Нас не догонят

№28 (874) от 22 июля 2014 г.

Поправки в закон «Об ОСАГО» призваны угодить и страхователям, и их клиентам. | Фото с сайта cardblanche.net

Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону «Об ОСАГО».

«Автогражданка» подорожает на 18–24%, вырастут максимальные выплаты по имуществу и вреду здоровью, а страховщиков будут наказывать рублем за отказ продать полис.

97-страничный законопроект, вносящий изменения в закон «Об ОСАГО», ожидает подписи президента. «Премьер» разобрался, что ждет российских автовладельцев в скором будущем.


Идут в рост

Пожалуй, самая значимая поправка к закону «Об ОСАГО» — это повышение лимитов выплат. С 1 октября автовладельцы могут рассчитывать на 400 тысяч рублей компенсации по «железу» вместо нынешних 120 тысяч. Практически в три раза вырастут и лимиты выплат за вред жизни и здоровью: со 160 тысяч до 600 тысяч. Правда, эта норма вступит в силу лишь в апреле следующего года. Помимо этого, увеличатся и выплаты по Европротоколу. При предъявлении материалов видеофиксаторов и при должном оформлении можно рассчитывать на 400 тысяч рублей в Москве и Петербурге и до 50 тысяч рублей в регионах.

Однако автомобилисты уверены, что новые цифры выглядят нереально. «Даже сейчас из полагающихся 120 тысяч автомобилист в лучшем случае все равно получает половину. Средняя же выплата составляет 30 тысяч. Даже с учетом штрафов страховые компании умудряются значительно выигрывать на ОСАГО», — считает правозащитник Сергей Кушеев. Он утверждает, что всего лишь один человек из десяти обращается в суд, чтобы получить полагающиеся деньги: «Так за счет нерадивых страховых компаний и живут наши автоюристы, которым ничего не стоит отсудить у страховщиков причитающиеся деньги, плюс штрафы и прочие издержки».

Как известно, 80% всех собранных страховых сборов по «автогражданке» должны идти на страховые выплаты владельцам автомобилей. Однако, по данным Сергея Кушеева, до страхователей доходит лишь 30–40% от причитающихся сумм. По версии «Ведомостей», сумма выплат (18,7 млрд за I квартал текущего года) также отстает от суммы сборов (28,5 млрд), но вместо положенных 80% составляет 65% от суммы всех сборов.

Несмотря на это, страховщики уже несколько лет жалуются на недостаточно высокий тариф по ОСАГО. Поэтому вместе с повышением максимальных выплат автовладельцев ждет и удорожание самих полисов. Напомним, что с момента появления закона об ОСАГО в 2003 году тариф ни разу не менялся, корректировались лишь коэффициенты. Теперь же, согласно поправкам, Центробанк может пересматривать тариф ежегодно, и, как пишут федеральные СМИ, скачок цен произойдет уже этой осенью.

Российский союз автостраховщиков (РСА) требовал поднять тариф аж на 40% в октябре этого года. Но пока речь идет о 18–24%. «Базовую ставку повысить нужно было уже давно. ОСАГО всегда было убыточным страхованием, и продавать полисы ОСАГО страховщикам невыгодно. Поэтому не удивляйтесь, если вам не продадут страховку или продадут, но навесив еще несколько дополнительных услуг», — комментируют в руководстве одной из страховых компаний Вологды.

Эксперт по страхованию Максим Сейферман также уверяет, что расходы страховых компаний по обслуживанию ОСАГО больше доходов, то есть бизнес просто уходит в ноль. Тариф нужно поднимать, потому что базовые тарифы не менялись с 2003 года и сейчас не являются экономически обоснованными: поменялся автопарк, выросли цены на запасные части и т.д.», — комментирует специалист.

Помимо этого, с 1 сентября вводится 1% от суммы выплаты пени за каждый день просрочки выплаты.


Потребительское отношение

Полтора года назад деятельность страховых компаний попала под регулирование закона «О защите прав потребителей». Это значит, что стало противоправно навязывать дополнительные услуги — например, продавать другие страховки при покупке «автогражданки».

Теперь страховщиков будут карать за это рублем — 50 тысяч рублей за выявленное нарушение. «Бывает, что в офисе компании вам не продали полис, аргументировав тем, что нет бланков. В половине случаев это правда. Полисы — это документы строгой отчетности, и теперь вся база проданных и имеющихся бланков будет у Центробанка. Поэтому, как только страховая не продала вам полис, звоните в Центробанк и разъясните свою ситуацию. Вам сразу ответят, есть ли на самом деле полисы в данном офисе или нет», — рекомендует Максим Сейферман. Штраф по закону о защите прав потребителей будет рассчитываться как 50% от суммы недоплаты.


Поправок много

97 страниц законопроекта вмещают в себя еще несколько десятков поправок. Так, появилась норма, которая может обрадовать автомобилистов: возможность получить компенсацию на ремонт в натуральной форме, если, конечно, у страховщика заключен договор со станцией техобслуживания. «Раньше максимально возможное значение износа при расчете возмещения по ОСАГО было 80%, а теперь его снижают до 50%. Другими словами, выигрывают владельцы старых машин, выпущенных более пяти лет назад», — поясняет Максим Сейферман.

Также законопроект обещает единую методику независимой технической экспертизы, которая утверждается Банком России. Правительство проведет аттестацию экспертов-техников.

С новым законом владельцы машин на неколесном двигателе (гусеничном, санном и пр.) уже не обязаны покупать полис «автогражданки». Также не надо будет покупать отдельную страховку для прицепов — вместо выдачи отдельного полиса на прицеп будет делаться специальная отметка в полисе тягача с определенной доплатой к тарифу.

Несколько новых норм будут касаться и жизни самих страховщиков. В первую очередь банки, подконтрольные страховым компаниям, теперь не смогут держать временно свободные средства фондов Российского союза автостраховщиков. Введут новые правила исключения страховщиков из РСА, а также отзыва и возобновления лицензии.

Валентин Иванов

Тэги: ОСАГО, Сейферман Максим*

Акустика по выгодным ценам! Адаптеры, видеорегистраторы, сабвуферы, навигаторы и многое другое! Индивидуальный подход к каждому автомобилю!

64
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.