Сломанные крылья

№7 (904) от 24 февраля 2015 г.

Согласно некоторым источникам (документального подтверждения нет), 18 июня 1941 года Николай Белогуб сбил немецкий самолет-разведчик, который из-за «двойного» фюзеляжа наши называли «рамой» (правильнее — «Фокке-Вульф» Fw 189). Вот так боестолкновение с ним представляют себе современные художники. | Иллюстрация с сайта forum.rchobby.ru

Биография героя войны Николая Белогуба хранит загадку, которая не дает покоя вологодским исследователям.

Считается, что за четыре дня до начала Великой Отечественной Николай Данилович сбил фашистский самолет, за что был приговорен к смертной казни.

У истории с первым сбитым самолетом врага нет документальных свидетельств, поэтому некоторые считают ее мистификацией. Другие же, наоборот, полагают, что Белогуб действительно совершил этот подвиг.


Тайна героя

Исаак Подольный, почетный профессор ВГПУ, автор многих книг о героях войны, считает историю Белогуба правдивой. Он познакомился с Николаем Даниловичем будучи подростком, когда ходил в госпиталь помогать раненым.

«Для меня эта история началась весной 1944 года в здании бывшего Вологодского путейского техникума, что стоит совсем недалеко от вокзала. В войну в нем располагалось отделение сортировочного госпиталя № 1165. Работала там моя мать, да и я иногда подрабатывал внештатным санитаром «за похлебку», — рассказывает он.

В наши дни случай с Белогубом подверг сомнению исследователь-вологжанин Владимир Перепеченко. Он запросил архивные материалы и выяснил, что в документах ни слова не говорится о том, что Николай Белогуб был летчиком-истребителем. Зато архивные данные подтверждают, что Николай Данилович в 1943 году на Волховском фронте командовал танковой ротой и действительно совершил отважный подвиг, за что был удостоен полководческого ордена Александра Суворова 3-й степени.

«История с немецким самолётом, сбитым Белогубом за четыре дня до начала войны, — вымысел, сочиненный и неоднократно повторенный им самим, — считает Владимир Петрович. — Исключительная необычность, парадоксальность и в то же время трагичность этой истории в том, что Белогуб был действительно героем войны, совершившим яркий подвиг, но не в небе, а на земле, не летчиком-истребителем, а танкистом».

Что же произошло: герой «присочинил», в архивах не сохранились данные или вопрос недостаточно изучен?


Несчастливый орден

У Исаака Подольного нет документов из архива, которые бы подтверждали историю Белогуба, хотя, по его словам, он предпринимал попытки таковые разыскать.

Вот так Исаак Подольный описывает эпизод знакомства в госпитале: «Около палаты я увидел человека с забинтованной головой. Левая его рука кончалась культей чуть выше запястья... Заметив меня, раненый спросил резко: «Тебе чего, хлопец?» Он лег на койку, закрыл глаза и велел взять в тумбочке полевую сумку с карандашом и бумагой. По неосторожности я рассыпал многочисленные ордена и медали.

Награды к тому времени перестали быть диковинкой, не то, что в начале войны, но орден Суворова 3-й степени я увидел впервые. Его давали за полководческое мастерство только большим военачальникам. Раненый беззлобно выругался: «Несчастливая это награда, а мы — летчики — народ суеверный!». Я задал сразу два вопроса: «Почему — несчастливая? И при чем здесь летчики: ведь вы танкист?» «Это теперь я танкист, а раньше летал. А на орден посмотри сзади». И я увидел на металле: «№ 13»!

Обстановка в двухместной палате все это время была напряженной. Белогуб резко упрекал молодого соседа за то, что тот попал в госпиталь по пьяной драке. Сосед огрызался, сказал, что за такие слова можно попасть в штрафбат. «Последние слова вызвали почти истерическую реакцию: «Тебе ли, тыловая крыса, пьяница, меня упрекать? Ведь это я первым начал войну с фашистами! Это я 18 июня сбил первый немецкий самолет!» — вспылил Белогуб. На вопросы Исаака он отвечать не стал: «Придешь в следующий раз — расскажу…»

А следующего раза так и не случилось…


Танки и самолеты

По словам самого Николая Белогуба, до войны он служил на самой границе. 18 июня Николай Данилович заступил на боевое дежурство. Увидев немецкий самолет, он самовольно взлетел и решил посадить фашиста на советский аэродром, а когда это не удалось, сбил «фрица». «Упал самолет буквально в сотне метров от границы, да так, что был виден и с русской, и с немецкой стороны. То есть скрыть этот факт было бы невозможно», — поясняет Исаак Подольный.

