Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Бомба для «юнкерса»

№38 (1191) от 29 сентября 2020 г.

Александр Амосов увлёкся самолётами, работая диспетчером на железной дороге, и это увлечение стало делом всей его короткой жизни. | Фото с сайта новокузнецк400.рф
Авиационная граната АГ-2 (на фото справа) весила два кило, выбрасывалась вручную и, снабжённая парашютом, взрывалась в воздухе. Главное для бросивших её — побыстрее убраться оттуда, чтобы не задело осколками. | Фото с сайта zen.yandex.ru

До своего исчезновения лётчику из череповецкой деревни Александру Амосову довелось повоевать всего-то семь месяцев, но за это время он успел стать Героем Советского Союза, а первый орден получил уже через две недели пребывания на фронте.

А ещё он сумел поджечь вражеский «юнкерс», сбросив на противника бомбу, и уничтожил мост, предварительно пролетев под ним. Впрочем, последнее — скорее легенда, ходившая по фронтам уже после того, как сам герой не вернулся из своего последнего, 150-го боевого вылета.

В оформленном всего через месяц после рокового дня посмертном наградном листе для присвоения звания Героя прямо указано, что он погиб в неравном бою. Но до самого конца войны его официально продолжали считать пропавшим без вести…

Череповецкий сибиряк

Сибиряки считают Александра Амосова своим — его имя значится в «Новосибирской Книге Памяти», книге «Золотые звезды Новокузнецка» и других справочниках о героях Кузбасса, но на самом деле он наш, череповецкий: родился 14 сентября 1918 года в деревне Супруново тогда Уломского, а ныне Череповецкого района Вологодчины.

О детстве и юности будущего Героя известно немного. Паренёк из крестьянской семьи окончил Верещенскую школу-семилетку. В 1933-1934 годах работал секретарём местного сельсовета, но вдруг почему-то в спешном порядке переехал в город Сталинск Кемеровской области (ныне Новокузнецк) и устроился диспетчером на железную дорогу. В 1939 году был принят в компартию и зачастил в местный аэроклуб.

Когда в марте 1940 года его призвали в Красную армию, то он попросил направить его в Новосибирскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил уже в разгар Великой Отечественной — в 1943 году.

Выпускника лётной школы ждал Юго-Западный фронт, а точнее — 672-й штурмовой авиационный полк. Лейтенант Амосов (это звание ему присвоили только в 1944 году) дослужился до заместителя командира эскадрильи.

Как защищали штурмовик или бомбардировщик от истребителей, которые сели на хвост? Пулемёт простреливал только верхнюю полусферу, и немцы в самом начале войны догадались заходить для атаки сзади и снизу — это была мертвая зона для стрелка. Штурмовиков типа Ил-2 (на снимке), на котором летал Александр Амосов, в этом случае могли защитить разве что авиационные гранаты, придуманные ещё в 1938 году. Однако Амосов воспользовался просто бомбой. | Фото с сайта zen.yandex.ru

Безупречный штурмовик

Среди лётчиков, удостоенных звания Героя Советского Союза, каждый третий — штурмовик. Вот и Александр Амосов сразу же проявил себя талантливым и отважным пилотом. 12 августа 1943 года он совершил свой первый боевой вылет, а уже 27 августа был награждён орденом Красной Звезды. И было за что.

15 и 16 августа 1943 года Амосов дважды участвовал в серии ударов с воздуха по аэродрому Краматорская. Ещё не успев долететь до цели, замыкающий звено самолёт Ил-2 Амосова был сперва подбит зениткой, а затем атакован двумя немецкими истребителями-«мессершмиттами». Однако Амосов не прекратил полёт и в неравном бою сбил один из атакующих немецких самолётов. Когда второй мессер ретировался сам, Амосов принял решение довести повреждённую машину до цели — вражеского аэродрома.

В наградном листе указано, что затем он сброшенной бомбой поджёг пикирующий бомбардировщик «юнкерс» Ю-87, который за неубирающиеся шасси с колёсами, закрытыми обтекателями, напоминающими ноги в лаптях, советские солдаты прозвали «лаптёжником». Правда, непонятно, стоял ли «юнкерс» на лётном поле или пытался взлететь. Если был уже в воздухе, то мастерству Амосова можно только позавидовать: вряд ли за всю Великую Отечественную хоть один пилот сумел бомбой обезвредить самолёт противника. Это в нынешних компьютерных играх запросто взорвёшь летящий самолёт сброшенной на него бомбой, но в реальности?.. Для подобных случаев обычно применяли сбрасываемые с парашютом двухкилограммовые авиа­ционные гранаты, которыми комплектовались наши штурмовики, но Амосов поступил иначе.

Как бы то ни было, его бомбовый манёвр удался, противник загорелся. На кураже Амосов расстрелял из бортовых пушек и пулемётов ещё два стоявших на аэродроме самолёта и только тогда принял решение возвращаться. На обратном пути в воздухе несколько раз прекращал работу мотор, но каждый раз лётчику удавалось запустить его вновь...

