Битва за душу
![]() |
Николай Досталь болеет Вологодчиной, считая наш регион особенным местом. | Фото с сайта vologda-portal.ru |
Кинорежиссер Николай Досталь презентовал новый фильм «Монах и бес» дважды — в Вологде, на кинофестивале Voices, и в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, где проходили съемки картины.
Картину «Монах и бес» критики назвали одной из самых злободневных кинолент.
Сюжет фильма прост. Когда монах Иван появляется на пороге монастыря первой половины XIX века, сбивая с себя огонь, настоятель понимает, что привычный уклад жизни будет нарушен. Игумен выбирает для монаха сложные послушания, и со всеми испытаниями Иван справляется мастерски. Даже царь Николай I был восхищен его находчивостью и прозорливостью. Настоятель отправляет Ивана на одиночное поселение, тогда и выясняется, что в монаха вселился бес по имени Легион. Так началась битва за душу...
Фильм, проект которого вынашивался четыре года, называют актуальным за его притчевый характер, живые и полные юмора диалоги. И несомненно, что многие из них вскоре разлетятся на цитаты. Знаменитый сценарист Юрий Арабов («Орда», «Фауст», «Чудо», «Мать и сын») сумел создать особый язык картины: «Бог строит церковь, а чёрт пристраивает часовню», «Вера — вот чем человек жив», «Не всё свято, что в книгу вмято», «Не любите, и не любимы будете». Многие из прибауток находил сам Николай Досталь, который по ходу добавлял их в сценарий.
«Монах и бес» — картина, которую кинорежиссер, известный фильмами «Штрафбат», «Маленький гигант большого секса» и другими, вновь снял в Вологодской области. Напомним, что это уже четвертая авторская картина, съемки которой проходили в нашем регионе. Вслед за «Мелкий бесом», «Завещанием Ленина», «Расколом» Николай Досталь обратился к вдохновляющей его натуре — к Кириллову, Ферапонтову и Семенкову…
В интервью различным СМИ Николай Николаевич всегда прославляет Вологодскую область и делает это не ради красного словца. Съемки давно позади, а он продолжает приезжать на отдых в Кириллов. Так было и в этом году. Весь июль кинорежиссер с супругой провел в доме друзей. «Прекрасные озера, природа. И главное, тишина. Без Интернета, телевидения, буду читать, ходить на рыбалку», — планировал во время Voices мастер.
Но неспешный отдых Досталь все же прервал на презентацию новой картины на кинофестивале Voices, которая состоялась в Вологде сразу же после показа на Московском кинофестивале («Монах и бес» стал единственной российской картиной, представленной в конкурсной программе 38-го ММКФ), а повторилась 19 июля в Кириллове. Именно территория Кирилло-Белозерского музея-заповедника уже во второй раз стала съемочной площадкой для фильма известного российского режиссера.
Предваряя просмотр, Николай Николаевич сердечно поблагодарил всех, кто помогал в создании киноленты, в том числе и директора музея-заповедника Михаила Шаромазова, и ответил на ряд вопросов зрителей.
— Почему вы снимаете ваши фильмы именно в Вологодской области?
![]() |
В главной роли в фильме — актер театра «Сатирикон» Тимофей Трибунцев, который снимался у мастера в «Штрафбате», «Завещании Ленина» и «Расколе». | Фото с сайта kinopoisk.ru |
— Лучше начать разговор со съемок «Мелкого беса». Мы искали что-то сохранившееся, город начала XX века. И именно в Вологде оказалось больше деревянных домиков, церквушечек, поэтому мы и остановились, выбрав именно ваш город. Надо сказать, что, на мой взгляд, город не изменился в худшую сторону: деревяшечки сохранились и даже стали более благоустроенные. Например, я приехал в гостиницу, и снаружи это — деревянный домик, а внутри все в стиле хай-тек, номер открывается карточкой… В общем, это отличный вариант сохранения деревянных домов. А еще Вологодская область мне близка тем, что я теперь отдыхаю в районе Кириллова, там, где Ферапонтов монастырь, и этой традиции изменять не намерен. В этих местах есть особый магнетизм!
— Как вы определяете жанр картины?
— Это не комедия. Но мы хотели о серьезном и о важном сказать с улыбкой, может быть, даже с иронией. Мне ближе жанр трагикомедии. Сейчас его называют и фантастикой, и религиозной сказкой. Сценарист фильма Юрий Арабов хорошо сказал двумя словами, о чем картина: «Может ли бес стать человеком? А черт его знает!» Хотя, конечно, фильм не только об этом. Он о христианском мире, о любви к человеку, к Всевышнему, это православное кино, но оно не по заказу РПЦ.
— Николай Николаевич, вы представили фильм на Московском кинофестивале. Расскажите, как отреагировали на картину жюри и публика?
