С начала года оптовые цены на бензин выросли почти на 20%. Как считают в региональном управлении антимонопольной службы, основные причины такого роста — фискальная политика государства и рост мировых цен на нефть

Бензиновая лихорадка

№20 (1070) от 22 мая 2018 г.

Цены на бензин растут такими темпами, что скоро придется отказываться от личного транспорта. | Фото с сайта imenno.ru

Стремительный рост цен на топливо в крупнооптовом сегменте, естественно, отражается и на розничной цене на бензин.

На протяжении последних нескольких недель ценники на заправках растут, как на дрожжах. Представители разных ветвей власти признают, что оказались не готовы к такому развитию событий.

Цены подстегнули акцизы

Волнения на топливном рынке начались еще в конце прошлого года. В ноябре Госдума приняла решение о повышении в течение трех лет акцизов на алкоголь, табак и топливо.

С 1 января этого года акциз на автомобильный бензин пятого класса вырос на 4%. В следующем году рост по сравнению с 2016 годом составит уже 8,16%. Акциз на дизельное топливо повысится еще больше. В 2019 году по сравнению с 2016-м он будет выше на 39%.
Новость об увеличении стоимости акцизов подстегнула нефтетрейдеров, которые начали запасаться бензином. Рост спроса покачнул цены на рынке, однако вмешательство антимонопольной службы позволило удержать их на приемлемом уровне.

Повлияли и прошедшие президентские выборы, до которых топливо практически не дорожало. После 18 марта трейдеры бросились наверстывать упущенное. Огня в бензиновую лихорадку добавили мировые цены на нефть, которые начали стремительно расти.

Как пишет РИА «Новости», «при высоких мировых ценах нефтяникам выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать внутри страны. В частности, при сегодняшнем сочетании нефтяных котировок и курса доллара экспорт одной тонны топлива приносит почти семь тысяч рублей дополнительной прибыли по сравнению с продажей внутри России».

Еще один фактор — сезонный. Топливо, как правило, дорожает в конце весны, когда сельхозпроизводители начинают активную деятельность, граждане отправляются на дачи, а некоторые нефтеперерабатывающие предприятия останавливаются на профилактический ремонт.

Убрать монополиста

Примечательно, что представители крупных топливных компаний, как правило, очень не­охотно комментируют повышение цен на бензин и солярку.

Сотрудники вологодского филиала компании Shell сослались на то, что цены на топливо формируются в центральном офисе, где, в свою очередь, уклончиво пояснили, что стоимость зависит от множества факторов. Однако это корпоративная информация, разглашать которую они не имеют права.

Заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Заксобрания области Антон Гримов уверен, что к стремительному росту цен на топливо в Вологодской области причастна компания «ЛукойлВолганефтепродукт», являющаяся монополистом на местном топливном рынке.

— Честно говоря, мы не думали, что «Лукойл» после прошлогодних разборок с ФАС пойдет на такое повышение цен, — пояснил Гримов. — Но разборки их не остановили. Поскольку они, как монополисты в нашей области, начали повышать цены, остальные, более мелкие игроки, потянулись вслед за ними. Мы продолжаем настаивать на том, что на Вологодчине необходимо появление других топливных компаний, чтобы монополизация «Лукойла» не была столь существенной. До конца мая мы подготовим запросы в ФАС, чтобы антимонопольщики вновь обратили внимание на эту компанию.

Такого роста цен не ожидали и в администрации города.

— Небольшой рост, мы, конечно, прогнозировали, но не думали, что он будет таким существенным, — рассказал «Премьеру» заместитель мэра города Антон Мусихин. — Мы ожидали такие цены на топливо не раньше осени. Сложно сейчас спрогнозировать, на какой отметке они остановятся, однако уже понятно, что такое развитие событий повлияет на работу компаний по перевозке пассажиров, у которых примерно треть всех расходов — это стоимость топлива.

Ведомственные разборки

Между тем, по мнению экспертов, цены на розничном рынке нефтепродуктов могут дойти до 50 рублей за литр.

Для замедления роста цен необходимо увеличить объемы топлива на внутреннем рынке и снизить акцизы. С этим согласна ФАС.

— Мы думаем о снижении акцизов, поскольку акцизы в последние годы были главной причиной, провоцирующей рост цен на нефтепродукты, — заявил РИА глава ведомства Игорь Артемьев. Однако снизить ставки в два-три раза, как предлагают нефтетрейдеры и аналитики, нереально. От акцизных поступлений очень сильно зависят региональные бюджеты.

Альтернативное предложение — механизм гибких ставок, которые будут меняться в зависимости от цены на нефть и нефтепродукты. Но эту идею, как считают аналитики, вряд ли поддержит Минфин. Поэтому дискуссия между ФАС и Минфином может затянуться. Цены на топливо тем временем будут потихоньку расти.

261
1
  • Пора давно разогнать этот УФАС.............ВООБЩЕ не работают . Только и делают, что констатируют факты, а не наказывают, не подают в суд, не обязывают СНИЗИТЬ цены....... Думаю, что в нашем регионе УФАС можно назвать "карманной" у монополиста............
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.