Куда пойти учиться?

№22 (970) от 7 июня 2016 г.

Хорошо, если школьник уже выбрал свою цель в жизни. | Фото с сайта finforum.ru

С вопросом выбора будущей профессии сталкивается каждый школьник.

Если ваш сын в 3 года решил стать космонавтом и все последующие 15 лет твердо держался этой цели, скорее всего, у него не будет никаких проблем с самоопределением.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит: это означает, что ребенок социально и психологически зрелый. Хуже, если ему все равно: выбор сделают родители, а потом в процессе работы выяснится, что он терпеть не может перебирать бумажки и общаться с людьми.


Чем и зачем?

Как показывают социологические и психологические исследования последних лет, в большинстве своем современные школьники плохо представляют себе свое профессиональное будущее. Очень большой процент учеников мечтают преимущественно о материальном достатке и престиже и плохо представляют себе ту сферу деятельности, которая даст им эти блага. А 3% учащихся самоустраняются от выбора профессии, полностью перекладывая его на плечи родителей.

Но зачастую, даже сделав выбор в пользу той или иной профессии, выпускники школ плохо представляют себе, чем именно они будут заниматься на рабочем месте.

Отсюда возникают и сложности с выбором экзаменационных испытаний во время ОГЭ и ЕГЭ. К примеру, имея хорошие результаты по предмету «обществознание», выпускник выбирает именно этот предмет для испытаний. В то время как поступать собирается в университет по специальности, связанной с сельским хозяйством. В привычной логике вещей ему стоило бы выбрать для сдачи на ЕГЭ биологию и химию, но ребенок об этом не подумал, и никто ему этого не подсказал.


Кому и куда?

Занятия и тестирования в рамках профессиональной ориентации были немного забыты и только-только возвращаются в школу. Поэтому многие ребята совершенно не представляют себе, какие у них способности, кем им быть и куда поступать, и поступать ли вообще.

Любая профессия требует «профессионально важных качеств» — например, бухгалтеру важно внимание, художнику — образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у человека соответствующие способности. В ситуации сомнения нужно выбирать ту профессию, где эти способности будут максимально реализованы, тогда в этой деятельности можно будет добиться наибольшего успеха. В старших классах можно предложить детям пройти тест на профориентацию, который поможет определиться с выбором профессии. В создании таких тестов принимают участие психологи, педагоги, специалисты по кадрам. Обычно эти тесты выдают сразу несколько вариантов профессий. Полученные результаты можно проанализировать, обсудить с ребенком, выяснить, к какой специальности больше лежит душа, и после этого можно начинать подготовку к поступлению в вуз.

Если ребенок выбрал профессию, дайте подростку возможность окунуться в нее с головой. Будущий журналист может бесплатно постажироваться в местной газете, медик — поработать волонтером в больнице. Лишь после этого он сможет понять, действительно ли ему это занятие по душе. Ведь многие из них даже не осознают, какие трудности ждут в той или иной ситуации. Согласитесь, в большинстве случаев составить представление о должности летчика, стюардессы или певицы мы можем только на основе кино. Там всегда все гладко, идеально и интересно. На самом же деле это гораздо сложнее, чем нам кажется на первый взгляд.


Какой и почему?

Выбирая сам вуз, не стоит ориентироваться на такие показатели, как материально-техническая база, квалификация преподавателей и прочие стандарты, на которые долгие годы опирались тысячи студентов. В вузах с многолетней хорошей репутацией все эти параметры, поверьте, на должном уровне. Нынешнее время диктует свои требования.

Сегодня система высшего образования ориентируется на интеграцию в мировое сообщество. Самыми популярными становятся вузы, где налажены связи с другими учебными заведениями. Причем подчастую с заведениями разного уровня, чтобы студенты видели весь спектр применения своих профессиональных навыков.

Преподаватели и сами студенты ценят возможность принять участие в разнообразных профессиональных конкурсах, где учащиеся не только показывают свои навыки и умения, а могут понаблюдать и оценить сверстников и свою конкурентоспособность на рынке труда. Подобное обобщение опыта, как правило, дает хорошие результаты.

Хорошо, если вуз активно сотрудничает с учебными заведениями из других стран: налажены программы обмена студентами и преподавателями, действуют совместные проекты. По примеру проекта «Финская неделя», который был запущен в Санкт-Петербурге. Имея возможность принимать участие в таких проектах, студенты узнают об обучении в другой стране, студенческой жизни, требованиях для поступающих, а также о плюсах и минусах такого образования.

Елена Литвинова

73
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.