Арестовали Николая Белогуба тут же на аэродроме, сразу после доклада начальству. Трибунал заседал 20 июня 1941 года. Приговор — расстрел за провокацию к войне. 48 часов на просьбу о помиловании, но Белогуб из принципа не стал подавать прошение. За ним к тому времени числились и другие «грехи».

По рассказам Исаака Подольного, в довоенном прошлом Николай Данилович был истинным сыном своего времени: первый комсомолец в деревне и первый тракторист. Первый доброволец на шахтах Донбасса, а затем курсант первого в Донбассе аэроклуба. Первый студент-отличник на кафедре танкостроения в Киевском политехническом институте. По партийному призыву он попадает в авиационное училище. «Как видите, никакого противоречия нет: танки и самолеты — это два вида техники, в которых Белогуб прекрасно разбирался. Он был и летчиком, и танкистом, и техническим специалистом, каких было мало в довоенном Союзе», — замечает Исаак Подольный.

Перед войной как человек, имеющий высшее техническое образование, Белогуб был включен в комиссию, проводившую ревизию самолетов. Летчику не понравилось, что аэротехнику списывают. Он считал, что самолетов и так недостаточно. Поэтому Белогуб в обход нижестоящих инстанций отправил письмо напрямую к Сталину с просьбой вмешаться в ситуацию. Кроме того, однажды Николай Данилович в компании других людей позволил себе неосторожное высказывание. У железной дороги, глядя, как в сторону Германии идут поезда, груженные зерном, Белогуб произнес: «Сегодня мы кормим их хлебом, а завтра они нас — свинцом». За эту фразу он был разжалован из летчиков в командиры автороты, обслуживающей аэродром.


Из огня да в полымя

Белогубу чудом удалось избежать казни. Рассказывает Исаак Подольный: «Утром 21 июня в камеру к смертнику вдруг пришло высокое начальство, а с ним — штатский человек в шляпе. Штатский, видимо, был лицом весьма необычным, потому что, во-первых, был в шляпе, тогда только большие люди в них ходили. Во-вторых, потому что парадом командовал именно пришелец. Все остальные вытянулись перед ним в струнку. «Вы товарищу Сталину о самолетах писали?» — обратился он к арестованному летчику. «Писал…» «А вот о ваших подвигах товарищ Сталин еще не знает. Придется доложить! А теперь отправляйтесь домой, приведите себя в порядок, а в понедельник (т.е. 23 июня 1941 года. — Прим. ред.) мы подумаем, расстрелять вас или нет».

Белогуба отпустили домой на сутки. Он не хотел, чтобы свидетелем расстрела стала его жена, и отправил ее в Москву сразу же после возвращения домой. Сам не захотел ночевать в пустой квартире, а пошел на родной аэродром и лег спать в кабине своего самолета. Утром 22 июня началась война. Аэродром подвергся бомбежке. «На случайно уцелевшей машине он взлетел и весь боекомплект всадил в немецкий «Юнкерс», отправив его экипаж к праотцам», — говорит Исаак Подольный.

После 22 июня всем было уже не до приговоров. Николай Белогуб продолжил войну в качестве летчика-истребителя, пока не получил серьезное ранение, став негодным к полетам. Тогда он вспомнил о другой своей специальности. И стал танкистом.


Отголоски прошлого

После войны Николай Белогуб в безвестности жил в Донецке. Но неожиданно о нем вспомнили. Исаак Подольный, читая книгу Константина Симонова «Живые и мертвые», нашел в ней эпизод о сбитом в канун войны фашистском самолете. «Я вздрогнул! А ведь я встречал того летчика», — вспоминает Исаак Абрамович.

Сосед Подольного по дому Анатолий Виноградов (герой обороны Брестской крепости) рассказал о Белогубе известному в 60-е годы журналисту Сергею Смирнову. В наше время сказали бы, что Смирнов был «звездой» журналистики. Он вел на Центральном телевидении цикл передач «Подвиг», в которых рассказывал о судьбах неизвестных и забытых героев войны. Он же написал книгу о героях обороны Брестской крепости, и потому был знаком с Виноградовым. Авторитет Сергея Сергеевича среди военных и высшего партийного руководства страны был просто громадным.

