Театральная вешалка

№26 (974) от 5 июля 2016 г.

В течение недели жюри и публика просмотрели 23 спектакля, 11 из которых были в конкурсной программе. | Фото Марины Черновой

Любой театр начинается с вешалки… Газета «Премьер», напомним, учредила собственную премию за явные и неявные достижения фестиваля «Голоса истории», которую вручает вот уже несколько лет.

Но редакционная премия ни в коем случае не противоречит наградам, которые жюри вручило театрам — участникам фестиваля.

В этом году главный приз (в виде серебряной маски) — премию имени Алексея Семёнова «за успешное освоение средствами театра историко-архитектурного пространства» получил художественный руководитель и режиссер драматического театра Зураб Нанобашвили за спектакль «Святая обитель». Его работу критики во время круглого стола назвали «новым жанром, на стыке мистерии и драмы».

Спектаклю «А зори здесь тихие» национального театра Карелии присуждена премия имени Свободина «за раскрытие средствами театра исторического события» и вручена маска, изготовленная в технике великоустюгского чернения по серебру, а среди тех, кто играл в помещении, победил спектакль «Крещенные крестами» БДТ имени Товстоногова. Его коллектив награжден кружевной маской «за цельность и высокую культуру авторского решения исторической темы».

Нынешний фестиваль получился запоминающимся благодаря тому, что было задействовано максимальное количество площадок — не только театральных, но и «Русский дом», и все подходящие площадки кремля, включая Юго-Западную башню. Спектакли были сыграны также в Череповце и Кириллове, и, как на будущее пообещал заместитель губернатора Олег Васильев, организаторы будут делать все, чтобы «расширять географию фестиваля», назвав среди возможных мест проведения спектакля, к примеру, Великий Устюг.

«Голоса истории-2016», по мнению критиков, показали, что стремление к эксперименту и дерзость режиссеров, которые взялись за непростой материал, вознаграждаются. Среди тех, кто обратился к православной тематике, оказался и театр кукол «Теремок», где Олег Жюгжда поставил «Повесть о Дионисии-иконнике». Спектакль получил спецприз от главы города Вологды «за верность духовным традициям в популяризации истории и культуры Вологодчины».

Правда, были и такие эксперименты, которые не нашли одобрения среди жюри. Спектакль Театра для детей и молодежи «Дубровский» не получил ни одного приза, и это событие до сих пор бурно обсуждается театралами. На пресс-конференции по итогам фестиваля критики пеняли художественному руководителю Борису Гранатову, что он выбрал «не ту» пьесу…

Вологодский камерный театр, в свою очередь, получил приз «за гуманистическое воплощение драматических обстоятельств послевоенной истории в спектакле «Любка», и это, скорее всего, придаст ускорение затяжной битве театра за здание на Ленина, 5, которое выставлено на торги и может быть продано.

А театральные вешалки «Премьера» присуждаются следующим участникам, гостям и организаторам фестиваля.


За умение считать

По традиции ее получает областная филармония как организатор мероприятия. В день открытия фестиваля 26 июня «Премьер» проведал Консисторский дворик и обнаружил, что площадка не совсем готова к приему зрителей. Ряды были установлены так, что за 4-м рядом шел сразу 16-й! Мы сигнализировали о недоразумении, которое было тут же устранено работниками филармонии, хотя было бы не менее интересным понаблюдать за тем, как вологжане, купившие билеты на 5-й ряд, оказались на задних рядах, так сказать, на задворках «Голосов истории».

Нужно отметить, что на этот раз официальной церемонии открытия, где обычно выступали коллективы местной филармонии, в целях экономии не было. Для дальнейшей оптимизации процесса «Премьер» предложил организаторам запретить и «пакетную» выдачу пригласительных на фестиваль представителям областных и федеральных структур. Как стало известно, изначально список приглашаемых персон занял 10 страниц, был сокращен, но все же многие зрители не попали на спектакли, и не все пригласительные были реализованы. Заместитель губернатора Олег Васильев согласился с нашим предложением — большинству приглашаемых приобрести билеты зарплата госслужащих позволяет.


За неподготовленность

Прибывший на фестиваль заместитель министра культуры Александр Журавский, который и получает эту вешалку, сначала показался всем журналистам чиновником, которому ничто человеческое не чуждо. Увидев перед собой записывающее устройство журналиста с «Радио России», Александр Владимирович воскликнул: «А это похоже на фляжку!»

