Задание на сегодня
![]() |
Виталий Тушинов ранее возглавлял Региональную энергетическую комиссию. |
Накануне Дня работников ЖКХ о проблемах и удачах, секретах и перспективах развития отрасли в регионе с «Премьером» поделился заместитель губернатора Виталий Тушинов.
— Виталий Валерьевич, прошел год с момента лицензирования компаний. Какие результаты это принесло в итоге?
— Думаю, эксперимент удался, хотя не все моменты я могу оценить как положительные. На мой взгляд, в тех условиях, когда речь идет о деньгах, а управляющие компании — это живые деньги, которые собираются от населения и передаются ресурсоснабжающим организациям, законодательство должно быть более жестким. У нас оно очень лояльное. И система лицензирования до сих пор тоже лояльная. Чтобы нарушителей лишить лицензии, нужно порядка 240 дней. А теперь самое интересное: лишить лицензии можно только в течение одного календарного года, а если не успел, значит, ты не успел вообще. Поэтому, с нашей точки зрения, этот механизм необходимо менять.
Положительные моменты реформы в том, что мы ушли от управляющих компаний-фантомов, когда два-три-четыре учредителя имеют у себя восемь управляющих компаний. Сейчас учредители, нарушившие закон, не рассчитавшиеся с долгом, не могут войти в состав учредителей другой компании, потому что не получат лицензию. Мы осознанно пошли на то, чтобы увеличить состав лицензионной комиссии. Туда вошли и Ассоциация муниципальных образований, представители Вологды и Череповца, Ассоциации управляющих компаний. Пытаемся сделать так, чтобы не мы были контролерами, а сами УК четко понимали, как их система должна функционировать.
С 2017 года заработает система ГИС ЖКХ, и вся информация по управляющим компаниям — по привлечению подрядных организаций, по расчетам с ресурсоснабжающими организациями, по сбору платежей, по платежам в фонд капитальных ремонтов — станет «прозрачной». Достаточно будет одну кнопку нажать и посмотреть, как работает твоя управляющая компания, тогда, возможно, население будет смотреть на УК не только с точки зрения чистоты в подъезде, но и с точки зрения «чистоты» самой УК, какие нарушения она имеет, кто ею руководит и прочее…
— А зачем понадобилось «сливать» в одну структуру региональную энергетическую комиссию и Департамент топливно-энергетического комплекса?
— На самом деле это создание механизма сквозного мониторинга. Органы регулирования устанавливают тарифы и цены на определенные виды услуг, формируют инвестиционную программу и концессионные соглашения конкретных муниципальных образований (городов и поселений). В то же время Департамент топлива и энергетики делает эту же работу, но в масштабах и перспективных планах области. Получалось, что инвестиционные программы внутри городов и районов замыкались только на себя, и не было объективной оценки потребностей всего региона. Теперь же есть четкое понимание того, в каком направлении развивается не только каждое сельское поселение, но и топливно-энергетический комплекс области, и коммунальная сфера в целом.
Одновременно мы идем по пути создания единой крупной областной электросетевой компании, которая будет заниматься всеми электрическими сетями. В каждом районе сегодня действуют маленькие муниципальные предприятия. Они разрознены с точки зрения технической политики, принятия единого подхода для тарифных и технических решений. Кроме того, осилить инвестиционную программу силами одной небольшой сетевой компании невозможно.
Я приведу простой пример. Возьмите любой райцентр. Для того чтобы там навести порядок с точки зрения энергоснабжения, нужно вложить не так много денег: поставить современную систему учета и поменять голый провод на изолированный, чтобы прекратили воровать. Деньги небольшие, а решить эту проблему муниципалитет не может!
