Он сказал: «Приехали…»

№13 (859) от 8 апреля 2014 г.

«40-й маршрут — один из немногих, у которого на обслуживании и в резерве только низкопольные автобусы», — поясняет директор ООО «Такси-Сервис» (нынешнего оператора 40-го маршрута) Олег Оглоблин. | Фото Дениса Краснова

Частные перевозчики проиграли конкурсы на обслуживание всех автобусных маршрутов в Вологде.

В конце марта состоялись конкурсы на обслуживание городских маршрутов общественного транспорта. Предыдущие контракты на их обслуживание закончились в конце 2013 года.

В настоящий момент из почти четырёх десятков линий частные предприятия ещё обслуживают практически половину, плюс несколько маршрутов обслуживаются совместно с ПАТП-1. А с 1 мая МУ ПАТП-1, по всей видимости, станет монополистом. Однако частники не сдаются и намерены обжаловать итоги конкурсов в ФАС.

Конкурсы на 14 маршрутов не состоялись: на них не было подано заявок либо была подана только одна. По всей видимости, перевозчики сочли предложение невыгодным. По словам заместителя начальника Департамента градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды Антона Мусихина, до конца апреля всё же предстоит определить, кто будет их обслуживать. Вполне вероятно, что они достанутся кому-то из частников.

А некоторые будут переданы и ПАТП-1. К примеру, как сообщил в своём блоге глава Вологды Евгений Шулепов, уже решён вопрос по 13-му маршруту, который никто из перевозчиков не захотел обслуживать. Глава убедил руководителя муниципального транспортного предприятия в том, что маршрут нужно сохранить, ведь им в основном пользуются школьники.


Правила жизни

В декабре Вологодская городская Дума изменила Положение о проведении конкурса на право обслуживания городских автобусных маршрутов. Именно с этим связывают свою неудачу частники. «Теперь оценивается срок эксплуатации автобусов в целом по предприятию, а не у тех машин, которые заявлены на обслуживание того или иного маршрута, — сетует директор ООО «Такси-Сервис» (нынешнего оператора 40-го маршрута) Олег Оглоблин. — Одним из критериев стала даже средняя зарплата на предприятии с учётом директора, бухгалтеров и уборщиц. У ПАТП-1 штат больше, чем у любого другого перевозчика, от этого зависит и средняя зарплата».

В январе было объявлено о проведении нового конкурса. Уже в феврале начальник Департамента градостроительства и инфраструктуры Алексей Осокин, исполнявший на тот момент обязанности главы города, заявил о том, что ПАТП-1 в будущем займёт гораздо большую долю на транспортном рынке. Тогда же он утвердительно ответил на вопрос корреспондента газеты «Премьер», стоит ли за такими переменами чья-то воля. «Воля... на самом деле, воля. Есть задачи, которые возложены на муниципалитет, и мы должны их обеспечивать. Обеспечивать их путём создания конкурентной среды для бизнеса не совсем правильно», — уточнил он.

Особенно обидно Олегу Оглоблину было проиграть конкурс, учитывая, что в парке его фирмы довольно новые автобусы, оборудованные для перевозки инвалидов. «40-й маршрут — один из немногих, у которого на обслуживании и в резерве только низкопольные автобусы», — поясняет он.

Впрочем, по итогам конкурсов выяснились и не самые приятные для некоторых частников вещи. К примеру, как сообщил корреспонденту газеты «Премьер» Антон Мусихин, у отдельных перевозчиков персонала в штате меньше, чем автобусов, а средняя зарплата на предприятии в отдельных случаях меньше 10 тысяч рублей. «На каждом автобусе работают водитель и кондуктор, плюс есть административно-управленческий персонал, механики, ремонтники и так далее, — удивляется он. — Плюс водители не могут работать каждый день в соответствии с расписанием, у них должны быть периоды отдыха».


Судебный прецедент

Парадоксально, но в отдельных случаях ПАТП-1 фактически выиграло у самого себя. В трёх случаях было подано по одной заявке от ПАТП-1 и по одной — от объединения транспортных компаний, одной из которых неизменно выступало опять же ПАТП-1. Продолжают действовать только два контракта с частниками: с НП «Перевозчики пассажиров города Вологды» на маршрут №4 (действует до мая 2015 года) и с ООО «ТрансАвто» на маршрут №37 (действует до 1 июня 2014 года).

В свою очередь директор НП «Перевозчики пассажиров г. Вологды» Сергей Мальцев намерен продолжать борьбу за маршруты. Он ссылается на позитивный опыт прошлого года, когда через ФАС и суды были успешно оспорены результаты конкурсов на маршрут №23. Об этой проблеме «Премьер» сообщал в материале «Игра в пятнашки» в номере от 21 мая 2013 года. В итоге антимонопольщики пришли к выводу, что был нарушен закон «О защите конкуренции», предписав администрации города расторгнуть договор с ПАТП-1, который был заключён по итогам конкурса. Департамент градостроительства и инфраструктуры попытался оспорить это решение через областной арбитражный суд. Однако суд подтвердил законность решения ФАС. В 14-м апелляционном арбитражном суде решение обжаловано не было. В итоге этот маршрут НП стало обслуживать совместно с ПАТП-1.


Плановые убытки?

Как рассказывают руководители транспортных предприятий, если итоги конкурса останутся в силе, им придётся продать порядка полутора сотен автобусов, ведь использовать их будет больше негде. По оценкам экспертов, их общая стоимость составляет 300 миллионов рублей. Чтобы городу заместить такое количество автобусов, придётся брать их в лизинг. А это дополнительные затраты.

Сейчас у ПАТП-1, по словам Антона Мусихина, около полутора сотен собственных автобусов. «Ему (транспортному предприятию. — Прим. ред.) никто не запрещает взять автобусы в аренду, в лизинг, — пояснил он. — Если посмотреть на частных перевозчиков, то у них встречается техника с номерами 76-го региона. У кого-то из них техника в собственности, а у кого-то в аренде, в лизинге и в сублизинге. Поэтому все находятся в равных условиях».

При этом ПАТП-1, по признанию Алексея Осокина, является «планово убыточным». «Мы сохраняем довольно большой блок муниципальных предприятий, — пояснил он корреспонденту газеты «Премьер». — У нас нет задачи заработать на них деньги. ПАТП не должно быть прибыльным или убыточным, оно должно обеспечивать важную городскую функцию — это обеспечение перевозок на территории города Вологды. Пока мы финансируем его из бюджета. Но даже 20-рублёвая поездка не обеспечивает доходности для того, чтобы оно само по себе жило. У нас огромная масса людей пользуется льготой. Если её убрать, то хватит и 20 рублей. Если её не убирать, то может потребоваться тариф 30 рублей».

Председатель областного транспортного профсоюза Юрий Тадлов опасается банкротства ПАТП-1 в будущем. «Что бы ни происходило с предприятием, главное — сохранить коллектив и социальные гарантии, — убеждён он. — Другое дело, что у ПАТП-1 было в прошлом году более 100 миллионов рублей убытков. Но сейчас все транспортные предприятия в области работают в убыток, кроме вытегорской автоколонны».

Владимир Пешков

Тэги: автобусы, маршруты, НП «Перевозчики пассажиров г. Вологды»***, ПАТП-1***, Осокин Алексей*, Мусихин Антон*, ООО «Такси-Сервис»***, Оглоблин Олег*, Мальцев Сергей*, Тадлов Юрий*

http://margust.ru/ представлен самый интересный блок новостей, которые вы сможете прочитать совершенно бесплатно. Читайте новости и будьте в курсе всего!

222
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.