Особый взгляд

№26 (974) от 5 июля 2016 г.

Дмитрию Чернецову предложили заняться режиссурой дебютной картины, художественного фильма, и сейчас участники этого проекта ждут решения Министерства культуры.

Вологодский режиссер и оператор Дмитрий Чернецов, который работает вместе с Марленом Хуциевым, Никитой Михалковым и другими видными деятелями российского кино, рассказал газете «Премьер», что стал снимать на камеру еще в третьем классе.

Дмитрий хорошо известен в региональной журналистской и творческой среде. Он несколько лет работал оператором, затем какое-то время и директором канала РЕН-ТВ Вологда, а его сюжеты всегда отличались особым взглядом человека, который скорее вышел из мира кино, чем из телевизионной тусовки.

После переезда в Москву Чернецов занялся техническим обеспечением работы Представительства Вологодской области при Президенте РФ и Правительстве РФ. Параллельно участвовал в различных проектах — снимал кино о фильме «Утомленные солнцем-2» для студии «Три ТЭ» Никиты Михалкова, работал оператором в сериале Первого канала «Жуков», сериале НТВ «Казнокрады» и других, реализовывал проекты вологодской киностудии «Новая идея».

Многие из его картин удостоены высокой профессиональной оценки. Например, первую часть «Дионисия», снятого 10 лет назад, сейчас изучают в вузах разных стран, на счету картины — множество призов на кинофестивалях. Но к успеху Дмитрий относится спокойно. Приезжая в Вологду к родным и близким, он по-прежнему больше времени посвящает кино, а не праздной жизни.

Руководитель вологодского представительства Союза кинематографистов России Дмитрий Чернецов рассказал «Премьеру», какие проекты считает для себя самыми главными, и кому в мире кино он говорит «спасибо».

— Я начал заниматься любительской съемкой в 3-м классе, посещал одновременно несколько кружков. У меня была камера. Хорошая студия была на станции юных техников, где работал уникальный человек — Владимир Машанов. Там, кстати, мы и познакомились с известным кинорежиссером Юрием Половниковым, который тогда работал в Соколе, в своей студии, но он общался с Владимиром Константиновичем и периодически приезжал.

А первая яркая встреча, которая определила выбор профессии, была с Сергеем Никоненко. Большое ему спасибо! Он снимал в Вологде фильм «Целуются зори», и я в детстве бегал на съемки, которые проходили рядом с моим домом. Смотрел, как они все это делают, бывал на Пирогова — Козленской, у дома, где жил Астафьев, и на речном вокзале. Конечно, тогда делали все очень долго — за три-четыре дня могли снять всего одну сцену. Это разительно контрастирует с современным кинопроизводством, когда за смену нужно выдать 17 минут полезного материала.

— Что именно тебе нравилось? Идея создания своего мира, необычная атмосфера?..

— Конечно, меня зацепила атмосфера. Она была необычной для нашего города. Тогда к киношнику относились так, как будто он царь и бог. Это сейчас, увидев человека с телевизионной камерой, некоторые начинают раздражаться… Поэтому в старших классах я стал заниматься кино еще более серьезно. Первый фильм был снят после школы. Я на тот момент еще занимался в театре, в ГДК, где работали Юрий Вьюгинов и Феликс Демьянченко. И наша театральная компания решила снять небольшой смешной игровой фильм на 10 минут «Продавец цветов». Помню, что мы это сделали на камеру «Красногорск», на черно-белую пленку и все это проявляли вручную. К тому же в Вологде тогда часто проводились фестивали любительского кино, сюда приезжали люди из разных стран. Они тоже определили в какой-то степени мой интерес.

— Как ты решил поступать во ВГИК?

— В 90-е годы мир кинолюбительства стал разваливаться, и после армии я решился. Это произошло благодаря еще одной судьбоносной встрече. Если Никоненко подогрел интерес к кино, то режиссер Николай Досталь меня в какой-то мере благословил. С ним я познакомился в Вологде, на съемках его картины «Мелкий бес». Мне, как работнику вологодского ТВ, нужно было сделать сюжет для «Кинопанорамы». Мы разговорились, и я сказал, что собираюсь ехать и учиться у знаменитого оператора Юсова, который работал с Тарковским и снимал знаменитое «Иваново детство» и другие картины. И Досталь меня поддержал.

Учиться было непросто. Мы попали в такое время (это был конец 90-х годов), когда технически все было сложно. Вуз не финансировался, на пленке никто не работал, снимали на видео. Поэтому очень ценились пленочные работы, и у меня, к счастью, была одна работа на пленке — игровое кино, которое мы сняли с Юрием Половниковым. Это ценилось на вес золота.

— Насколько я знаю, после окончания вуза ты вернулся в Вологду, работал на РЕН-ТВ Вологда, а затем вновь уехал в Москву? Что повлияло на твое решение?

