Великий шут

№35 (932) от 8 сентября 2015 г.

До конца своих дней Вячеслав Теплов оставался в чём-то хулиганистым мальчишкой. | Фото из архива В.Чубенко «ВКонтакте»

Заслуженного артиста России Вячеслава Теплова вспоминают как человека, нёсшего добро, но жившего с большой болью в сердце.

Актера не стало 23 июля. Он умер в поезде, в котором ехал в отпуск. Вместе с сестрой они должны были лететь отдыхать за границу на море.

В день похорон коллеги и почитатели таланта Вячеслава Ивановича исполнили его шуточную просьбу. «Когда я умру, то хочу, чтобы за моим гробом бежали», — говорил он при жизни своим друзьям. И когда катафалк тронулся, целая толпа под громовые аплодисменты побежала следом.


Незнайка и компания

Первое, что вспоминают про Вячеслава Ивановича друзья, — это трагическая история, связанная с его первой женой Ольгой. После рождения второго ребёнка она тяжело заболела и умерла. «Нашлась другая Оля, у которой тоже был ребёнок, она пришла к нему, и они стали жить вместе, — говорит коллега по театру, заслуженный артист Александр Межов. — Но как минимум раз в неделю Слава ездил на кладбище к той Оле. В нём эта боль осталась на всю жизнь».

Младшая дочь Вячеслава Теплова в этом году закончила вуз в Москве. «Он не понимал, что значит пожить для себя, — рассказал Александр Межов корреспонденту «Премьера». — Я его ругал: «Что же ты, заслуженный артист, играешь Незнайку по детским садам?» А он отвечал, что ему нужны деньги, чтобы оплатить дочери учёбу».

Именно с Незнайкой и связана самая известная «халтура» Теплова, не говоря уже о возникшей в итоге дружбе с заслуженными артистами Всеволодом Чубенко и Олегом Емельяновым. Однажды Михаил Суров попросил провести детский праздник, где персонажами были Знайка, Незнайка и дядюшка Всезнай. Затем друзья стали давать это представление по детским садам и школам.

«В итоге мы рядом были больше, чем с домашними, — вспоминает Олег Емельянов. — Наши отношения, естественно, переросли в дружбу. Мы вместе отмечали все дни рождения и ездили отдыхать. Это были лучшие годы, потому что это было очень весело, легко и хорошо».


Актёр одного театра

Вячеслав Теплов проработал в вологодском Театре для детей и молодёжи больше 30 лет. Это уникальный случай: как правило, актёры по самым разным причинам переходят в другие театры и даже уезжают в другие города, а кто-то и вовсе уходит из профессии...

Символично, что Вячеслав Теплов сыграл главную роль в первом же спектакле, который поставил в 1985 году в театре его многолетний художественный руководитель, народный артист России Борис Гранатов. Это была пьеса «Ящерица» по Александру Володину. «Слава Теплов был очень хорошо профессионально подготовлен, — вспоминает Борис Александрович. — Он был готов к выполнению самых разных режиссерских задач, был очень пластичен, подвижен, лёгок. Затем он сыграл более 50 ролей, они все не похожи друг на друга, но везде виден Теплов и его личность».

В какой-то мере Теплова характеризует и необычная для него роль, которую он однажды сыграл в спектакле «Честный плут» по пьесе «Слуга двух господ» Гольдони. Дело в том, что он не очень любил сцены, где нужно напрямую общаться с залом. «Слава играл Труффальдино, а по моему замыслу он был как Остап Бендер: он приходил из зала с саквояжиком, такой вечный шут, вечный плут, — рассказывает Борис Гранатов. — Он садился на край сцены и начинал разговаривать с залом — был специально для него написан пролог, которого нет в пьесе Гольдони. В какой-то момент он выворачивал наизнанку пиджак и превращался в Арлекина».

Как бы то ни было, Вячеслава Теплова считают очень ответственным актёром: он играл всегда от всей души, стараясь на совесть. Вспоминают эпизод, когда, повредив себе что-то во время репетиции, сбегал из больницы, чтобы быть на сцене. Была у него и особенность, связанная с изначальным актёрским амплуа. «Он вначале учился на кукольника, и у него был очень выразительный внешний ряд. Он мог каким-то внешним рисунком досказать то, что не сказано словами», — говорит Олег Емельянов.

И вполне справедливо, что Вячеслав Иванович в итоге получил звание заслуженного артиста. Но это, по словам коллег, его нисколько не изменило. «Звание досталось не просто так, не за красивые глаза, — рассказывает Олег Емельянов. — Это честно заработанное звание, и он так к этому и относился. И не носил значок, который полагается».


Неиссякаемый

«Я помню его совсем молодым артистом, помню серьёзным, солидным, понимающим, что он почти самый старший артист в театре, и это надо на себе нести, — вспоминает заместитель председателя областного отделения Союза театральных деятелей Ирина Горожанова. — Но сквозь эту видимую солидность часто проскакивал тот молодой пацан, которого я помню ещё с конца 80-х. Это было ничем не скрыть — ни званием, ни годами, ни положением в коллективе среди молодых».

Он был мастером «травить байки» — рассказывать с юмором целые истории о любом происшествии в жизни. А их происходило огромное множество, словно магнитом актер притягивал.

В течение нескольких лет на различных капустниках и концертах Вячеслав Теплов и Александр Межов играли сценку-клоунаду «Шахматы». «По сюжету два чудака в пижамах, будто это было в больнице, играют в шахматы, один — грузный, другой — худой, — вспоминает Борис Гранатов. — Они мухлюют, прячут фигуры, затем начинают драться, падают через стол. Эту клоунаду он придумал, ещё когда был студентом».

Коллега по театру Александр Лобанцев во время панихиды в театре назвал артиста «великим шутом». «И это совсем не обидно, — сказал он. — В театре есть герои времени, которые могут отразить поколение. А Слава был шутом поколения, а это гораздо ценнее».

Владимир Пешков


Вячеслав Теплов о жизни и о себе:

«Никогда не думал, что доживу до этого времени, я всегда считал, что 50 — это уже срок, и так слишком много, как люди живут 90 или сколько-то лет? Ну, вроде уже всё узнал в этой жизни, а что-то новое открывать — это надо то ли заставлять себя, то ли учиться этому. А со всеми трагедиями, которые произошли со мной, по-новому и не хочется. Вот какая была жизнь прожита, спасибо Господу Богу, раз он дал».

Из архива «Премьера»

124
0
Похожие статьи
  • 31 июля' 19 | Персона

    Вологжанин Никита Воскобойников умеет не только играть музыку, но и делать инструменты своими руками.

    65
    0
  • 01 октября' 19 | Культура

    Лаборатория документального театра представила эскиз спектакля о Вологде.

    87
    0
  • 16 января' 19 | Культура

    За кулисами театра скрывается огромный коллектив, от слаженной работы которого зависит, каким получится любой спектакль.

     

    250
    0
  • 29 мая' 19 | Культпросвет

    Вологодский спектакль «Родная мать» в постановке сотрудников архитектурно-этнографического музея «Семёнково» отправляется в Москву, чтобы принять участие в необычном театрально-музейном проекте «Theatrum 2019».

    96
    0
  • 05 апреля' 18 | Театр

    Жюри конкурса премии Щуко и Семенова не смогло определить победителей в четырех номинациях

    142
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.