Парадоксально, но для выбора лучшей альтернативы развития конкретного района нам требуется сконцентрировать усилия в рамках единой организации. Крупной сетевой компании отчетливо видно: куда направить средства, в какой поселок, на какие цели? Такой комплексный взгляд и подход дает возможность экономить деньги и на управленческих расходах, и на применяемых технических решениях, а любая экономия расходов ресурсоснабжающей организации — это прежде всего возможность регулировать тарифы в интересах населения.
— Виталий Валерьевич, как сейчас обстоят дела с программой переселения из ветхого и аварийного жилья? В регионе были и есть проблемы и со сроками сдачи, и с качеством построенного жилья. Назывались более 20 конкретных проблемных домов. В других регионах, мы видим, за это даже губернаторов снимают….
— Сейчас уже пять. Но в качестве простого понимания ситуации: у нас в области расселению подлежит 10 тысяч человек. Это тот объем, который признан ветхим и аварийным по состоянию на 1 января 2012 года. Это как взять город Белозерск и переселить его одномоментно в другое место.
Если же говорить о реальном масштабе ветхого и аварийного жилья, то его намного больше, на самом деле в области требуется расселить не 10, а 70 тысяч человек. Например, в Череповце нет жилья, признанного аварийным по состоянию на 01.01.2012 года, а разве его на самом деле нет? Реальный объем уменьшен потому, что, когда версталась эта программа, не все муниципалитеты туда шли, и не все понимали, что делать. Вы говорите, губернаторов снимают, а кто-то из муниципальных чиновников по-честному за это ответил?
Такой подход сложился на местах, потому что федерация дает 70% денег, регион — 25% и только 5% — муниципалитет. А контрактует весь заказ муниципалитет. Но как может глава сельского поселения с образованием явно не строительным оценивать такой контракт? Вот такое отсутствие технического контроля на первых этапах и образовало проблему.
Сейчас в Вологодской области создана служба единого технического заказчика, которая в ручном режиме в реальном времени мониторит ситуацию. Это реальные специалисты в сфере строительства, которые могут приехать, оценить, подсказать, на чем нужно акцентировать внимание. Кроме того, открывается возможность приобретать для этих целей уже готовое жилье. Это позволит избежать повторения допущенных ранее ошибок.
— 15 марта отмечается День работников ЖКХ. Что вы пожелаете работникам отрасли?
— Более 3% населения Вологодской области — это представители сферы коммунального хозяйства или смежных отраслей. ЖКХ занимает второе место (после дорог) с точки зрения мультипликационного эффекта по вовлечению людей абсолютно разных специальностей в развитие отрасли в целом.
Это мощный локомотив, который за собой тащит все остальное. Это люди, которые призваны создавать нам с вами комфорт, дарить тепло и свет. И я четко убежден, что создавать комфорт могут только те, кто имеет определенное состояние собственного душевного покоя.
Поэтому хочу пожелать, чтобы, несмотря на все те вопросы, которые остаются в сфере ЖКХ, ее работники сохраняли внутренний душевный комфорт. И пока будет так, мир останется нерушим.
- 02 декабря' 20 | Среда обитанияЧастный лес
Вологжанка Маргарита Давыдова выкупила 20 гектаров сельхозземель, заросших деревьями. Теперь она — владелица частного леса, в котором планирует организовать своеобразный музей под открытым небом.
7830 - 13 января' 21 | ОбществоСюрпризы от Крысы
В 2020 году в Вологде появились гигантские граффити с писателем Василием Беловым, в Череповце открылось новое здание городского суда, десятиклассница из посёлка Майский Дарья Лобанова стала чемпионкой России по пожарно-спасательному спорту, а на территории «Северстали» поселились большие белые цапли – уникальные птицы, которые обычно живут гораздо южнее. Какими ещё событиями запомнился вологжанам ушедший год Белой Металлической Крысы?
470 - 07 ноября' 20 | МедицинаМиссия невыполнима?
Из-за пандемии коронавируса многие поликлиники и больницы Вологодской области могут не выполнить годовое государственное задание по оказанию медицинских услуг.
1770