Ради красного словца

№33 (981) от 23 августа 2016 г.

Самая большая проблема — это страх перед публикой, а также боязнь собственно самой сцены, трибуны, кафедры. | Фото с сайта creativecallproject.ru

Всё большее количество вологжан задумывается о правильности и красоте своей речи.

В Вологде не так много учреждений и организаций, куда можно обратиться за помощью педагогов в постановке правильной речи, особенно если человек уже вышел из школьного и студенческого возраста.

Преподаватели, принимающие и детей, и взрослых на индивидуальные занятия, есть, к примеру, в театре-студии «Сонет». «Я, конечно, не могу назвать в процентном соотношении, сколько вологжан к нам обращается, но тем, кто к нам приходит, — а приходят желающие поработать над своей речью регулярно — мы всегда стараемся помочь», — рассказала педагог Людмила Алёшина.

По словам Людмилы Васильевны, чаще всего над культурой речи и правильным произношением стремятся работать специалисты, чья профессиональная деятельность связана с частыми публичными выступлениями. Это чиновники, лекторы, ведущие брифингов и пресс-конференций, организаторы общественных мероприятий и многие другие. «Кроме того, к нам нередко обращается молодежь, занимающаяся саморазвитием», — замечает Людмила Алёшина.

Самая большая проблема — это страх перед публикой, а также боязнь собственно самой сцены, трибуны, кафедры. «Как только мы выходим из дома, мы словно бы уже другие люди. Нередко появляется закомплексованность, и задача педагога — правильно снять зажимы. Вторая цель — работать над правильностью речи, над грамотным словоупотреблением, произношением, в том числе научить артикулировать четко. Для этого требуется множество усилий, иногда даже чисто физических», — пояснила педагог.

У детей и студентов чуть больше возможностей поставить правильную речь. Для этого можно записаться на занятия в театральные либо литературные студии и кружки города. Искусство речи входит в обязательную программу этих двух направлений развития. Помогут и в творческих объединениях для будущих радиожурналистов, ведь дикторам, диджеям и корреспондентам радио просто необходимо уметь говорить безупречно правильно и красиво.

Например, в данный момент Вологодская областная библиотека им. Бабушкина совместно со студией «Чудо-радио» объявила набор детей в группы на 2016-2017 учебный год.

Оригинальная развивающая программа «Играем в радио» разработана специалистом радиовещания Верой Кулигиной. Она рассчитана на детей 10 – 15 лет и направлена на знакомство и овладение навыками, необходимыми для сотрудника радио. Грамотный педагог научит ребенка создавать и вести радиопрограммы, обучит интервьюированию, поможет поставить голос и создать индивидуальный образ радиоведущего. Проект даст возможность ребятам попробовать себя в таких профессиях, как журналист, ведущий, писатель, редактор, звукорежиссер. Кроме этого, обучающиеся смогут посетить мастер-классы известных радиоведущих и попробовать себя в качестве участника прямого эфира. Занятия будут проходить по адресу: ул. М.Ульяновой, д. 7, ВОУНБ, Библиотечно-информационный юношеский центр.

Наталья Мелёхина


Говорим по-русски

Как правильно: видеть или видать?

Легендарный лингвист Дитмар Розенталь в своем «Справочнике по правописанию и литературной правке» определяет форму видать как разговорный вариант, а литературная норма видеть. Приводится пример из прозы Ивана Тургенева: «Дикого Барина я в ней (в комнате) не видал» (рассказ «Певцы» из цикла «Записки охотника»). Прозаик использует разговорную форму, чтобы придать речи особый, «простой» колорит. В списке, который мы приводим ниже, второй вариант в представленных парах имеет разговорный оттенок, а первый является литературной нормой. Эти пары просто нужно запомнить, в идеале желательно употреблять нормативную форму:

  • лазить - лазать
  • мерить - мерять
  • мучить - мучать
  • поднимать - подымать
  • прочитать - прочесть
  • свистеть - свистать
  • слышать - слыхать.


Байки от Анатолия Ехалова

По-устному

Дорога на Сондугу завораживает. Леса, одетые в осенний яркий наряд, торжественным парадным строем вдоль большака стоят, то распахнется вдруг простор и, насколько видит глаз, откроются с холма поля, рассеченные перелесками и проселками, деревеньки на взгорках, могучая, подпирающая куполами сентябрьский небосклон церковь, осененная сусальным золотом растущих на ее кровле берез.

Вожбал, старинное купеческое село, ныне оказалось далеко в стороне от торговых путей и торной дороги рыночных преобразований, постепенно край этот приходит в запустение, вымирают деревни и смотрят пустыми глазницами окон на проезжающих охотников да грибников огромные, схожие с крепостями избы и дома ушедших в прошлое крестьянских поколений.

Часа через полтора пути по размытой и разбитой дороге встретили мы пожилого мужичка с почтовой сумкой на груди, правившего пешим в недальнюю деревушку на взгорке.

— Что за деревня? — спросили мы.

Мужичок окинул нас оценивающим взглядом и ответил рассудительно:

— Это еще как посмотреть! Ежели вы надумаете письмо сюда направлять, то надо писать Захаровская, а по-настоящему называется она Заречьем. Вон та следующая деревня пишется у нас Марьинским, а зовется Шильниковом, еще подальше будет Степановская, по-устному Талашово, там вон, на взгорке, деревня по названью Кузнецово, пишется Ильюхиным, ну и крайняя к озеру по-письменному будет Никитинская, по-устному — Конец.

— Что за притча? — удивились мы.

— А вот так повелось исстари... — развел руками мужичок.

— Как хоть зовут-то вас? — поспрошал я его.

— Кичигиным. Николаем...

— Это по-письменному. А по-устному?

Мужичок хохотнул:

— Все-то вам и скажи...

В деревне Конец мы узнали, как зовут почтальона «по-устному», но я не скажу…

Дорога здесь заканчивалась, и далее начинался сплошной лес да болота на десятки километров.

92
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.