Правда жизни Андрея Смирнова

№28 (925) от 21 июля 2015 г.

Андрей Смирнов признался, что телевизор уже несколько лет не включает — «это для здоровья вредно». | Фото Марии Жаренковой

Режиссер «Белорусского вокзала» рассказал о том, как его дед попал на металлургический комбинат в Череповце, и что делал в Вологде его отец.

Гость кинофестиваля «VOICES» встретился с публикой на «Пикнике». Вокруг скакали дети, молодежь качалась в гамаках, и казалось, что человек, известный своим взрывным характером, сейчас всех призовет к порядку.

Но Андрею Сергеевичу, восседавшему на пеньке, все происходящее вокруг очень нравилось. Смирнов настолько привык к крутым поворотам судьбы, что удивить его крайне трудно.


За 101-й километр

«Мой дед по отцу — инженер-электрик Сергей Алексеевич Смирнов — стал инженером еще до революции, в гражданской войне не участвовал, но работал с большевиками. Я даже как-то спросил: «Как ты работал с этой сволочью?» Ответил просто: «Была семья, ее нужно было кормить. А что красные, что белые — одно и то же. Хотя белые были лучше…»

Дед был абсолютно аполитичен и тем не менее умудрился трижды загреметь в тюрьму. И вот в последний раз, уже в почтенном возрасте, в 1942 году, когда оба сына воевали на фронте, его загребли по «политическому делу». По доносу одного из коллег на 5 лет попал в лагерь в Мордовии. А в то время была такая форма наказания — «минус сто городов». Крупнейшие города оказались под запретом. Но у него была специальность, связанная с металлургией, и лет 10 или 8 он жил в Макеевке на Украине, там был крупнейший комбинат. А потом переехал в Череповец, там он работал лет 10, и несколько дней с отцом мы провели у деда с бабкой».


В память о людях

В Вологде Андрей Смирнов тоже не впервые. Он приезжал в областной центр вместе с отцом, известным писателем Сергеем Сергеевичем Смирновым, когда тот собирал материал для книги «Брестская крепость». Один из защитников крепости — Анатолий Виноградов — жил в нашем городе.

«Он был кузнецом. Очень красивый человек, русский мужик с прекрасным лицом. Я с удовольствием вспоминаю вечер, проведенный у него в доме. Мне было в ту пору лет 14, именно тогда я чуть ближе познакомился с Вологдой».


Битва с цензурой

На встречу с режиссером просочился и активист-социалист, который посоветовал Андрею Смирнову «открывать людям правду».

«Вы знаете, я сделал всего несколько фильмов за всю профессиональную карьеру. И почти все они пострадали от советской цензуры. Моя первая самостоятельная картина «Ангел» была снята по рассказу Юрия Олеши. В ней был задействован ряд выдающихся артистов: Николай Губенко, будущий министр культуры СССР, главную роль играл Леонид Кулагин, там же дебютировал великий русский артист Георгий Бурков, Людмила Полякова…

«Проба пера» оказалась счастливой, многие дебютировавшие в ней актеры стали знаменитыми. Но картина загремела на полку на 20 с лишним лет. Негатив ее исчез: то ли его потеряли, то ли «смыли» специально, а меня лишили работы. Она была сделана на материале гражданской войны, на крестьянском восстании. И хотя главный герой — большевик, который погибает в фильме, я попытался посмотреть на нее не так, как у нас было принято, а как на трагедию народа, две половинки которого столкнулись. Вот за это я и получил по рукам: это было воспринято как недопустимый совершенно подход. После этого года три, наверное, мне вообще не давали работать».


И на дуде игрец…

В те времена безработному режиссеру несколько месяцев платили часть зарплаты, а затем и вовсе перестали. И тогда Смирнов пытался освоить смежные профессии — работал переводчиком с французского, писал рецензии для издательств, работал над сценариями для фильмов, делал мультфильмы.

«Заработать что-то на стороне будучи режиссером довольно трудно. Я, конечно, пытался даже детективчик снимать… А следующей картиной и был «Белорусский вокзал». И он тоже сильно пострадал от цензуры. Мой вариант гораздо лучше, чем тот, что вы смотрите. Картину закрывали, за мной следили. Стукачи, как и положено, были внутри съемочной группы. Картину трижды останавливали! И если бы не мой покойный учитель Ромм, мы бы ее так и не закончили. Тираж «Белорусского вокзала» составлял 3 тысячи копий, его посмотрела вся страна.

…В общем, я старался переквалифицироваться, но ничего не помогало. Я не знаю, как другие сценарии пишут, я за 2 недели написать не могу».


Крепка советская власть

«Десятым» экраном выпустили еще один фильм Смирнова — любовную драму «Осень», — который также пострадал от цензуры. Всего было сделано 18 копий, рекламы и рецензий не было. Фильм предпочли не заметить. Уже потом Смирнову сказали, что любые упоминания об этой картине изымались. Андрея Сергеевича это возмущает и сегодня: ведь именно в «Осени» дебютировала Наталья Гундарева, Александр Фатюшин и другие любимые зрителем актеры.

«А фильм «Верой и правдой», который последний раз показывали лет 20 назад? Тоже блестящий состав — Лена Проклова, Александр Калягин… И даже Нонна Мордюкова и Валя Талызина сыграли в нем небольшие эпизоды.

Но лента была остановлена на половине, мне сказали: ты истратил так много денег, и пока не переделаешь, не переснимешь, мы не дадим продолжить. И мне пришлось убирать хорошие тексты и вставлять плохие… Я не стыжусь этой картины, но она ужасно пострадала. Там было много гротеска, а изображать в таком виде советскую власть было невозможно. Работа вышла, мне было под 40. Потом был перерыв на 29 лет (!).

...Я убежденный сторонник либерализма и демократии. Уверен, что Россия рано или поздно встанет на этот путь. Во всем мире есть лишь стран пятнадцать, где люди живут хорошо, не мешая друг другу, выбирая тех, кого хотят. И во всех этих странах либеральная экономика и парламентская демократия. Другого выхода нет, все остальные способы дают или Северную Корею, или Ирак, или какое-нибудь исламское государство, и Россию на том пути, на котором она сейчас находится, ничего хорошего не ждет. Но ничего не нужно насаждать. Я в этом убежден».

Марина Чернова

66
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.