Законодательный пробел

№46 (994) от 22 ноября 2016 г.

Развороченная после работ дорога в Андреевской слободе сейчас присыпана снегом и выглядит не так пугающе, как на этом снимке, сделанном ранее.

Вологжане, которые приобрели земельные участки в разрекламированном коттеджном поселке, остались без света, газа и дороги.

Только спустя несколько лет выяснилось, что за все это необходимо заплатить сумму, равную еще одной стоимости участка.


Дополнительные услуги

Вологжанка Наталья купила земельный участок в поселке Андреевская слобода три года назад. Цена за 10 соток составила 350 тысяч рублей.

«Была целая история с покупкой этой земли и строительством дома, — вспоминает Наталья. — Мы мечтали жить в собственном доме, поэтому отправились в банк и оформили кредит. Согласно условиям кредитования, ипотеку на участок нам оформили только при условии, что в течение трех лет мы поставим дом. Мы эти условия выполнили».

По словам Натальи, обещания компании-застройщика были просто сказочными. В коттеджном поселке, расположившемся рядом с местечком Харычево по старой московской дороге, обещали провести все коммуникации. Если открыть сайт застройщика — девелоперской компании «Центр содействия», то там так и написано: газопровод среднего давления, электрификация, центральное водоснабжение, центральная канализация.

«Когда мы покупали землю, реклама была такой, что нигде не было оговорено, что за это нужно будет заплатить, — говорит Наталья. — Мы ждали этих сетей, но никто ничего не делал. В итоге многие домохозяйства, и мы в том числе, сделали себе автономное отопление, канализацию и вырыли скважины. Те, кто этого не сделал, просто съехали в конце лета из своих домов обратно в городские квартиры».

А затем улицу Николаевскую, на которой стоит коттедж Натальи и других домохозяев, перерыли, провели газопровод и оставили в таком виде. «Нам принесли счет на подключение к газовой трубе на сумму в 140 тысяч, — рассказала нашей газете женщина. — То есть газопровод оказался частный, и нам он не принадлежал».

За подключение к инженерным сетям компания-застройщик потребовала заплатить еще 350 тысяч рублей. Таких денег ни у Натальи, ни у других покупателей земельных участков просто нет.


За защитой

В итоге новый коттеджный поселок оказался отрезанным от цивилизации: до трассы — два километра, дорога разбита. А на сайтах бесплатных объявлений уже появились сообщения о продажах почти готовых домов в Андреевской слободе.

«К нам не ездят машины «скорой», отказываются ходить фельдшеры, — перечисляет женщина. — А тут ведь семьи с детьми. Есть многодетные. И вот мамочки тащат на себе ребенка до ближайшего пункта приема врача или остановки. Дети в школу тоже ходят пешком. Два километра. Холодно, темно, грязно».

Жители Андреевской слободы обратились в прокуратуру Вологодского района с просьбой защитить права новоселов.


В правовом поле

Как пояснила нашей газете директор компании-застройщика Елена Яцюк, все покупатели земельных участков были предупреждены о том, что за инженерные системы коммуникации придется заплатить дополнительно.

«Это дорогостоящие работы, и, конечно, они должны оплачиваться отдельно, — считает Елена Яцюк. — Почему-то люди привыкли, что если они продали свою городскую квартиру и купили земельный участок, то в стоимость автоматически должны входить и коммунальные блага, но это не так. В договорах купли-продажи продается только земля. Все остальное граждане должны обустроить сами. Сейчас в поселке проведен газ, будет закончен монтаж системы водопровода. Но за это нужно заплатить. И дорога там тоже была отсыпана до последнего времени, но, к сожалению, во время строительных работ по прокладке коммуникаций она пострадала».

Заново делать проезд в новый микрорайон, как удалось выяснить «Премьеру», застройщик уже не будет. Компания отказалась от права собственности на эти земли.

«Это проблема системная, — признает первый заместитель руководителя главы администрации Вологодского района Игорь Быков. — Гражданин или организация, имея в собственности земельный участок, продает его по частям в целях извлечения прибыли и фактически использует участки в целях личного обогащения. При этом закон не возлагает на собственника обязанностей по обустройству этих участков инженерной инфраструктурой. На мой взгляд, присутствует такой маркетинговый ход. Гражданам при покупке земельного участка следует закреплять обещания застройщика в договоре».

Кроме того, как пояснил нашей газете Игорь Быков, согласно ФЗ-131 теперь эти земли (то есть дороги) бюджет муниципалитета должен взять на себя и обеспечить содержание подъездных путей и дорог внутри кварталов. Учитывая, что всего на 2017 год в бюджете Вологодского района на содержание и ремонт дорог предусмотрен 51 миллион рублей, а один километр дороги из щебня стоит порядка 6 миллионов, это солидная дополнительная нагрузка на бюджет.

«Всего на балансе Вологодского района находится 1513 километров дорог, — поясняет Игорь Быков. — Чтобы капитально отремонтировать все, требуется порядка 3 миллиардов рублей. У нас предусмотрено лишь чуть более 50 миллионов. И это без тех дорог, от которых отказываются частные застройщики».


Начало проблемы

Пробел в законодательстве отмечает и заместитель прокурора Вологодского района Наталья Шаварина.

«Считаю, что проблема дорог — это не только проблема застройщика, но и муниципальной власти, — говорит Наталья Сергеевна. — Именно они утверждают проект застройки. Они должны предусматривать и контроль за обустройством дорог. Пока однозначного вывода по ситуации с Андреевской слободой я не делаю, идет проверка. Но и сами жители не улучшили ситуацию с дорогой, поскольку отвод от своих хозяйств, в том числе сточных вод, идет на дорогу».

По мнению заместителя прокурора, проблема отказа застройщика от дороги — это только начало, которое выльется в большую проблему по всему району. И ее необходимо решать на законодательном уровне на стадии утверждения планировки будущей застройки.

По данным Администрации Вологодского района, на сегодняшний день на территории муниципалитета существует порядка 50 подобных планировок, в том числе строящиеся поселки для многодетных семей. В любой момент застройщик может отказаться от права собственности на те земли, в границах которых по плану предусмотрена дорога, и это вновь станет обузой для бюджета.

«Законодательный пробел необходимо немедленно устранить, — считает Игорь Быков. — В противном случае проблема будет только расти, денег же в казне от этого не прибавится».

Юлия Лаврова

179
0
Похожие статьи
  • 01 апреля' 20 | Дороги

    При рекордных тратах на дороги Вологодской области по-прежнему не хватает денег на их ремонт.

    128
    0
  • 09 апреля' 19 | Дороги

    Заручившись федеральной поддержкой, областные власти активно приступили к реконструкции транспортной сети Вологодчины.

    103
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.