Будет жить?

№34 (982) от 30 августа 2016 г.

Для этого мальчика УЖД — это дорога к любимой бабушке. Пожалуй, он станет одним из последних свидетелей ее существования. | Фото Натальи Рюминой

Собственники Семигородней узкоколейной железной дороги и местные власти сели за стол переговоров, чтобы сохранить узкоколейку — единственное связующее звено между несколькими поселками и центром одного из сельских поселений Харовского района.

Мнения собственников и представителей местного самоуправления не сошлись. Прокуратура Вологодской области нашла в действиях последних многочисленные нарушения.


Под стук колес

Месяц назад узкоколейку начали разбирать. Глава администрации Семигороднего сельского поселения Наталья Фокина тогда заявила, что боролась за дорогу, хотела ее сделать муниципальной, но с собственниками договориться не получилось. Арбитражный суд признал продажу дороги законной, ведь УЖД — это сборно-разборная конструкция и продавалась она вместе с лесным фондом местного леспромхоза, который обанкротился.

Собственником дороги сегодня является компания ООО «Мастер-лес», и, как оказалось, никаких встреч по поводу решения проблемы сохранения узкоколейки и никаких попыток договориться с предприятием со стороны власти не было. Администрация ограничилась судами, а, проиграв их, сняла с себя ответственность за организацию подъезда к труднодоступным поселкам. Пока журналист «Премьера» вместе с представителями «Мастер-леса» не явился к Наталье Фокиной в кабинет.

«Мы не собирались изначально разбирать дорогу там, где ею пользуются люди, но тогда и бремя содержания полностью ложится на наши плечи, и ответственность за то, что там может случиться», — говорит представитель собственника Евгений Никитин. Он лично познакомился с жителями поселков 17 августа, проехав до 20-го километра дороги на дрезине. Показал предприниматель и тот участок, где УЖД уже разобрана. На участке от 17-го до 18-го километра узкоколейка продана Вторчермету. На месте разобранных путей сейчас делают другую дорогу — грунтовую.


Привычное дело

Путешествие на дрезине сопровождалось проливным дождем. Промокших до нитки предпринимателей и корреспондента газеты отпаивала горячим чаем жительница 17-го километра Анна Бобинец, неспешно рассказывая о жизни на УЖД. В гостях у Анны — два внука. Узкоколейка для них привычное дело. «Премьер» писал о том, что Анна, как и другие жители поселка, уже почти 10 лет ждет переселения, но пока дома, которые строятся в Харовске в рамках федеральной программы, не готовы.

«Нам, конечно, дожить бы до расселения. Хотя и здесь дома терять очень не хочется. Мы привыкли к нашему укладу. Своим трудом кормимся», — рассказывает Анна, показывая «плантации» картофеля на опушке леса. Таких просторов в Харовске, естественно, не будет. А после расселения дома снесут.

«Конечно, когда видишь людей, видишь, как они живут этой дорогой — ощущения совсем другие», — комментирует поездку Евгений Никитин. Пока ехали по УЖД на «пионерке», встретили множество других дрезин — люди в Семигородней зарабатывают на дарах леса, собираемых вокруг дороги. Другой работы практически нет.


Есть решение

В кабинет Натальи Фокиной корреспондент «Премьера» снова попал, промокнув насквозь: пока путешествовали, все время шел ливень. Вопрос был один: обязаны ли местные власти организовывать подъезд к труднодоступным поселениям. И Наталья Николаевна ответила на него положительно, но ответственность за происходящее нести она не хочет.

«Да, мы обязаны организовать подъезд, но в данном случае УЖД — частная собственность, мы не обязаны содержать частную дорогу», — заявила глава сельского поселения. И формально она действительно права, но другого альтернативного подъезда нет, и сделать его невозможно: строить грунтовую дорогу через лес слишком затратно.

Представители ООО «Мастер-лес» выступили с предложением отдать УЖД в безвозмездную аренду администрации. «Я лично убедился, что дорога нужна людям. Но нашу сторону тоже стоит понять. Мы не обязаны заниматься тем, чем должны заниматься власти — организовывать подъезд людям. Дорогой мы не пользуемся, лес по ней не вывозим, ничего там не заготавливаем, у нас нет для этого всей необходимой технической базы. Если оставляем УЖД — полностью несем ответственность за людей, которые там живут. Не оставляем — получается еще хуже. Поэтому безвозмездная аренда — это вариант решения проблемы», — ответил на заявления власти бизнес.


Зашли в тупик

«Дорогами сейчас занимается районная администрация, поэтому я попробую обсудить этот вопрос с ней», — пошла на уступки Наталья Фокина. В итоге диалог продолжился 22 августа с главой Харовского муниципального района Сергеем Поповым. И позитивным он снова не получился.

Официальным путем администрация района брать на себя ответственность за содержание УЖД не хочет, так же, как и не хочет нести ответственность за жизни людей. «УЖД непригодна для того, чтобы кого-то там возить. Но мы готовы заключить договор с частным лицом на доставку продуктов питания и платить из бюджета официально за это деньги», — заявили представители районной администрации на встрече.

«Если что-то случится, кого будет привлекать к ответственности транспортная прокуратура?», — спросил в свою очередь Евгений Никитин. «Никого», — ответили в администрации. Наталья Фокина лишь посоветовала компании напечатать пресс-релиз, в котором будут даны рекомендации с просьбой «не пользоваться УЖД». Тогда, мол, вообще некого будет винить, если что случится. Переговоры зашли в тупик.


Любым удобным способом

Прокуратура Вологодской области провела проверку на Семигородней УЖД. «Фактически на 6-м километре проживает 10 человек, на 17-м — 13 человек. Доступ к поселкам осуществляется только за счет узкоколейной дороги, какого-либо другого доступа нет. Прокуратурой установлено, что транспортное сообщение к данным поселкам не обеспечено, что нарушает права неопределенного круга лиц. Прокурор Харовского района направил иск в суд, чтобы обязать районную администрацию обеспечить транспортное сообщение между лесными поселками любым удобным способом», — комментирует ситуацию старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ Максим Пегов.

Кроме того, прокуратура внесла представление администрации Семигородней за то, что власти не приняли меры для обеспечения жителей поселений бытовым обслуживанием, общественным питанием, организацией ритуальных услуг. «Также внесено представление за нарушение пожарной безопасности», — заключил Максим Пегов. Все нарушения прямо связаны с обеспечением подъезда к поселкам на Семигородней УЖД.

Расселить жителей 17-го километра планируют в течение года. Точные сроки еще не определены, но, видимо, на этом эпоха узкоколеек в Вологодской области закончится.

Наталья Рюмина

55
0
Похожие статьи
  • 10 августа' 18 | Своё — родное

    Небольшой, девственно чистый Харовский район, где земля до сих пор хранит свои тайны и где расположены огромные, богатые на клюкву болота, а на дичь — леса.

    258
    0
  • 10 января' 17 | Среда обитания

    Без малого две недели люди, живущие в отрезанных от «большой земли» лесных поселках станции Семигородняя Харовского района, оставались без подвоза свежих продуктов.

    50
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.