Но затем журналисты и критики были разочарованы. В каждом своем выступлении Журавский описывал мир, совершенно далекий от того, в котором живут региональные театры. В этом «царстве-государстве» Александра Журавского у театров растут и размер внебюджетных фондов, и количество проданных билетов и даже (!) зарубежных гастролей. Замминистра даже перечислил известных московских и питерских режиссеров, которые уехали в далекие страны на реализацию совместных проектов…

Когда вологодские режиссеры и критики стали проявлять недоумение, Александр Владимирович поправился: «Конечно, я знаю больше о жизни федеральных театров». По его словам, диспропорция между федеральными и провинциальными театрами есть, и министерство будет думать, как можно помочь «регионалам», развивая систему грантовой поддержки. Давно пора задуматься!


За героизм

В этой номинации безоговорочно побеждают артисты Национального театра Карелии, которые сыграли на открытом воздухе спектакль «А зори здесь тихие». Сцена из бани показалась зрителям, которым было холодно в зимних пуховиках и в зимних ботинках, практически галлюцинацией. Девушки раздевались до нижнего белья при температуре плюс 5!

Как рассказала актриса театра Мария Востокова, которая играла Женю Комелькову, щеголяющую в кружевной комбинашке, публика напрасно хваталась за сердце — им на самом деле было совершенно не холодно: «Мы накануне сходили на спектакль драмтеатра, который тоже играл на площадке кремля, и заволновались — как мы будем играть эту сцену? Но как только вышли, стали двигаться, поняли, что нам даже жарко!»

По замыслу режиссера спектакля, актеры убегали за зрительские ряды и сцену смерти героинь публика не видела, а только слышала. В результате, даже самые чувствительные натуры не прослезились. «Что поделаешь, — развел руками режиссер Андрей Дежонов. — Актрисам, похоже, больше нравилось бегать и стрелять из автоматов, чем умирать».


За корни

У питерского ТЮЗа оказалась оригинальная вводная часть, которую обычно включают все театры перед началом спектакля. В ней «голос за кадром» просит отключить мобильные телефоны. Стиль у всех разный, и, например, у петербуржцев, которые показали сказки по Борису Шергину, просьбу достать телефоны и нажать на нужную кнопку наговорила бабулька с присказкой «кабы чего не вышло». И сработало — во время спектакля «Плыл кораблик белопарусный» не зазвонил ни один телефон!

Интересно, что режиссер этого спектакля — Мария Критская, родственники которой родом из Никольска, и именно там она проводила свое детство. И публика, и критики признали ее спектакль одним из лучших на фестивале, а Маша сказала «спасибо» в том числе и своим детским воспоминаниям, отражение которых проявилось в ее работе.


За лучший костюм

Традиционную вешалку получает и коллектив из театра Нижнего Новгорода, который сыграл на «Голосах истории» пьесу «Павел I». Сцену украшали около десяти чучел «Волана де Морта» — черные фигуры с капюшонами, которые выглядели на редкость устрашающе. Другой элемент сценографии этой постановки — укрывная пленка с черными пятнами был не столько оригинален, обычно он используется в наше кризисное время практически всеми региональными театрами.


За зоопарк

Среди номинантов — несколько участников. В этом году образы животных и птиц использовали многие театры. Например, областной драматический театр показал в «Святой обители» поразительной красоты муляжи лошадей. В «Корсиканке», в спектакле театра из Элисты, где рассказывается о последних днях Наполеона, сцену украшают искусно сделанные чучела куриц. Отличный образ — роль таракана — исполнил актер БДТ Руслан Барабанов.

Но победителем в номинации становится вологодский Театр для детей и молодежи, который использовал в спектакле «Дубровский» шкуру медведя. Также в постановке появляется артист, наряженный тигром, и этот «зоопарк» вызвал у публики приступ хохота.


За «Мажор»

Интересно, что фестиваль открыл спектакль «Нюрнберг» московского театра РАМТ, а закрыл «Крещенные крестами» питерского БДТ. В первом главную роль — прокурора — играет Денис Шведов, входящий в звездный состав сериала «Мажор».

В «Крещенные крестами» главную роль сыграла Карина Разумовская. Эта актриса тоже снималась в сериале «Мажор» и по сюжету она является боевой подругой персонажа Дениса Шведова. «Премьер» рассказал Карине об этом совпадении и узнал, что продолжение сериала, которого ждут многие, уже снято, впереди — его озвучание. Скорее всего, премьеру стоит ждать только к зиме, а интервью с Кариной Разумовской читайте уже в ближайших номерах «Премьера».

Марина Чернова


Цитата

Марина ТИМАШЕВА, театральный критик, председатель экспертного совета фестиваля:

— Ваши комары — злющие, противные твари.

55
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.