644 часа под водой

№19 (1120) от 14 мая 2019 г.

Нина Соколова в водолазном снаряжении на фоне памятника, созданного в её честь. | Коллаж с сайта pbs.twimg.com

Первая в Советском Союзе женщина-водолаз, во время Великой Отечественной проложившая по дну Ладожского озера свою «дорогу жизни», была родом из Череповца.

Благодаря мужеству Нины Соколовой, которая в общей сложности провела под водой 27 суток, были спасены тысячи жизней блокадного Ленинграда.

Судьба инженер-полковника Военно-морских сил СССР Нины Васильевны, чьё имя занесено в Золотую Книгу Санкт-Петербурга, — пример самоотверженности и умения достигать поставленную цель. Именно эти качества воспитал в ней Череповец.

По личному разрешению

Нина Соколова (Пименова) родилась в 1912 году в многодетной семье. Поскольку Нина была самой старшей из детей, ей доставалась самая тяжёлая работа, а потому к труду и самостоятельности привыкла с самого юного возраста. Мать с ранних лет брала её в «чужие люди» и воспитывала по наказу отца: «Жить по совести. Людям только хорошее делать. И на плохое никогда не отвечать плохим».

После окончания череповецкой школы №1 не боявшаяся сложностей Нина выбрала для себя совсем неженскую стезю: отправившись в Ленинград, поступила в Институт водного транспорта, решив стать инженером-гидротехником.

В 1936 году, получив диплом, Нина по распределению попала в Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Будучи полувоенной структурой, эта организация в основном занималась подъёмом затонувших судов, но не чуралась и «смежных» занятий: прокладки трубопроводов, спасательных операций — вплоть до подводной археологии.

Нину отправили в Сочи руководить водолазами, которые укладывали на дно бетонные блоки. А как руководить, если не знаешь, как там внизу подготовили «постель» для блоков, как их устанавливают? Смелая девушка решила всё посмотреть сама — ответственность-то огромная.

Будучи в Ленинграде на двухмесячных курсах усовершенствования, Нина одновременно изучила водолазное дело. Экзаменационная комиссия была поражена её глубокими знаниями этой сугубо мужской профессии (женщин-водолазов тогда не было). Впечатлённый успехами подопечной, начальник ЭПРОН, контр-адмирал Фотий Иванович Крылов подписал свидетельство, разрешающее ей подводные спуски до 10-метровой глубины.

За всю историю водолазного дела единственный раз такой документ выдали женщине. Начальник ЭПРОНа не взял бы на себя такую ответственность, не заручившись личным разрешением «всесоюзного старосты» (председателя Центрального исполнительного комитета СССР) Михаила Ивановича Калинина.

Нина выбрала для себя совсем неженскую стезю — стала инженером-гидротехником.

Боевое крещение

В 1939 году, во время войны с финнами, инженеру-гидротехнику ЭПРОН Нине Соколовой поручили руководить строительством причала в Полярном. Молодой инженер справилась отлично, сама спускалась в студёную воду.
ЧП случилось в конце командировки, когда пришли в бухту реки Печенги. Надо было с борта прыгнуть в шлюпку. А перед поездкой гидротехника Соколову, чтобы не замёрзла, одели в полушубок и большие валенки. Нина лихо оттолкнулась — и ухнула в ледяную купель с головой.

Когда её вытащили, полушубок сразу превратился в панцирь. Перепуганные моряки доставили её в кубрик, помогли раздеться и заставили выпить стакан водки. Всё обошлось, даже не чихала.
Зато полярники теперь стали считать тяжёлого водолаза, военного инженера 3 ранга Нину Соколову своей.

Артерия жизни

Великую Отечественную Соколова встретила в Ленинграде, будучи главным инженером 27-го отряда ЭПРОН. Её сослуживцы восстанавливали подводные коммуникации, доставали продовольствие с затонувших судов на Ладожском озере — за время войны на поверхность подняли более четырёх тысяч мешков с зерном.

Водолазам приходилось работать практически без передышки. Постоянный холод, скудный паёк — 300 граммов хлеба, вероятность погибнуть в каждом выходе... Многих водолазов, в том числе Соколову, контузило близкими взрывами прямо в воде.

Наземные линии связи между Ленинградом и Большой землёй не работали. Поэтому осенью 1941 года начали тянуть телефонную линию по дну озера. В течение десяти дней водолазы ЭПРОН работали под водой, и к 30 октября проводная связь между Ленинградом и остальным СССР была установлена. Эта магистраль продержалась всю блокаду и обеспечивала бесперебойную связь с Москвой.

А что, если не ограничиваться только кабелем? Нине Соколовой пришла мысль протянуть по дну трубопровод, по которому можно было бы перекачивать бензин и другое топливо в осаждённый Ленинград. Заодно и Дорога жизни освободилась бы для других грузов.

