Дело техники

№13 (807) от 2 апреля 2013 г.

Первыми, кто испробовал в действии электронные проездные, стали пенсионеры, получившие карту «Забота» нового образца. | Фото с сайта mupatp1.ru

С 1 апреля в Вологде начался повсеместный переход на электронные проездные билеты в автобусах. К лету планируется и вовсе отказаться от бумажной версии транспортных абонементов.

Первые стационарные терминалы в автобусах ПАТП-1 появились с 1 октября. Вологжане получили возможность расплачиваться с помощью электронного билета. Сейчас пластиковыми проездными обеспечивают школьников и студентов.

До 1 апреля электронная оплата проезда действует только в больших автобусах, а затем терминалы появятся на всех маршрутах ПАТП-1.

С 15 апреля в отделениях связи и точках продажи проездных начнется реализация пластиковых карточек с пополняемым электронным кошельком для всех пассажиров. При этом стоимость проездного не изменится: 270 рублей для школьников, 530 для студентов, 700 — для граждан, 960 — для корпоративных клиентов.

К началу лета планируется полный отказ от бумажных проездных билетов.

«Это сократит количество подделок, — поясняет директор МУ ПАТП-1 Алексей Карулин. — Бывают факты, когда человека высаживают с поддельным проездным». По его словам, доля фальшивок составляет 10%, причем изготавливают их, как правило, учащиеся различных ступеней.

В отличие от бумажного проездного на текущий месяц, наличия которого достаточно для того, чтобы поездка считалась оплаченной, пластиковый проездной действует по типу электронного кошелька, на котором находятся денежные средства, но для их списания нужно совершить платежную операцию.

Входя в салон автобуса, пассажир прикладывает карточку к платежному терминалу, который выдает ему чек. Если этого не сделать, проезд не будет считаться оплаченным. Совершить такой платеж вторично в том же автобусе, «за себя и за того парня», невозможно.

Электронный проездной для школьников и студентов — именной, как банковская карта. Даже на чеке, который выдается пассажиру, проставлено его имя. Чтобы получить такую пластиковую транспортную карту, нужно заполнить анкету в информационно-справочном центре «Ленком» или скачать ее самостоятельно с сайта «Элетронная Вологда», а затем прислать на предприятие по электронной почте. При заполнении анкеты пассажир выбирает, в каком пункте продажи проездных ему удобнее получить эту карту через пять дней.

В настоящее время в обработке находится порядка 3,5 тысяч анкет.

Срок действия пластикового носителя — пять лет. Студенты и школьники имеют право пользоваться им только в течение учебного года, а в период летних каникул могут просто пополнять электронный кошелек и ездить за обычную плату. Студентам необходимо продлевать срок действия своих карт в начале каждого нового учебного года до 1 октября. Если этого не сделать, карта будет блокирована, однако после подтверждения, что владелец по-прежнему обучается в вузе, карта восстанавливается.

Если карта украдена или потеряна, об этом нужно сообщить в ПАТП-1, и она будет заблокирована, а ее владельцу выдана новая. Восстановление карты стоит 100 рублей.

Пополнить счет можно с помощью терминалов, которые установят в точках распространения карт.

Большое удобство пластиковой карты с электронным кошельком в том, что при оплате проезда пассажир сможет в течение получаса совершить бесплатную пересадку.

В салоне автобусов работают счетчики входящих, поэтому если фиксируется, что пассажиров на маршруте больше, чем купленных билетов, на линию выезжает контроль.

По словам Алексея Карулина, сбои при использовании электронных проездных, конечно, возможны, однако на данный момент с помощью пластиковых карт оплачивают проезд 530 человек ежедневно, а сбоев бывает 2-3. Это небольшая погрешность в работе оборудования. Если так случилось, что с пассажира взята двойная оплата проезда, средства ему возвратят по его заявлению в информационно-справочный центр или по электронной почте.

По такому же принципу — электронного кошелька — теперь действует и карта «Забота». Пенсионерам и многодетным семьям уже выдано порядка 3,5 тысяч карт нового образца. Пожилые люди освоились с новым способом оплаты и многие из них считают, что это удобно: не нужно постоянно носить с собой пенсионное удостоверение и беспокоиться, правильно ли сдали сдачу.

Алексей Карулин надеется, что в систему электронной оплаты проезда включится и «Вологдаэлектротранс», чтобы пластиковые проездные могли стать едиными, как и бумажные.

Ольга Ильинская


Опрос

Планируете ли Вы пользоваться электронными проездными?

В ходе опроса, который провел «Премьер» на автобусных остановках в центре города, выяснилось, что пока еще очень немногие вологжане успели оценить новый тип проездных. Приводим некоторые их ответы.

Вологжанки Анастасия и Валентина Васильевна проездными не пользуются. «Мы не настолько часто ездим в автобусах, только по случаю. Нам проще заплатить», — говорят они.

Жительница областного центра Людмила пока ещё не пробовала воспользоваться электронным проездным, но готова это сделать. «Ещё не покупала, но, пожалуй, надо, — считает она. — В Москве-то давно электронные, умею пользоваться. Просто ещё не дошли руки, да и кондукторы ещё есть в автобусах. Вот не будет кондукторов, будем электронные билеты покупать».

Александра Иванова пока не покупала себе электронный проездной, но считает его удобным для пассажиров. «Я езжу в Молочное часто и в одном автобусе нет кондуктора совсем, — рассказывает она. — В этом случае пользоваться электронным проездным было бы очень удобно. Но пока что я об этом не думала».

А вот Алексей Осадчий уже опробовал новшество и пока не во всем разобрался: «Терминалы стоят только у одной двери. Если с проездным билетом ты просто заходил и показывал его кондуктору, то теперь нужно идти через весь автобус. А в некоторых маршрутах терминалов совсем нет. Вот только что ехали с товарищем, показали кондуктору эти карты, он просто посмотрел и никакого билета не дал. Если бы зашли контролёры, не знаем, как мы бы стали отчитываться. А вообще, считаю, что автотранспортники усложняют себе жизнь — им же чековые ленты нужно дополнительно закупать. Но в смысле подделок карточка надёжнее, конечно. А вот как карта работает, я так и не смог понять. Просвечивал всяко, но никакого микрочипа не обнаружил».

Беседовал Владимир Пешков

Тэги: проездные, «Электронная Вологда», Карулин Алексей*, автобусы, ПАТП-1***, «Вологдаэлектротранс»***


Вы успешный и уважающий себя бизнесмен? Тогда у вас обязательно должны быть визитки, которые мы для вас с радостью изготовим. Читайте больше информации на сайте cardland.com.ua, узнавайте наши цены и мы вас ждём!

117
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.