Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Мокрое дело

№40 (988) от 11 октября 2016 г.

В Вологде ливневая канализация двух типов: с решёткой (на фото) и просто со сливом в колодец. Снимок сделан на перекрёстке Октябрьской с Авксентьевского. | Фото Владимира Пешкова

Городская ливневая канализация не справляется с нагрузкой из-за отсутствия финансирования.

Деревянные дореволюционные трубы, нестандартные колодцы и мусор неизвестного происхождения — такова оборотная сторона ливневой канализации Вологды, на работу которой жители жалуются после каждого сильного дождя.

Из-за постоянных засоров и огромных луж среди вологжан бытует миф, что никакой «ливнёвки» в городе вообще нет.

Беспокойное хозяйство

Ливневую канализацию в Вологде начинали строить ещё до революции 1917 года. С тех самых пор под одной из центральных улиц еще сохранилась… деревянная труба. Основную часть сетей соорудили в советское время, когда город подвергся самым серьёзным изменениям в своей истории.

Современный участок только один: он расположен в конце улицы Чернышевского и фактически был построен заново несколько лет назад. «Ливневая канализация проходит под основными улицами, и перекрытие ею города довольно большое», — говорит начальник департамента городского хозяйства Антон Мусихин.

«В Вологде уровень грунтовых вод находится очень близко от поверхности, и если бы ливневой канализации не было, были бы затоплены все подвалы, — объясняет депутат Вологодской городской Думы Михаил Ноздрачёв. — Но сегодня никто не может назвать стоимости комплексного ремонта ливневой канализации. Никто не знает точно, в каком она состоянии и чего именно ей не хватает».

Определённой сумятицы добавляют два факта. Во-первых, полтора года назад «ливнёвку» передали из ведения МУП «Вологдазеленстрой» в МУП «Вологдагорводоканал». Во-вторых, в нынешнем году на её содержание город не выделяет финансирования вообще. «На следующий год его планируется предусмотреть», — заявил председатель комитета Вологодской городской Думы по городской инфраструктуре Сергей Чуранов.

Сейчас общая длина коммуникаций «ливнёвки» равна примерно 350 километрам — это в разы короче водопровода и обычной канализации. В отличие от них, она даже не является единой сетью, а водосброс идёт в низины и реки. Объединять их нет никакого смысла. «У ливневых и хозяйственных стоков разный состав и у них совершенно разные нормативы очистки, поэтому их объединение создаст ещё больше проблем», — сообщил «Премьеру» один из технических специалистов «Вологдагорводоканала».

Листопад как бедствие

Для минимального поддержания работы ливневой канализации у предприятия деньги всё же находятся. «Нам удаётся содержать её в рабочем состоянии, мы проводим как плановые, так и аварийные очистки — это работы, которые не требуют больших затрат, — объяснил «Премьеру» директор «Вологдагорводоканала» Александр Присяжный. — Вологжане начинают жаловаться, когда за сутки выпадает месячная норма осадков, но в таких случаях не справляются даже московские коммунальные сети».

| Фото Владимира Пешкова

Сейчас самые большие трудности в работе «ливнёвки» — это засоры. По словам Антона Мусихина, в их ликвидации есть и недоработки содержащего её МУПа, и объективные обстоятельства. К примеру, внутри труб оказывается песок, которым зимой посыпают городские улицы, поэтому его оттуда нужно специально вымывать.

Кроме песка, есть и другие неприятные «сюрпризы». «К примеру, недавно мыли одну трубу и достали оттуда... телогрейку, и кто её туда положил — непонятно, — рассказывает начальник департамента городского хозяйства. — Во время ремонта дорог ливневые колодцы были закрыты не решётками, а обычными крышками, особенно это было видно на Козлёнской улице. В процессе приёмки выявили сплошные крышки и на Ленинградской».

Большой проблемой для работы «ливнёвки» становится и обычный осенний листопад. Мокрые листья попросту закрывают решётки плотной коркой, и убирать их нужно повсеместно. Именно так произошло и в октябре. «Нужно за сетью своевременно следить и чистить, и это вопрос не только «Водоканала», — объясняет Антон Мусихин. — Каждый год одни и те же вопросы, каждый год одни и те же ответы».

Комплексный подход

В решении проблемы подход может быть только комплексным и нацеленным на развитие изношенной сети. Один из опрошенных «Премьером» экспертов назвал в качестве стоимости «программы-максимум» 10 миллиардов рублей — это более полутора годовых бюджетов областной столицы.

Михаил Ноздрачёв к этой цифре относится скептически, хотя идею реконструкции и не отвергает. «Откуда взялась эта цифра, кто-то делал качественное обследование или опять «специалисты» — городские коммунальщики «на коленке посчитали»? — размышляет депутат. — Кроме собственно ремонта, нужно сначала просто научиться содержать существующую сеть, а для этого в работе дорожных служб нужно уже сейчас учитывать целый ряд факторов. Например, своевременная инспекция и чистка, вывоз снега и отказ от песка в качестве противогололедной смеси могут сразу дать значительный эффект. Это всё не проблема отдельно взятой ливневой канализации, это вопрос комплексного развития городского хозяйства и экономики. Нужно планировать на годы вперед, учитывая все факторы и экономя бюджетные деньги».

Получить комментарий у и. о. мэра города на момент сдачи номера «Премьеру» не удалось. Сергей Воропанов либо не брал телефонную трубку, либо отвечал, что он «на совещании».

69
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 23 августа' 16 | Среда обитания

    Рекомендация Роспотребнадзора убрать с территорий детских дошкольных учреждений клумбы и арт-объекты из использованных шин повесила на скудные бюджеты детских садов незапланированные расходы.

    107
    0
  • 13 декабря' 16 | Среда обитания

    Работа компании, в течение последних лет регулярно побеждающей в конкурсах на уборку и содержание вологодских улиц, вызывает все больше нареканий.

    60
    0
  • 04 октября' 16 | Экономика

    Дочерняя фирма компании «Питеравто», участвовавшая в конкурсах на обслуживание городских маршрутов, стала арендатором ПАТП-1.

    110
    0
  • 22 августа' 17 | Среда обитания

    Аномально высокий уровень воды может сорвать федеральный контракт стоимостью в 265 миллионов рублей на ремонт набережной VI Армии.

    78
    0
  • 30 мая' 18 | Транспорт

    С 1 июня в Вологде  в очередной раз подорожает проезд в общественном транспорте, но перевозки пассажиров все равно останутся убыточными

    691
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.