Градус веселья

№51 (948) от 29 декабря 2015 г.

После Нового года бокалы в ресторанах рискуют оказаться ненужными. | Фото с сайта wallpapers-craft.ru

С 1 января вологодские рестораны и кафе могут отказаться от продажи алкоголя.

Это связано с тем, что организации, занимающиеся розничной продажей спиртного, должны были успеть зарегистрироваться в специальной единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), где с 1 января будет отражен каждый факт закупки, а с 1 июля — каждый факт продажи алкогольной продукции.

Губернатор Олег Кувшинников заявил, что Вологодская область станет пилотной площадкой для тестирования системы, которая позже будет адаптирована во всех российских регионах. Но местные продавцы заявляют, что к работе в новых условиях большинство из них еще не готово.

Планируется, что работа по включению торговых точек в новую систему начнется с 2016 года. Она коснется 3,5 тысячи розничных продавцов алкоголя, лицензированных на территории области.


Борьба за рынок

ЕГАИС ввели в России в 2006 году для учета производства этилового спирта и алкогольной продукции. Сегодня система вводится повсеместно для всех продавцов, включая рестораны, кафе и сельские магазины, где нет автоматизированных кассовых аппаратов. Эта инициатива Правительства России ставит цель тотального контроля за производством и продажей алкогольной продукции, чтобы исключить попадание на рынок некачественного спиртного.

Такая необходимость действительно есть: достаточно вспомнить ряд массовых отравлений в Красноярском крае минувшей осенью, а последний смертельный случай зафиксирован на Камчатке 22 декабря, где от отравления алкоголем погибли две женщины.

«Сегодня наша главная задача — поставить жесткий заслон контрафакту, который поступает в магазины. Поскольку нелегальный алкоголь не только угрожает здоровью населения, но и наносит ущерб региональному бюджету в виде недополученных акцизов», — заявил на минувшей неделе Олег Кувшинников.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) предписывает, что все кассы магазинов, кафе, ресторанов и любых торговых точек, которые продают спиртное, должны зарегистрироваться в ЕГАИС. Таким образом, путем сканирования акцизных марок на федеральном уровне должна отражаться каждая продажа алкогольной продукции, будь то бокал шампанского или бутылка водки. ЕГАИС должна заработать в оптовом секторе с 1 января, в розничном — с 1 июля 2016 года.

Несмотря на то, что потребность в такой системе действительно есть, эксперты единодушно заявляют, что рынок к изменениям пока не готов. Еще в ноябре организация предпринимателей «Опора России» предупредила, что большинство оптовых и мелкооптовых поставщиков алкоголя не успеют подключиться к ЕГАИС и освоить программу передачи данных к 1 января. С предпринимателями согласен и вологодский бизнес.

«Рынок готов к этому максимум на 10-15%», — считает председатель ВПО «Облпотребсоюз» Владимир Толоконников.

«Дело в том, что все накладные на поступающий в магазин алкоголь должны быть в электронном виде зарегистрированы в ЕГАИС, — говорит исполняющая обязанности генерального директора холдинга «Золотой ключик» Анастасия Павлова. — По информации, которая поступает от наших поставщиков, не все они готовы к такой работе. Да и сам ЕГАИС работает очень нестабильно. В связи с чем в начале следующего года у нас действительно могут возникнуть проблемы с приемкой алкоголя».

Между тем новые нормы влекут за собой наказание в виде отзыва лицензии на продажу спиртного.

«Многим рестораторам придется делать выбор: либо прекратить продажу алкоголя с 1 января, либо столкнуться с риском отзыва лицензии, — считает один из вологодских рестораторов, который не пожелал назвать свое имя. — А подключение к системе обходится дорого».


В копеечку

Проблема еще и в том, что единая система ЕГАИС предполагает устойчивую Интернет-связь, что просто невозможно в отдаленных районах Вологодской области.

«У нас стоит такая пробная система в одной из торговых точек в Вытегре, — говорит председатель облпотребсоюза Владимир Толоконников. — Но она не работает. Доходит до смешного: продавец, чтобы отсканировать акцизную марку, выходит на крыльцо вместе со сканером и «ловит» Интернет. В Нюксенице, чтобы проверить легальность продаваемой бутылки, продавцу приходится ездить домой, где есть устойчивая интернет-связь».

Кроме того, оснащение специальным оборудованием для продажи алкоголя «влетит» вологодскому бизнесу «в копеечку».

«Считаем: переоснащение одной кассы стоит порядка 80-85 тысяч рублей, — перечисляет главный специалист по вопросам торговли ВПО «Облпотребсоюз» Наталья Замахина. — Обслуживание точки — еще около 30 тысяч рублей в год. Учитывая, что в среднем торговый оборот одного сельского магазина составляет около 100 тысяч рублей в месяц, это просто «неподъемные» расходы».

Не готов к новой системе работы и персонал. В большинстве магазинов сельской местности работают люди предпенсионного и пенсионного возраста, которые просто не справятся с поставленной задачей жесткого учета.

Еще одно нововведение — журнал учета оборота алкогольной продукции, форма которого утверждена приказом Росалкогольрегулирования. С 1 января такой документ должен быть в каждой торговой точке, включая общепит. В журнале фиксируется поступление спиртного и его реализация. Пока процедура разрешена в любой форме, однако впоследствии и она приобретет электронный вид, и автоматически данные будут считываться ЕГАИС.

«Раз в квартал информация должна передаваться в ЕГАИС, — говорит вологодский ресторатор. — То есть, помимо обязательной регистрации накладных, считывания акцизных марок, мы должны еще и передавать данные о закупках и продажах. Получается, что три раза проделывается одна и та же процедура. Это дополнительная нагрузка на персонал. Мы подсчитали, что наше кафе продает спиртного на сумму примерно в 800 рублей в день. В этой ситуации я не вижу смысла приобретать фискальное оборудование, обслуживать его и закупать легальное программное обеспечение. Проще просто прекратить продажу алкоголя».

Юлия Лаврова


Кстати

В Вологодской области расположены 4 крупных алкогольных предприятия. За последние 3 года они увеличили объемы производства с 700 тысяч до 2,8 миллиона декалитров.


Комментарий

Вадим ДРОБИЗ, глава «Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя»:

— Алкоголь с прилавков 1 января не исчезнет точно. Этого не произойдёт, так как к этому сроку розница должна лишь начать подключаться к ЕГАИС. На то, чтобы полностью интегрировать свой бизнес в систему, у дистрибьюторов будет целых 3 месяца. Никаких штрафов или отзывов лицензий в это время по отношению к ним применяться не будет

66
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.