Искусство терпения

№9 (957) от 8 марта 2016 г.

Анастасия Успенская воссоздала облик своей героини Сайюри. Кстати, искусство создания образа из манги или аниме называется «косплей».

«Когда мне было не больше десяти лет, я просто увидела по телевизору Японию и влюбилась в её культуру. А манга — неотъемлемая часть этой потрясающей страны», — рассказывает вологжанка Кристина Братова, которая преподает искусство рисования манги для всех желающих.


Древнее, как Япония

В Японии мангу читают все, независимо от возраста, пола и профессии: бизнесмены и школьники, мужчины и женщины, взрослые и дети. В России ею увлекаются в основном молодые люди в возрасте до 25 лет. Мангу называют «японскими комиксами». Но «комиксы» — это не вполне точное определение. Дело в том, что у манги есть собственные традиции, которые начали зарождаться еще в XII веке. Художников, занимающихся рисованием «японских комиксов», называют «мангаки». В Японии это престижная и высокооплачиваемая профессия.

«Есть определённые каноны, типы персонажей и даже сюжеты. Самый распространённый — это, наверное, школьный жанр. Все действие происходит в школе, причем это может быть и комедия, и фантастика, и ужасы, но сюжет меняется не очень ярко при этом. Я очень много читала различной манги, и зачастую мангакам нечем удивить аудиторию, они используют уже проверенные методы. Например, как милая девочка-школьница, улыбчивая и всем помогающая, в итоге оказывается злобным убийцей», — объясняет Кристина Братова.

Увлечение мангой часто «вырастает» из увлечения анимэ — это японские мультфильмы, к слову, возникшие на основе манги. «Как и все, я смотрела японскую анимацию, а так как хочется пробовать в творчестве что-то новое, то такой стиль захотелось повторить. Сначала были перерисовки с кадров, картинок. Интернет дает неограниченный доступ к всевозможным ресурсам, обучающим рисовать мангу, анимэ, и со временем это привело к тому, что рисовать в этой стилистике я стала постоянно», — говорит вологжанка Анастасия Успенская, которая начиная с 2009 года уже прошла большой путь к тому, чтобы стать мангакой, но все еще продолжает совершенствоваться.


Дело техники

Пока Анастасия изображает в основном персонажей-женщин. Мужчин в стилистике манги изображать гораздо сложнее, так как необходимо прорисовывать буквально каждый мускул.

«Чтобы рисовать ту же мангу или комиксы, нужен сценарий того, что должно быть на раскадровке (сценарий манги в рисунке. — Прим. ред.). Сам процесс создания одной страницы очень трудоемкий. Нужны и навыки в рисунке, нельзя, чтобы было много статических поз, нужна динамика, а динамика — анатомия и структура. То есть, простыми словами, для этого надо очень часто практиковаться. У мангак, которые рисуют популярные манга-комиксы, есть ассистенты и те, кто корректирует сценарий», — делится тонкостями мастерства Анастасия.

В Японии обучение новичков и вовсе начинается со знакомства с инструментами. Их очень много. «Мангаки используют уже более профессиональные инструменты: карандаши; очень качественные цветные маркеры — для цветных обложек или разворота в главе манги; тушь; перья; рапидографы и изографы; линеры; маркеры; специальные листы бумаги формата А4 для раскадровки; линейки и лекала», — говорит Анастасия.

После знакомства с инструментарием новички просто наблюдают за работой опытных художников. «Мастера смотрят, как новички рисуют простые предметы. Чаще всего это линии и кружки. Потом плавно переходят на лица, потом — на анатомию тела», — объясняет Кристина Братова.

Некоторые родители, чьи дети увлекаются мангой, препятствуют этому хобби. Они считают мангу слишком жестокой. Кроме того, путают жанры. В манге множество направлений. В том числе существует манга для взрослых с эротическим содержанием.

Следует помнить, что и в Японии, как и в России, она вовсе не предназначена для детских глаз. По этому поводу Кристина Братова говорит: «Могу посоветовать родителям, чтобы они были чуточку внимательнее к тому, что читают и смотрят их дети. Манга — это не единственный источник, откуда вытекает разного рода гадость. Манга бывает очень и очень разной. Но следует помнить: многие произведения учат доброте, дружбе, уважению и другим драгоценным качествам, без которых человеку не обойтись».

А самое главное, чему учит манга, как и многие другие виды японского искусства, — это терпению: чтобы стать хорошим мангакой, требуются годы труда. Именно поэтому читают мангу многие, а вот рисуют — единицы.

Наталья Мелёхина


Советы новичкам от Кристины Братовой:

  • Набраться терпения! Не получаться может много-много раз, но конечный результат будет потрясающий...если до него дойти.
  • Работать над ошибками! Больше срисовывать и уделять внимание деталям. Не стирать свои ошибки. Закончите работу, а потом, по завершении, найдите всё, что неправильно нарисовали, и уже на чистый лист бумаги перенесите этот же рисунок, но только с исправлениями. Новичкам лучше пользоваться мягким карандашом, чтобы отчетливее видеть свои линии.
  • Не сравнивать! Сравнивайте свои работы только со своими старыми и смотрите на собственный рост. Стремитесь превзойти самих себя, а не кого-то другого.
84
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.