Игра на «гармошке»

№25 (922) от 30 июня 2015 г.

Получается, что город справляется с пассажиропотоком и без «гармошек»? | Фото с сайта vologda-portal.ru

Последние 20 «ЛиАЗов» изъяты у ПАТП-1 и возвращены лизинговой компании.

Первые десять «гармошек» ярославская Транспортная лизинговая компания (ТЛК) забрала еще в мае. Причиной послужили долги ПАТП по лизинговым платежам.


Смена игроков

Напомним, 28 мая Вологодская городская Дума выделила 45 млн руб. на решение финансовых вопросов с ТЛК. Планировалось, что эти деньги пойдут на погашение долгов. «Мы уже провели переговоры, и стоимость автобусов согласована. Они в курсе, что мы будем помогать ПАТП. Это выплата по новому лизинговому договору, который будет подписан 1 июня. Сейчас автобусы у нас по договору аренды», — отметил тогда заместитель Главы города Алексей Осокин.

Но, по словам заместителя гендиректора ТЛК по экономической безопасности Владимира Ефремова, эти деньги до сих пор не перечислены. В горадминистрации это объясняют тем, что ПАТП-1 и ТЛК не договорились о цене вопроса.

«Слишком дорогое предложение было по возобновлению договора с ПАТП, — говорит Алексей Осокин. — Я думаю, что найдём более лояльного поставщика с более удобными машинами по гораздо меньшей стоимости».

По неофициальной информации, ПАТП-1 ведёт переговоры о поставке автобусов с дилером МАЗа. Возможно, это сотрудничество окажется более успешным. Итог переговоров может стать известен во второй половине июля.


Банкрот, да не тот

В апреле ТЛК (73% которой, кстати, принадлежит ООО «ЯрКамп») подавала иск о банкротстве ПАТП-1. Но его арбитражный суд даже не принял к рассмотрению. В ТЛК не исключают повторного «банкротного» иска. Но сперва лизинговая компания попытается взыскать долги, не доводя ситуации до предела.

Администрация города, в свою очередь, считает, что переплатила лизинговой компании и намерена подать встречный иск о возврате части 35 млн руб.

Владимир Ефремов признаётся, что удивлён действиями городских властей. «У меня ощущение, что нашими руками хотят только усугубить ситуацию, — объясняет он. — Для нас это дико: складывается впечатление, что они просто собираются обанкротить предприятие».

Нет ли в действиях ПАТП злого умысла, сейчас проверяет и городская прокуратура. Сотрудники ведомства начали свою проверку на муниципальном предприятии.


Кто лишний?

Городские власти в бедах предприятия по-прежнему винят частных перевозчиков. «Не снята у нас еще проблема с работой ПАТП №1. Предприятию не хватает выручки, которая планировалась при утверждении тарифа, поскольку нелегальные перевозчики оттягивают на себя большую часть пассажиров», — заявил Алексей Осокин, объясняя необходимость выделения субсидии из бюджета ПАТП-1.

За 10 лет частные перевозчики увеличили свою долю на рынке, перенасытив город автобусами и продублировав некоторые рейсы традиционных перевозчиков.

Когда некоммерческое партнёрство «Перевозчики пассажиров г. Вологда» только приступало к работе, по законодательству действовал другой механизм лицензирования — в федеральной структуре лицензия выдавалась бессрочно. Поэтому действия частных перевозчиков можно назвать нелегальными лишь условно.

Городские власти неоднократно заявляли и о том, что их не устраивает техническое состояние частных автобусов, а также нарушение правил ГИБДД, в которых, по статистике, как и в авариях, чаще отмечены именно частные автобусы.

Как результат, год назад конкурс на обслуживание основных городских маршрутов выиграло именно муниципальное предприятие, хотя до этого многие из них обслуживали частники.

По мнению Владимира Ефремова, позиция городских властей по монополизации рынка автобусных перевозок является нонсенсом. «Вологда — это первый город, где мы столкнулись с тем, что власти попытались полностью вытеснить с рынка мелких частных перевозчиков, — рассуждает он. — Во всех регионах частное предпринимательство в транспортной сфере развито довольно сильно. Но властям Вологды, возможно, виднее».

По разным оценкам, по улицам Вологды ежедневно курсирует до сотни единиц «лишнего» общественного транспорта, средняя наполняемость которого в 3-4 раза ниже нормативов. Вернуться хотя бы к «работе в ноль» можно, лишь уменьшив число выходящих на рейсы машин. То, что ПАТП потеряло тридцать машин и пока не приобрело новые, очень на руку частным перевозчикам, сегодня работающим практически без конкурента.


Один серый, другой белый…

Доходы транспортных компаний падают еще и потому, что в областной столице никто не оплачивает перевозку льготников. До 2012 года эта статья финансировалась из бюджета, но затем была исключена из финансовых планов.

И муниципальные предприятия, и частники предоставляют скидки по карте «Забота» или по собственным дисконтным программам, но разницу с базовым тарифом им никто не компенсирует.

«Мы перестали подавать иски в суды на возмещение выпадающих доходов, — говорит заместитель гендиректора ОАО «Вологдаэлектротранс» Юрий Маслов. — Наш юридический отдел занимается изучением вопроса по взысканию с бюджетов разных уровней сумм недополученных доходов и суммы убытков, понесённых при перевозке льготных категорий граждан».

Признаёт он и то, что причиной проблемы с вологодскими «частниками» являются пробелы в законодательстве. Причём касается это не только общественного транспорта, но и таксомоторных и межрайонных перевозок. Проблема «серых» и «нелегальных» перевозчиков, не платящих налоги, в этих сферах не раз была озвучена с высоких трибун, но воз и ныне там.

«К сожалению, сегодня муниципалитеты не могут самостоятельно регулировать эту сферу, эти полномочия находятся в компетенции федерального законодателя, — говорит председатель комитета по государственно-правовой деятельности ЗСО Владимир Буланов. — Но прежде всего нужен диалог и заинтересованность местных властей в снятии проблем. У нас попытки делаются, но результата нет».

Владимир Пешков


Факт

В парке ПАТП-1 около 300 машин. Ежедневно на маршрутах работает около 160 автобусов, которые перевозят 86 тысяч пассажиров.


Между тем

Автобусы, которые раньше ездили по маршрутам ПАТП-1, лизинговая компания уже выставила на продажу через сайт бесплатных объявлений «Avito». Цена за машины 2013 года выпуска составляет 8,3 млн руб. ТЛК предлагала ПАТП выкупить их по цене, которая складывалась из базовой цены в 8 млн руб. плюс проценты по лизингу.

57
0
Похожие статьи
  • 06 марта' 19 | Страна и мы

    До 1 июля автобусные предприятия и таксисты должны решить проблему по введению онлайн-касс.

     

    186
    1
  • 12 декабря' 17 | Экономика

    Такое решение на минувшей неделе принял Арбитражный суд Вологодской области.

    508
    0
  • 27 марта' 19 | Транспорт

    В Вологде начинает работу новый перевозчик, которому достались сразу пять автобусных линий.

     

    492
    0
  • 08 августа' 17 | Экономика

    Конкурс на поставку газовых автобусов для городских транспортных линий стартовал в Вологде в конце июля.

    103
    0
  • 15 августа' 17 | Экономика

    Некоммерческое партнерство «Перевозчики пассажиров», обслуживающее маршрут №37, добавило три автобуса на линию и продлило маршрут до Дома ветеранов.

    81
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.