«Ликбез». Выпуск 1

№6 (954) от 16 февраля 2016 г.

Газета «Премьер» представляет еще один совместный проект с Управлением информационной политики Правительства Вологодской области — «Ликбез».

В новой рубрике на протяжении 2016 года мы будем публиковать материалы, посвященные чистоте, богатству, красоте и особенностям русского языка. В наши дни он подвергается влиянию множества отрицательных факторов, главные из которых низкая культура речи и неоправданные заимствования, особенно из английского языка.

Давайте вместе научимся говорить правильно! Давайте научимся ценить и уникальные диалекты Вологодской области, и все богатство литературного русского языка.


Ожившие образы

Надписи на вологодских прялках вдохновили вологодскую поэтессу Лету Югай на создание цикла стихотворений.

Благодаря надписям на прялках имена вологодских крестьян сохранились до наших дней, а вологжанка помогла им вновь зазвучать.

Лета Югай — кандидат филологических наук со специализацией на фольклористике (тема ее диссертации «Ключевые образы плача: на материале похоронных и поминальных причитаний Вологодской области»).

Лета стала автором необычных «Записок странствующего фольклориста». За этот цикл вологжанка удостоена премии «Дебют». Подборка ее стихотворений «Надписи на прялках» — это тоже смесь фольклора и поэзии. Автор так объясняет основообразующую идею своей подборки: «Прялка (или пряслица, как называют на Вологодчине) сопровождала женщину всю жизнь, дарилась в знак ухаживания, передавалась по наследству. Часто мужчины вырезали и расписывали прялки для своих любимых».

Надписи на прялках раскрывают имя мастера, имя владелицы и дату создания. Написаны они с сокращениями, в виде инициалов, а иногда —в виде цифровых или буквенных анаграмм. «За каждой надписью — чья-то личная история, бытовое творчество мужчины, вырезавшего прялку, жизнь женщины, прошедшая бок о бок с её двойником в мире вещей. Мои стихи — попытка, вживаясь в имена и скупые знаки, вычитанные на прялках, достроить смыслы, вкладываемые в эти надписи», — говорит Лета Югай. Вот пример таких «достроенных смыслов»:

СИЯ ПРЯСЛИЦА ЕЛИСАВЕТЫ

  • руки Елисаветы —
  • всем невзгодам ответы
  • ноги Елисаветы —
  • мозоли дорог всего света
  • сердце Елисаветы —
  • всем бездомным приют
  • свечки горят всё лето
  • всю зиму птицы поют

Поэтесса возвращает нам из небытия судьбы, портреты, имена, истории... «Лета Югай пришла одновременно к стилизации, комментарию и интерпретации фольклорного сюжета.

Но многие ли читатели способны сегодня восхититься таким растворением поэзии в этнографии, мифологии, таким соединением исследовательского интереса к быличкам, сказам, закличкам, баенкам, горюшницам с лирическим творчеством?» — задается вопросом филолог Елена Титова в статье «Куда ж нам плыть?», опубликованной в «Вологодском альманахе-2015».

На самом деле, пока есть ценители таких художественных приемов, память о Елисавете и других крестьянках будет бережно сохраняться и в наши дни.

Наталья Мелёхина


Говорим по-русски

Оплатить проезд или заплатить за проезд?

Неправильное построение этой фразы чаще всего можно услышать в общественном транспорте. Например, «Оплатите за проезд!» Это типичная ошибка кондукторов, водителей и пассажиров.

На самом деле согласно нормам русского языка слово оплатить употребляется без предлога, слово заплатить — с предлогом, то есть правильно: оплатить что-либо (оплатить проезд) и заплатить за что-либо (заплатить за проезд).

Кроме того, в русском языке существует глагол уплатить. Сочетание уплатить проезд неправильно. В справочнике «Управление и пунктуация в русском языке» Дитмара Розенталя приведены нормативные примеры: уплатить за проезд в метро, уплатить за покупки, уплатить за обед.


Байки от Анатолия Ехалова

«Как деревню назовете…»

Едешь по дорогам Русского Севера, и, как спицы в колесе, мелькают привычные названия деревень: Горки, Новинки, Починки… Раменье, наконец… Сколько их, Рамений-то? Не счесть…

А что означает это слово — «раменье»? Какой народ придумал это мудреное название – Раменье, Рамешки?

Да свое это слово, родное, русское. От слова «рама» — «солнечная земля» означает. «Ра» — «свет, солнце», «ма» — «земля»…

А еще мелькают часто Доры и Дорки. Это-то что за причуда? На каком языке? На русском. «Дор» — свободное от леса сухое место. А произошло от слова «драть». Выдрали, выкорчевали лес, и получился «дор». Добавился к нему древний корешок «га», означающий «движение», и получилась «дорога».

Проехала по дороге телега, и поднялся с дороги всяческий «вздор»…

И Бор, опять же Борок свои названия получили от слова «брать»… «У медведя на бору грибы-ягоды беру…»

И деревня Коченьга, упоминаемая в моих рассказах вместе с одноименной рекой, вряд ли требует перевода с других языков. Она стоит на реке с одноименным названием. Река, текущая средь кочек, коченья…

Хотя в прежние времена дорогами наших предков были реки. И не удивляйтесь этому окончанию во многих названиях рек: «га», взятому из санскрита, самого близкого к русскому языку, давшего начало индоиранскому, индоевропейскому языковому древу. Леденьга, Еденьга, Песь Еденьга. Последнюю часто называют у нас Песьей Деньгой, хотя, если применить санскрит в качестве ключика, то скорее всего это будет песчаная река. Река-дорога.

Вот сегодня мы все стали любителями путешествий. А что означает это слово? «Путь» и «шест»… Иначе — водное путешествие. Представьте реку, по которой движется караван лодок, или лодей, которые приводятся в движение шестами. Шестуют, или шествуют…

Но едем дальше. И вот скоро мелькнет и вовсе загадочное: деревня «Спица», или «Точка», или «Чистая Баба», или «Девять Изб», «Молодки», «Старики», «Старухи», «Парни» и «Девки»…

Понятно, скажем, название деревни «Гологузка» — небогато жили. Но само название деревни «Дураково» не совсем понятно, тем более что в советские времена общим голосованием деревня была переименована в «Дубки», хотя дубков там сроду не бывало.

В начале шестидесятых мой старинный друг Александр Баженов, простой водитель лесовоза, поставил на речке Юзе дом и основал деревню, которую сам и назвал — «Красота». Теперь это очень большая деревня вопреки усилиям властей всех мастей.

Анатолий Ехалов, писатель

79
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.