Исаак Подольный категорически возражает против появившихся в Интернете высказываний, будто подвиг Николая Белогуба спровоцировал появление в самый последний предвоенный день неизвестно кем отданного приказа срочно снять вооружение с боевых советских самолетов. | Фото с сайта library35.tendryakovka.ru

Сергей Сергеевич связался с Исааком Подольным и начал поиски героя. Начал с номера ордена Суворова. Так вспомнилась фамилия — Белогуб Николай Данилович. В Министерстве обороны нашлись документы. Оказалось, что живет Николай Белогуб в Донецке. Сергей Смирнов поехал к нему. Выяснилось, что полуслепой Николай Белогуб тяжело болен: мучили тяжелые фантомные боли. Журналист пригласил к нему лучших врачей и сумел разговорить. Результатом поездки должны были стать две новых телепередачи «Подвиг». В первой Сергей Сергеевич Смирнов рассказал о военной судьбе Николая Белогуба.

«Я слушал эту передачу, — рассказывает Исаак Подольный, — ее содержание позднее изложил в своей статье. А вторая передача состоялась лишь через пару месяцев. Причина задержки была трагическая: в состоянии тяжелейшей депрессии Николай Белогуб покончил жизнь выстрелом из пистолета. А при встрече со Смирновым ни он, ни жена не сказали о частых и тяжелых депрессиях, вызванных серьезной фронтовой контузией. Горькая весть о гибели Николая Белогуба так подействовала на Сергея Смирнова, что он слег с тяжелым инфарктом. После второй передачи Сергей Сергеевич позвонил мне, рассказал некоторые детали из бесед с Белогубом и сказал: «Я, вероятно, не смогу больше писать, а Вам завещаю рассказать о судьбе этого человека». Вскоре я узнал, что у самого Сергея Сергеевича обнаружен рак легких... Я же его поручение выполнил только через много лет. На мои запросы в архив Донецка я получил ответ: « Материалов не имеется». Все содержание моего очерка целиком основывается на материалах, собранных Сергеем Смирновым».

Смирнов был одним из инициаторов празднования 20-летия Победы (9 Мая стало национальным праздником именно с 1965 года). Планировалось, что в этот день будет присвоено звание Героя Советского Союза 20 офицерам и солдатам. В их число должен был войти и Белогуб, но...

На долгие годы история Николая Даниловича была забыта. Но о ней вновь напомнил Исаак Подольный в своем очерке, не раз публиковавшемся (в частности, в «Военно-историческом журнале» №5 за 2002 год).


А был ли самолет?

Владимир Перепеченко подвергает сомнению первую часть истории. В его распоряжении есть копии архивных документов, запрошенные из Донецка еще до того, как в 2014 году в этой части Украины начались кровопролитные бои.

Это УПК — учетно-послужная карточка — Белогуба Николая Даниловича, составленная 7.10.42 года при назначении его на должность командира батальона 134 танковой бригады. Согласно этому документу Белогуб никогда не был пилотом, не занимал лётные должности, не имел авиационного образования. В УПК нет никакого упоминания о его лётной квалификации, о службе военным лётчиком и о прохождении соответствующего обучения, а о службе танкистом и обучении этой профессии (автотехникум, Харьковское танковое училище, КУКСы) — целый ряд записей.

«Следовательно, Белогуб никак не мог поднимать в воздух истребитель, не мог сбить немецкий самолет до начала войны и сбивать вражеские самолёты, когда она началась. Согласно УПК ст. лейтенант Белогуб Н.Д. на момент начала войны и в первый её период был командиром автотранспортной роты 125 батальона аэродромного обслуживания со всеми вытекающими из этого факта особенностями содержания его военной службы», — делает вывод Владимир Петрович.

По его мнению, вымыслом является и всё, связанное с обращением в ЦК партии, с «письмом Сталину». На его запрос в Российский государственный архив социально-политической истории, где хранятся документы Центрального комитета, был получен ответ, «что в РГАСПИ сведений о письме Н.Д.Белогуба в ЦК ВКП(б), а также каких-либо других документов Н.Д.Белогуба не имеется».

Танк «Черчилль Мк III» «Александр Невский» из 50-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва (ОГТТП), где служил гвардии капитан Николай Белогуб. | Фото с сайта club443.ru

Владимир Перепеченко подготовил статью «История одной мистификации», где излагает свою точку зрения, и опубликовал ее в «Военно-историческом журнале» (в №10 за 2014 год).


