишь в 2-х случаях. | Фото с сайта transport35.ru

Вологодские суды удовлетворяют многочисленные иски клиентов к салону «РРТ», однако, по мнению юристов, это больше похоже на издевательство над потребителями.

Большая часть претензий покупателей связана с несоблюдением срока доставки автомобилей. Как рассказывают юристы различных фирм, защищающих права потребителей, просрочка может составить от 30 до 70 дней. «Один мужчина специально планировал покупку автомобиля таким образом, чтобы успеть к родам жены, — рассказывает юрисконсульт МОО «Центр правовой поддержки потребителей» Марина Маклакова. — Он продал старый автомобиль, заказал новый... И в итоге его планы были сломаны, так как автосалон в срок машину ему не предоставил. Все лето семья с новорожденным вынуждена была ездить на такси».

«Большинство клиентов при покупке имеют свои планы конкретно на то время, когда, согласно договору, машина у них уже должна быть, — подтверждает юрист Союза потребителей г. Вологды Марина Шалушкина. — Особенно это актуально для летнего периода. Для многих два летних месяца без машины оказались очень непростыми — сорвались семейные поездки в Крым, у кого-то родились дети, внуки — а машины, на которую рассчитывали, не появилось».

Автосалоны, в названии которых есть буквы «РРТ», так часто фигурируют в исковых заявлениях вологжан, что соперничать с ними по количеству жалоб клиентов мог, пожалуй, лишь «АвтоВАЗ-Салон», когда у него случился кризис.


Постоянный клиент

Юристы, защищающие права потребителей, не припомнят в своей практике иных ответчиков-автосалонов, кроме «РРТ» и «АвтоВАЗ-Салона».

«За шесть месяцев я защищала в суде интересы 21 клиента «РРТ», — поясняет Марина Маклакова. — Все они касались неисполнения салоном его обязательств в части сроков передачи машин потребителям».

Вице-президент РОО «Паритет» Мария Дорогова сообщила, что за последний месяц ее организация получила пять жалоб на задержку поставки машин салоном «РРТ». Но в целом жалобы на работу различных филиалов этого автосалона, головной офис которого находится в Санкт-Петербурге, возникают с изрядной периодичностью. «Жалуются на салон «Ниссан» (ООО «РРТ-Озерки»), «Опель», «Шевроле» (ООО «РРТ-Моторс», филиал «РРТ-Моторс Вологда»), также есть претензии к ООО «РРТ-Выборгское», филиал «РРТ-Вологда» («Хёндай»), ООО «РРТ Северо-Запад», — перечисляет Мария Дорогова.

Примечательно, что никаких проблем, доводивших бы клиентов до суда, не возникает с подразделением «РРТ», которое продает автомобили «Субару». Юристы предполагают, что главная «заслуга» в этой ситуации — у высокой цены машин. Если клиент, заплативший автосалону стопроцентную предоплату от миллиона рублей и более, подаст в суд и потребует неустойку... Впрочем, при том количестве жалоб, которые возникают с более дешевыми машинами, материальное благополучие салона могло бы оказаться под угрозой, если бы не одно обстоятельство…


Посчитали — прослезились

На бумаге вопрос о защите интересов добросовестного потребителя даже не стоит, поскольку размер неустойки — это не сомнительный моральный вред, размер которого установить бывает крайне сложно, а вполне определенная формула, исходя из которой, вычисляется конечная сумма.

В соответствии с законом о защите прав потребителей покупатель, не получивший товар в оговоренный срок, имеет право потребовать от второй стороны неустойку в размере 0,5% от каждого дня просрочки, но не более суммы внесенной им предоплаты. Как рассказывают юристы, размер предоплаты клиентов салону «РРТ» бывает различным — от 10 тысяч за бронирование автомобиля до полного расчета по своим обязательствам. Если автосалон не пытался урегулировать конфликт в досудебном порядке, ему назначается штраф в размере половины от присужденной в пользу клиента неустойки.

Посчитаем. Клиент полностью рассчитался за автомобиль стоимостью 600 тысяч рублей, а салон задержал выдачу машины на 40 дней. Полпроцента от этой суммы — 3 тысячи рублей, так что за 40 дней «набежит» 120 тысяч. По логике получается, что клиент получит солидную неустойку, плюс еще 60 тысяч будет взыскано с салона в виде штрафа? А вот и нет.

«Постановление Пленума Верховного суда гласит, что урезать размер неустойки можно лишь в исключительном случае, — поясняют защитники прав потребителей. — Однако у «РРТ», кажется, все случаи исключительные, так как неустойку в суде «режут» очень сильно. Могут из 150 тысяч рублей сделать 30 тысяч, из 70 тысяч — 15-20 тысяч… И штраф присуждают уже исходя из этих скромных цифр. А размер морального вреда и вовсе символический — 1-2 тысячи рублей».


Чтоб богато не было

Юристы пока не получили удовлетворяющих их объяснений от судей, отчего, несмотря на систематический характер нарушений со стороны «РРТ», сумма неустойки бывает так мала, что не может стимулировать ответчика в дальнейшем не нарушать закон. «Такие суммы, как 20-30 тысяч рублей, не станут инструментом воздействия на автосалон», — считают защитники прав потребителей.

Аналитический консультант Вологодского областного суда Светлана Манойлова пояснила «Премьеру»: «Взыскиваемая судом сумма неустойки не должна служить средством обогащения покупателя, ее правовая сущность — выступить способом обеспечения взятого на себя продавцом обязательства, побудить его к выполнению услуги».

«Кто обогатился?! — возмущается покупатель автомобиля «Опель» Сергей Иванов (данные изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ»). — Это я обогатился?! Я два месяца ездил на такси и на перекладных! А доказать эти расходы в суде вообще невозможно… И моральный вред в одну тысячу рублей... Да я на телефонные переговоры с менеджерами салона потратил больше денег. Про содержание разговоров даже вспоминать не хочется. Я подозреваю, что обогатился как раз автосалон, потому что он пользовался моими денежными средствами два лишних месяца. За это время можно «накрутить» столько, что покроется и гораздо большая неустойка».

«При вынесении решения, согласно которому размер заявленной в исковом заявлении неустойки снижается, суд руководствуется положениями гражданского законодательства, допускающими такую возможность при несоразмерности ее заявленной суммы последствиям нарушения обязательства, — поясняет Светлана Манойлова. — В каждом случае при вынесении решения о сумме взыскиваемой неустойки судом, с учетом всех обстоятельств дела, приводятся мотивы, на основании которых уменьшение размера неустойки признается допустимым. При несогласии истца с решением (в том числе — с указанными в нем мотивами) он вправе обжаловать его в вышестоящий суд».

«Премьер» обратился за комментариями по сложившейся ситуации в автосалон «РРТ Моторс Вологда», но там от каких-либо пояснений воздержались.

Ольга Ильинская

Тэги: автосалоны, «РРТ»***, иски


Не знаете, где можно заказать такую услугу, как быстрый раздел домовладения и земельного участка, а срочно надо? Предлагаем вам обратиться к нам и мы вам с радостью поможем. Читайте больше информации на сайте www.vita-house.ru, узнавайте наши цены и мы вас ждём!

101
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.