Амосову вообще «везло» на зенитки и мессеры. Подсчитано, что только за первые месяцы на фронте он был атакован 12 раз и неизменно выходил победителем в схватках с противником.

А 6 сентября всё чуть не закончилось трагически: при атаке станции Барвенково мелкокалиберный снаряд зенитной артиллерии разорвался прямо в кабине пилота, осыпав осколками его лицо. Несмотря на заливающую глаза кровь, Амосов выполнил боевую задачу — сжёг пять вагонов с военными грузами.

Фашистский «юнкерс» Ю-87 стал одним из символов неудавшегося блицкрига. | Фото с сайта cont.ws

Мост удачи

21 и 22 сентября 1943 года в составе звена Амосов четыре раза наносил удары по переправе отступавших немецких войск через Днепр в районе Днепропетровска. Переправа была прикрыта сильной зенитной артиллерией, над ней было сбито несколько советских самолётов.

Согласно наградному листу, в последнем вылете Амосов «с огромным риском для жизни на высоте 10-15 метров промчался над железнодорожным мостом, по которому двигались отступавшие войска врага, сбросив четыре авиабомбы ФАБ-100». Есть даже ничем не подтвержденные, правда, свидетельства, что перед этим Амосов, повторяя легендарный трюк Валерия Чкалова, пролетел ПОД мостом, посеяв панику среди немцев, и лишь затем нанёс основной удар (в годы Великой Отечественной войны аналогичный трюк выполнил на Ил-2 разве что лётчик Николай Рожнов — уходя от преследования, пролетел под железнодорожным мостом, сохранив тем самым жизнь себе и экипажу).

В результате атаки в воду рухнул один пролёт моста с 8-ю автомашинами, погибло до 40 немецких солдат. Мост на десять часов был выведен из строя. На обратном пути за штурмовиком Амосова погнались два немецких истребителя, но пилот и стрелок-радист отбили все их атаки.

Последний вылет

В наградном листе (к званию Героя Амосов был представлен посмертно «по совокупности заслуг») перечислены главные достижения нашего земляка. За семь месяцев участия в военных действиях он совершил 150 успешных боевых вылетов на штурмовку узлов сопротивления противника, аэродромов, скоплений живой силы и техники, а также на воздушную разведку. При этом в 72 вылетах был ведущим группы и звена. В 12 воздушных боях сбил один истребитель врага.

Удача изменила пилоту только однажды — 24 марта 1944 года, в том самом последнем, 150-м боевом вылете.

Дело было в районе села Касперовка Новоодесского района Николаевской области Украины. Подробности того боя до сих пор остаются тайной, наградной лист о них не упоминает. Известно лишь, что лейтенант Амосов вновь был атакован вражескими истребителями, только на этот раз воздушный бой закончился не в его пользу: как написано в наградном листе, он «погиб смертью храбрых в воздушном бою». Останки смелого пилота похоронены в братской могиле в селе Себино Новоодесского района, а на месте гибели был установлен памятный знак.

За образцовое выполнение боевых заданий Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года лейтенанту Амосову Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Помимо уже упомянутого ордена Красной Звезды, в личном активе лейтенанта — ордена Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

В документах до самого конца войны значилось, что Амосов просто «не вернулся с боевого задания», но, как видим, его судьба известна, и короткая жизнь навсегда останется в нашей памяти. Герои без вести не пропадают.

530
0
Похожие статьи
  • Впервые сбежать из фашистского плена на угнанном вражеском самолёте в годы Великой Отечественной удалось Николаю Лошакову, начинавшему службу в секретном запасном авиаполку в городе Кадникове. Однако за этот подвиг лётчика, впоследствии послужившего прототипом главного героя кинофильма «Чистое небо», посадили в воркутинский лагерь «за измену Родине».

    521
    24
  • 21 мая' 19 | Чтобы помнили

    Вологодские поисковики вернулись из очередных весенних поисковых экспедиций. Раскопки проводились на территории Ленинградской и Тверской областей. Были найдены и перезахоронены около двух сотен погибших бойцов Красной армии.

    262
    0
  • Десятки памятников, установленных воинам Красной армии, сотни найденных и захороненных останков солдат и офицеров, десятки тысяч новых имён, занесённых в Книгу Памяти — таковы итоги деятельности вологодского поискового движения, которое в 2020 году отмечает свой тридцатилетний юбилей.

    83
    0
  • Родившаяся на Вологодчине девушка с «цветочным» именем стала одним из самых известных снайперов Великой Отечественной войны. А прославило её умение вести точную стрельбу по движущимся целям дуплетом — двумя идущими друг за другом выстрелами.

    639
    0
  • 26 июня' 19 | След в истории

    В январе 1942 года на площади Революции в Вологде был выставлен для всеобщего обозрения обгоревший фашистский бомбардировщик «Юнкерс-88» — первый сбитый в вологодском небе вражеский самолёт.

    435
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.