Весной 1942 года создали оперативную группу из водолазов и нефтяников. Сама Соколова вела разведку дна на месте будущего трубопровода.

В первый же день укладки, 26 мая, шторм сорвал участок только что смонтированной трубы. Однако неимоверными усилиями Ладожский трубопровод протянули всего за 43 дня — и это вместе с монтажом насосных станций и резервуаров. Глубина закладки труб доходила до 35 метров.

Фашисты так никогда и не узнали о существовании подводного трубопровода. А Нина Соколова за эту идею и участие в его прокладке получила свой первый орден Красной Звезды.

Открытие памятной таблички на доме, где жила Нина Васильевна, стало значимым событием для города, пережившего блокаду. | Фото с сайта topspb.tv

Седая прядь

Осенью 1942-го Нину ранило в ногу и плечо, контузило. Но после госпиталя женщина-водолаз вернулась в строй. Она принимала участие в прокладке по дну Ладоги линии электропередачи (ЛЭП) Волховская ГЭС — Ленинград. А когда блокада была прорвана, чистила акваторию от вражеских мин...

В своих дневниках Нина Васильевна вспоминает: «В 1944 году кораб­ли Ладожской военной флотилии должны были по реке срочно перейти в Кронштадт. Но им мешала ферма железнодорожного моста, обрушившегося на судовой ход. Нам поручили убрать препятствия... Чтобы выяснить обстановку, послала осмотреть мост двух опытных водолазов. Но не успели они скрыться под водой, сразу тревожно засигналили: «Срочно поднимайте!» Подняли. Сняли шлемы, а на ребятах лиц нет: «Там такое, там такое!..» Решила сама посмотреть. Спустилась и обмерла: вся ферма забита трупами фашистских солдат. Быстрое течение раскачивает их, и, кажется, колышащиеся костлявые руки вот-вот вцепятся в тебя… Не помню, как переборола себя, запросила заряды и заложила в переплёты фермы… Задание было выполнено в срок, только с тех пор на память серебряная прядь осталась».

После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, разминировали плотины. В 34 года Нина Васильевна стала инженер-полковником ВМС.

Единственная в мире женщина-водолаз, которая в общей сложности провела под водой 644 часа — почти месяц! — награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почёта», многими медалями.

В послевоенное время Нина Васильевна преподавала в Высшем военно-морском училище, увлеченно занималась гимнастикой, йогой, была активным моржом — членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух замечательных детей — Марину и Евгения.

17 декабря 2001 года на 90-м году жизни легенды ЭПРОН не стало...

В школьном музее деревни Ваганово Всеволожского района Ленинградской области, где долгое время был штаб водолазов, хранятся уникальные экспонаты: водолазный костюм, кусок бронированного телефонного кабеля, кусок трубопровода, фотографии и газеты военных лет, переданные Соколовой и её боевыми товарищами. На доме, где она жила, открыли мемориальную доску, а в соцсети «ВКонтакте» до сих пор существует клуб её поклонников.

Череповчанка Нина Соколова, которую теперь считает своей Санкт-Петербург, оказалась близка и тому поколению, которое не видело войны.

221
0
Похожие статьи
  • 03 апреля' 19 | След в истории

    До того как посвятить себя авиации, наш земляк Сергей Ильюшин руководил промышленностью Вологодчины.

    306
    0
  • 24 апреля' 19 | Персона

    Строительство заводов и целых жилых микрорайонов в Вологде на счету заслуженного строителя России Сергея Петрова. Выйдя на пенсию, Сергей Иванович задался целью опуб­ликовать дневники своего школьного учителя, проведшего всю войну в плену у фашистских захватчиков.

     

    200
    0
  • 13 февраля' 19 | СтоЛица

    Реставратор Елена Никитина создала проект одной из самых любимых вологжанами скульптур — памятник первому в городе столбу электрического освещения, к которому пристроилась собачка. Теперь вологжане назначают встречи не у пешеходного моста, а около собаки. Ходит молва, что Елена Михайловна недолюбливает этот объект. «Отчего же? Я очень его люблю, но не очень афиширую своё авторство. Когда ко мне подходят мои студенты и спрашивают, я всегда сознаюсь».

    229
    0
  • 14 августа' 19 | След в истории

    В биографии нашего выдающегося земляка Валерия Гаврилина немало трагического, без чего, впрочем, невозможен был бы его творческий взлёт.

    245
    0
  • 21 августа' 19 |

    В череде дерзких походов и славных военных побед Александра Суворова было и путешествие под Вологду. Причём спустя полтора века после смерти великого полководца память о нём будет увековечена весьма неожиданным образом.

    305
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.