— Я знаком со многими людьми из телевизионного мира, но мне ближе кино. Даже там пытался снимать документальные фильмы, которые затем шли по каналу «Культура». Например, фильм о фестивале «Голоса истории» 1999 года. Недавно я его пересмотрел и отцифровал, чтобы сохранить. Потом знаковой работой был «Дионисий», который мы снимали к кинофестивалю «Фрески Севера». Был типовой заказ на фильм, надо было что-то сделать к юбилею, но картина изменила мою судьбу. Наверное, свыше было угодно, чтобы я участвовал в этом проекте.

После фильма «Дионисий» мне предложили возглавить техническую работу пресс-службы в вологодском представительстве в Москве. Мы первые сделали систему оперативной съемки и отправки сюжета в Вологду, на областное ТВ. Вячеслав Евгеньевич Позгалев очень удивлялся, как хорошо работает областное телевидение: мол, я только выступил, а уже показывают.

Вместе с Михаилом Макаровым и Мариной Барышевой занимались имиджевыми проектами региона — презентациями фильмов, которые мощно воздействовали на зрителей. Например, фильм «Земля Вологодская» до сих пор показывают на бизнес-форумах, так как делался он с душой, а не на основе презентаций с цифрами.

Один из интересных проектов, в котором я участвовал вместе с коллегами, например, с Дмитрием Воронцовым, это — разработка рекламной продукции проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Было интересно работать с актером Дмитрием Назаровым, который тоже участвовал в этом деле.

Параллельно я закончил режиссерские курсы у Владимира Хотиненко. Мне очень повезло на мастеров: и Юсов, и Хотиненко так близки к студентам, что им всегда можно позвонить, чтобы посоветоваться. Это была прекрасная школа, и знания, которые я там получил, помогают каждый день. После того как ушел из представительства, работаю в кино. Великий мастер, режиссер Марлен Хуциев пригласил меня поработать с ним в качестве оператора-постановщика на завершающей стадии картины «Невечерняя». Так как он скрупулезно над ней работает несколько лет и вместе с великими операторами, для меня быть среди них — большая честь.

Параллельно работаю над картиной о самом Марлене Хуциеве, завершаю в Вологде вместе со Снежаной Малашиной проект «От волока до Вологды», где рассказываем о городе начиная с 12 века и до наших дней. Стараюсь откликаться на предложения различных студий, которые снимают сериалы, и работаю оператором.

Интересный был проект — серия документальных портретов о знаменитых актерах и актрисах для ТВЦ. Любопытно слушать, каким был тогда съемочный процесс. Например, Инна Макарова вспоминала, что она отказывалась от работы в ночные смены, потому что считала, что в это время выглядит непрофессионально. В современной ситуации так никто не позволит себя вести актрисе. Съемочный процесс идет круглосуточно.

С другой стороны, раньше готовились к съемкам иначе. Я сам вижу, что такие артисты как Владимир Стеклов, как Валерий Баринов не могут позволить себе выйти в кадр неподготовленными. Даже если это эпизод, актер выстраивает линию персонажа. Большим удовольствием было наблюдать, как работает Никита Михалков. Мы снимали фильм о фильме, но видели, что он отдается своему делу всей душой. Полезно, что получился такой архив, который позволяет увидеть, как работает режиссер.

— Ты очень часто находишься с другой стороны камеры, видишь жизнь через диафрагму. Как это влияет на тебя?

— Порой очень хочется смонтировать изображение.

Марина Чернова

98
0
Похожие статьи
  • 28 августа' 18 | Театр

    Новый художественный руководитель Вологодского театра приступил к исполнению обязанностей.

    897
    3
  • 06 февраля' 19 | Культура

    Почему жители одной деревни, как правило, дальние родственники друг другу? Имеет ли население восточных районов Вологодчины польские корни? Кто из вологжан является потомком обрусевших калмыков? На вопросы «Премьера» отвечает заместитель директора Государственного архива области по научной работе Илья Кузнецов.

    792
    0
  • 30 апреля' 19 | Культпросвет

    Как попасть в Крым через библиотеку? Зачем в центре Вологды девушки модельной внешности оттирают солидол? Сколько зарабатывают библиотекари, и почему они «квестанутые»? 
    И что такое модельный стандарт, работать по которому начинает библиотека на Пролетарской?

    670
    0
  • 18 июля' 17 | СтоЛица

    Вологодский художник-реставратор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ и член Союза художников России Александр Рыбаков в этом году стал почетным гражданином города.

    218
    0
  • 30 января' 19 | Культура, Люди

    Мало кто знает, но Бабушкинская библиотека — одно из самых больших в России региональных собраний книжных памятников, настоящая сокровищница уникальных старинных изданий. А их главным хранителем является руководитель сектора редких книг Наталья Фарутина.

     

    157
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.