— Аудитория воспринимала его хорошо, картине дали приз зрительских симпатий и приз Федерации киноклубов как лучшему фильму программы. Но официальное жюри нас как бы не приметило. Впрочем, у одной из моих картин «Петя по дороге в Царствие Небесное» уже есть «Золотой святой Георгий», а второго не досталось. Конечно, картина от этого лучше не станет. Но награда — невредная вещь, чтобы потешить самолюбие ее создателей. Думаю, что вручение приза зрительских симпатий хорошо скажется на прокате, который начнется 8 сентября в кинотеатрах страны. Когда мы показывали картину в Москве, в кинотеатре «Октябрь» был полный зал и живая адекватная реакция.
— А в чем была сложность создания фильма? Привлекали ли вы экспертов со стороны Церкви? А если да, почему не указали их имена в титрах?
— Мы давали читать сценарий представителям Церкви, я делал это с трепетом и тревогой, но они отозвались позитивно. Мы не стали указывать их имена, чтобы в любом случае претензии были к нам. В сериале «Раскол», кстати, мы поступили так же.
История Ивана имела место в житиях и фольклоре. Я прочел, что в Нило-Сорской пустыни жил Иван Семенович Шапошников, послушник, очень праведный человек. Он явился одним из прототипов главного героя картины. Также есть житие Ивана Новгородского XII века.
Там написано, как монах поймал в рукомойнике беса. Тот взмолился: «Отпусти». Монах сказал: «Отпущу, если меня свозишь в Иерусалим». Тот его за одну ночь туда и обратно свозил, но стал подбрасывать монаху всякий «компромат», бражку, например. И монахи связали Ивана Новгородского, положили на плот и в речку отпустили, а плот поплыл против течения. Монахи — на колени. Впоследствии он стал архимандритом и святым. Мощи этого святого теперь покоятся в Софийском соборе в Великом Новгороде. Юрий Арабов переплел кусочки из различных историй, внедрил туда Николая I с Бенкендорфом, и получился отличный сценарий…
Я не считаю себя воцерковленным человеком, но я православный и крещеный. Честно говоря, нам хотелось, чтобы фильм был обращен больше к молодежи. На картине написано для проката «12 плюс», но когда делаешь, думаешь именно о молодежи, именно им думать, соображать, любить. Хотелось, чтобы они приняли картину с интересом и с любопытством.
— Довольны ли вы результатом?
— Да, хотя процесс создания был очень сложным. Сценарий был написан в 2012 году. А сам фильм закончен в 2015-м. До этого я выжидал, собирал деньги, у проекта изменился продюсер. Спасибо Всевышнему, что продюсер Игорь Толстунов, руководитель студии «Профит», взялся со мной за этот проект и довел его до конца.
Ведь ситуация в нашем кино не очень хорошая. Говорят, что российское кино возрождается, но на самом деле «булькает», оно на плаву, но прироста нет. Вот объявили Год кино, но я не вижу перспектив из-за проблем с финансированием. Я бы хотел обратиться к властям: пожалейте календарь, то Год литературы, то Год кино… Это просто выброшенные бюджетные деньги, лучше бы их отдали на печать книг или на съемки картины. Трудно отечественное кино снимать и пробиваться с ним на экраны. Государство дает на производство фильма только 50 %, а то и меньше. Нужно искать небюджетное финансирование, но кто даст такие деньги на кино? В банке брать под проценты? А вернет ли прокат эти деньги?..
— Николай Николаевич, а сколько нужно денег, чтобы снять хороший фильм?
— Если говорить про наш бюджет, у нас было 120 миллионов рублей. Государство дало 50 миллионов, остальное искал продюсер. Я считаю, что это не очень правильное финансирование, когда всем сестрам по серьгам. Это совковая система. В итоге всем дают по 50%, а половина картин не может найти деньги, съемочные группы простаивают или даже возвращают деньги обратно.
Лучше бы дали 90 или 100 %, и пусть я не окажусь в этом числе, но другие люди точно снимут картину, и с них будет спрос. А у нас отчитываются перед Владимиром Владимировичем, что все хорошо, деньги распределены, а в итоге картины не снимаются.
Я говорю сейчас не о качестве картин, а о кинопроизводстве. Увы, но спонсор даст деньги на фильм, только если в сюжете фильма, как сказал один журналист, подвиг или ржачка.
Как они могут дать деньги моему фильму, если, по словам кинокритиков, у меня «ни туда ни сюда». И в этом есть доля правды.
- 28 января' 21 | МедицинаЗапрограммировали
В Вологодской области увеличено финансирование программы бесплатной медицинской помощи. Но добавленных денег, по мнению врачей, всё равно недостаточно.
1460 - 03 февраля' 21 | Кино/ТВВ американском стиле
Пара из Череповца выиграла романтическое путешествие в шоу «Четыре свадьбы» на телеканале «Пятница!»
2200 - 23 декабря' 20 | Знай наших!Уроки добра
Помочь как можно большему числу людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, и спасти как можно больше домашних животных, попавших в беду.
1490