Несомненный подвиг

Тем не менее у Николая Белогуба есть подвиг, который ни у кого не вызывает сомнений. Командуя танковой ротой на Волховском фронте в 1943 году, он в бою оказался в подбитом танке без поддержки за передним краем противника, в окружении, но не прекратил бой, успешно несколько дней (это очень большой срок) со своим экипажем отбивал вражеские атаки.

Белогуба представили тогда к ордену Красного Знамени, но награду дали на порядок выше — полководческий орден Суворова III степени. Наградные документы Белогуба, датируемые 1943 годом, размещены сейчас на сайте podvignaroda.ru.

В биографии этого человека по-прежнему много загадок: в какой семье родился и вырос Николай Данилович? Есть ли у него сейчас какие-то родственники, хотя бы и дальние? Эти вопросы ждут своего исследователя, но беда в том, что в данный момент из-за ситуации в Восточной Украине дальнейшие поиски вести проблематично.

Наталья Михайлова

Вот как описывает подвиг Белогуба ресурс tankfront.ru:

«22 марта 1943 года пять танков «Черчилль» 50-го ОГТТП под командованием гвардии капитана Белогуба, согласно боевого распоряжения штаба 374-й стрелковой дивизии, атаковали противника в направлении развилки дорог восточнее оз. Белое. В назначенное время «Черчилли» двинулись в атаку, но пехота вперед не пошла, так как командование 374-й стрелковой дивизии операцию отменило, но танкисты об этом извещены не были. Танки ворвались на немецкие позиции, где четыре машины были подбиты артиллерией. С 11.00 22-го по 25 марта 1943 г. экипажи сидели в танках и вели огонь с места. Каждую ночь автоматчики доставляли танкистам боеприпасы и продовольствие, а перед рассветом уходили. Танк капитана Белогуба держал под обстрелом батарею противника и не давал возможности переместить ее в другое место. 25 марта немцы предложили ему бросить танки и отойти к своим. Белогуб ответил отказом. Тогда перед его танком был выставлен белый крест — знак того, что немецкие солдаты похоронят советского командира. После этого по танкам был открыт сильный артиллерийский огонь, после чего в атаку пошла пехота. Когда кончились снаряды и патроны, наши танкисты отбивались гранатами, выбрасывая их через левый бортовой люк (верхние люки и люк правого борта были заклинены). Капитан Белогуб просил вызвать огонь на свои танки, чтобы смести наседающую пехоту противника, но даже этого артиллерия 374-й стрелковой дивизии сделать не смогла — вовремя не подвезли снарядов! На помощь танкистам пришли два отремонтированных «Черчилля» и взвод пехоты 374-й стрелковой дивизии. Им удалось зацепить трактором танк Белогуба и эвакуировать его в тыл».

Тэги: Великая Отечественная война, Белогуб Николай*, подвиги, Подольный Исаак*, Перепеченко Владимир*, Смирнов Сергей*

Ищите надежного производителя качественной и надежной лабораторной мебели? Вся металлическая лабораторная мебель серии LabMet представлена на сайте www.labmet.ru. Лабораторные шкафы, столы, шкафы вытяжные и многое другое. Ждем вас с нетерпением!

487
0
Похожие статьи
  • 11 января' 21 |

    В тот роковой год она потеряла дом, родителей, но суровое военное время не отняло у нее улыбки и желания жить. Ветеран труда, житель блокадного Ленинграда и отличник народного просвещения  Эмилия Власова в это лето отметила свой 83-й день рождения.

    32
    0
  • Чтобы сбить фашистский самолёт, трактористу из Вожегодского района пришлось... нырять на дно реки Вислы.

    421
    0
  • Пока спортивная жизнь поставлена на паузу из-за коронавируса, предлагаем вспомнить вологодских спортсменов и тренеров, которые внесли свой вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне. А таковых насчитывается не менее 55.

    66
    0
  • Все мы родом из детства, а детство Юрия Иванова прошло в концлагере.

    404
    0
  • Великая Отечественная война коренным образом изменила уклад жизни даже в таком тылу, каким была Вологодчина. Но только сейчас благодаря рассекреченным документам становится ощутим реальный масштаб бедствия.

    731
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.