38 попугаев

№44 (1197) от 11 ноября 2020 г.

Как оказалось, некоторым маленьким зрителям было даже не с чем сравнить: советского мультика про 38 попугаев они не смотрели. | Фото Алины Махлиной

12 спектаклей за четыре дня показал вологодским зрителям Саратовский театр кукол «Теремок».

В насыщенной программе представлены постановки разных жанров и форм, для самых маленьких и детей постарше.

«Мы просмотрели свой репертуар и подумали взять спектакли, которые поставлены в разных жанрах. У нас есть интерактивные спектакли с большими ростовыми куклами — это «Веселая школа: чудеса из порт-феля» — очень задорный веселый, «38 попугаев» с обычными планшетными куклами и еще мистический спектакль «Подменыш», где задействованы деревянные марионетки. Мы решили, что это будет интересно показать вашему зрителю», — рассказала заместитель директора театра Евгения Подорская.

Саратовский коллектив приехал в Вологду по федеральной программе «Большие гастроли». 15 человек, включая художников по звуку, свету и административных работников, принял у себя вологодский «Теремок».

«Саратовский театр кукол —  наши давние друзья и партнеры. Мы с ними встречались на различных фестивалях на просторах нашей великой и большой страны. А в 2017 году состоялись наши гастроли в Саратове в рамках проекта «Золотая маска» в регионах». Нам очень понравился город. Саратов — большой театральный город с богатыми театральными традициями. И вот наконец-то саратовский театр у нас с ответным визитом. Мы рады, рады и наши зрители, потому что это новые спектакли, новый стиль театра. Для зрителя всё это очень интересно», — отмечает директор вологодского «Теремка» Елена Бухарина.

Наш театр кукол в свою очередь отправится на гастроли в Оренбург и близлежащие города, если позволит эпидемиологическая ситуация в регионе. Всего в этом году на «Большие гастроли» отправились более 300 российских театров.

Кубинские национальные инструменты задают ритм и пластику в спектакле «38 попугаев». | Фото Алины Махлиной

Глоток вологодского воздуха

Актеры саратовского театра вот уже полгода лишены встреч со зрителями из-за жестких ограничений Роспотребнадзора в их регионе. Репетиции проходят в обычном режиме, но вот спектакли пока играются только онлайн. Однако большое количество просмотров и комментарии не могут заменить живого контакта.

«Такое маленькое путешествие позволило нам подышать свежим вологодским воздухом, напитаться энергией маленьких зрителей, которые смеются, подпевают, и это очень непривычно. Хочется остановить спектакль и спросить, а кто это смеялся? А что, правда смешно было? А можно свет включить, чтобы убедиться?» — делится впечатлениями актер Алексей Усов после премьеры спектакля «38 попугаев» на вологодской сцене.

Своего героя Алексей назвал «маленьким деятельным Наполеончиком». Попугай действительно не дает своим друзьям расслабиться, старается завоевать их внимание и внимание публики умом и сообразительностью, почерпнутыми из «философского альбома с картинками». Путь без цели для него ужасен, как ужасен и первый шаг к чему-то новому и неизведанному. Лететь? А вдруг получится?
Любопытно, что в серии советских мультфильмов «38 попугаев», по воспоминаниям художника-постановщика Леонида Шварцмана, прототипом для попугая послужил Владимир Ленин. «Мы снимали его со всеми ленинскими повадками», — рассказал художник в интервью «Известиям».

В спектакле «Подменыш» марионетки служат и декорациями, и действующими лицами одновременно. | Фото Алины Махлиной

Экзистенциальная драма и мистическая притча

Постановка саратовского театра не копирует знаменитую экранизацию сказки Григория Остера. В спектакле звучат знакомые песни, но герои другие и внешне, и внутренне. Например, удав не так флегматичен. Мысль о росте не дает ему покоя, и кажется, и его движения от этого дерганые и суетливые.

В саратовском «Теремке» отмечают, что сам остеровский текст остроумен и гениален и работать с ним одно удовольствие. В спектакле объединены несколько историй из серии.  «38 попугаев» не только позабавят детей, но и заставят задуматься взрослых. Знакомые с детства диалоги в более старшем возрасте звучат по-новому. Герои рассуждают об относительности понятий (три ореха — это уже куча?), бесцельности существования («Это представить страшно, когда ты идешь и ни к чему не идешь вечность») и влиянии психического состояния на физическое («Если долго думать одну мысль, можно заболеть»).  

Другой неоднозначный спектакль Саратовского театра кукол поставлен по сказке-притче шведской писательницы Сельмы Лагерлёф. Она же подарила миру сказку о путешествии Нильса с дикими гусями. «Подменыш» — история, основанная на скандинавской мифологии. Она повествует о том, как тролли «поменялись» детьми с крестьянской семьей. Мама-крестьянка, несмотря на скверный характер тролленка, не дает его в обиду и любит его таким, какой он есть.

В спектакле задействованы деревянные марионетки. Каждая из них создавалась вручную специально для спектакля. Деревянные куклы не разукрашены. На сцене они могут становиться и декорациями, и действующими лицами.

Показанные спектакли уже не первый год идут на саратовской сцене. После Вологды Саратовский театр кукол «Теремок» отправится в Иваново. 

16
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.