Дяденька, вам техосмотр не нужен?

№13 (961) от 5 апреля 2016 г.

«Техосмотр без заезда» — отнюдь не вологодское изобретение. Этот снимок, например, взят из рекламы аналогичных услуг в Костроме. | Фото с сайта kostroma.adiso.ru

В отношении вологодских продавцов поддельных карт техосмотра начали возбуждать уголовные дела.

С момента отмены талона техосмотра и замены его диагностической картой, которую вправе выдавать частные автостанции, прохождение ТО для многих автолюбителей стало формальностью, а в российской экономике появилась еще одна «серая» отрасль заработка: выдача фальшивых документов.


Дорогами смерти

В марте 2016 года на прием к спикеру Законодательного Собрания Георгию Шевцову пришли руководители компаний, которые являются аккредитованными операторами технического осмотра, с жалобой на массовую выдачу диагностических карт без осмотра автомобилей.

«По нашей статистике, только 30% автовладельцев проходят технический осмотр законными путями, — рассказали директора лицензированных станций техосмотров. — Остальные предпочитают покупать диагностические карты. Из-за этого, во-первых, мы, легальные предприниматели, терпим убытки, а во-вторых, на дороги выезжают машины, состояние которых оставляет желать лучшего».

И в прокуратуре Вологодской области, и в областном УМВД на сегодняшний день есть несколько обращений от предпринимателей с просьбой навести порядок на рынке выдачи диагностических карт.

«Автолюбители бывают разные, — говорит сотрудник службы пропаганды городской ГИБДД Анастасия Шляпникова. — Кто-то регулярно добровольно обслуживает свой автомобиль и следит за его техническим состоянием, кто-то предпочитает экономить на этой статье затрат «до случая». В Вологодской области в 2015 году из-за неисправных автомобилей произошло более 80 ДТП, в которых погибли 7 человек».


Законные основания

Напомним, что обязательное получение талона техосмотра было отменено Федеральным законом №170-ФЗ от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 1 января 2012 года изменения были внесены в Правила ОСАГО, в соответствии с которыми контроль за прохождением техосмотра был возложен на страховщиков. При выдаче полиса ОСАГО сотрудник страховой компании обязан потребовать от автолюбителя предъявления диагностической карты.

«Диагностическая карта — это документ, в котором в виде таблицы зафиксированы все сведения об автомобиле и указано заключение о возможности или невозможности эксплуатации машины, — рассказал нашей газете автоюрист Сергей Моргунов. — Карта заверяется только подписью технического эксперта. Прохождение ТО на новый автомобиль не требуется, пока ему не исполнится 3 года, включая год выпуска».

Именно эту карту с индивидуальным номерным знаком должен предоставить автолюбитель страховой компании, чтобы заключить договор ОСАГО. А страховщик в свою очередь — проверить, зарегистрирован ли этот номер карты в единой государственной системе ЕАИСТО.

«Согласно «Положению о правилах страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений информации, содержащейся в ЕАИСТО, — пояснила начальник отдела автострахования Вологодского филиала ПАО «Росгосстрах» в Вологодской области Ирина Москалева. — При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в системе, страховщик имеет право отказаться от заключения договора».


Карта на коленке

Казалось бы, все контролируется: есть единая государственная база данных техосмотров, есть страхователь, который проверяет предоставленные карты, но черный рынок процветает. В чем же дело? «Премьеру» удалось связаться с одним из тех, кто зарабатывает на выдаче поддельных карт.

«Я нашел объявление в Интернете, — рассказал вологжанин, пожелавший остаться неизвестным. — Требовался компьютер с выходом в Интернет, черно-белый принтер, 600 рублей на изготовление печати, которую позже выслали почтой, и затраты на объявление в газете. Пароль для ввода номера диагностической карты в базу ЕАИСТО и сам образец диагностической карты тоже прислали по почте, как только я перевел на указанный продавцом счет 350 рублей. В итоге у меня было по 1-2, а иногда больше клиентов в день. У страховщиков данные не вызывали сомнений, ведь все карты были внесены в единую систему данных».

Диагностические карты без осмотра автомобилей стоят в Вологде от 900 до 1000 рублей. Таким образом, заработок мошенников, которые просто печатают поддельные документы, составляет примерно две зарплаты учителя. Поймать «за руку» таких мошенников непросто.

«Часто автолюбители, приобретая подобную диагностическую карту, прекрасно осознают, что нарушают закон, но не сообщают об этом, — говорит начальник отдела дознания отдела полиции №1 УМВД по городу Вологде Ирина Чеканова. — Если осматривать автомобиль на станции, выявлять технические неисправности, устранять их — это совершенно другая статья расходов. Поэтому платят мошенникам».

Но, несмотря на массовые нарушения закона, сегодня в производстве сотрудников полиции находятся всего 7 уголовных дел по статье 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов» и только одно по статье 159 УК РФ «Мошенничество».

«У нас в производстве два таких уголовных дела, — говорит Ирина Чеканова. — В одном случае в полицию обратился водитель, автомобиль которого находился на станции в ремонте. Однако ему была выдана диагностическая карта без осмотра. Мужчина заявил об этом в полицию. После проверки выяснилось, что номер карты был внесен в единую базу данных ЕАИСТО. Таким образом установили, что подозреваемый совершил не только подделку документа, но и мошенничество».

Между тем проблема подделки диагностических карт и «черный» рынок, который растет день ото дня, вызывают вопросы даже у президента России, который 14 марта на заседании президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения обратил на это внимание.

Ряд депутатов Государственной Думы тоже выступили с предложением лишить Российский союз автостраховщиков возможности контроля за техосмотром и передать надзор в Российский союз организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств. Однако пока проблема в правовом поле не решена, и газеты бесплатных объявлений продолжают предлагать фиктивные услуги по осмотру автомобилей.

Юлия Лаврова


Факт

В среднем стоимость техосмотра на частной станции в Вологде сегодня стоит от 600 до 750 рублей.

346
0
Похожие статьи
  • 21 апреля' 20 | Громкое дело

    Аффилированные компании «Вологдаэнергосбыта» пытались взыскать с него более миллиарда рублей.

    267
    0
  • 17 июня' 20 | Особый случай

    Легковая машина «с тёмным прошлым», купленная с рук, стала для жительницы Сокольского района источником серьёзных проблем.

    357
    0
  • 13 мая' 20 | Особый случай

    Вологодский пенсионер, ветеран-геолог Юрий Трушнихин остался без здания на Пречистенской набережной, уплаченных за него денег, а сверх того — оказался должен за неоказанные ему строительные услуги.

    375
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.