Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Бойцы невидимого фронта

№41 (1142) от 15 октября 2019 г.

| Карикатура с сайта caricatura.ru

Они помогают кандидатам в депутаты, в губернаторы и на пост президента одерживать убедительные победы на выборах. Их услуги интересуют не только политиков, но и преуспевающих бизнесменов. Сильные мира сего часто не могут ступить и шагу без поддержки опытного специалиста по выборной кампании — политтехнолога.

Официально такой профессии не существует. Но специалисты по организации политических кампаний ценятся в любой стране, где существуют выборы.

В мире политтехнологии в современном понимании существуют почти сто лет, а в России они появились только после распада СССР. Сегодня всё большее влияние на предвыборные кампании оказывает Интернет, и всё больше ценятся специалисты по продвижению в социальных сетях.

Время харизматиков

Когда проходили выборы народных депутатов СССР 1989 года, многие спонтанно выдвинувшиеся кандидаты просто обходили пешком свой округ, разговаривали с жителями и таким образом получали поддержку избирателей. Уже в начале 90-х на постсоветском пространстве начали применять специальные технологии по изучению предвыборного поведения масс, по агитации и «чёрному пиару». Тогда не было почти никакого законодательства на этот счёт, и было разрешено очень многое из того, что затем запретили категорически.

«В 90-е годы долгое время не было понятия подкупа избирателей, — вспоминает социолог Андрей Патралов. — В этой связи было вовсе не преступным для кандидата отметить цветами или шумными посиделками со своими избирателями 8 Марта или 23 февраля. Затем законодательство стало меняться, кандидаты под его влиянием отказались от сколь-нибудь ценных сувениров, ручек, других предметов, которые могли бы быть расценены как подкуп. Раньше можно и должно было рассказывать о собственном детстве, о семье, о детях. Сегодня мы видим, что законодательно запрещено изображение детей, да и вообще кого бы то ни было, кроме самого кандидата».

Андрей Владимирович как социолог стоял в 90-е у истоков политического консалтинга в Вологодской области наряду с другими своими коллегами. Среди первых серьёзных технологий, которые стали применять в России, — социологические опросы, которые помогали узнать отношение избирателей к кандидату, увидеть, как они реагируют на те или иные агитационные приёмы. Тогда выборы стала выигрывать именно социология. Поэтому коллеги Андрея Патралова пришлись как нельзя кстати.

«Это было время харизматиков: яркая личность, яркая речь приводили к электоральному успеху, — подчёркивает Андрей Патралов. — Кроме того, имели огромное значение профессия и биография кандидата, они часто побеж­дали в силу своей известности и уровня доверия к ним со стороны рядового избирателя. Дорогого пиара, платных публикаций и эфиров они себе не позволяли, ограничиваясь чёрно-белыми листовками. А затем время харизматиков прошло, гораздо большую роль стала играть команда специалистов, которых кандидат сумел собрать для организации своей кампании».

В юридической плоскости

Специалисты для организации выборных кампаний требуются самые разные. Во-первых, это так называемые «полевые» агитаторы — люди, которые собирают подписи, разносят листовки и газеты. Газету нужно подготовить, поэтому на выборах работают журналисты, корректоры и верстальщики. Нужны юристы, которые следят как за соблюдением закона в штабе своего кандидата, так и за промахами конкурентов. Наконец, необходимы люди, которые придумывают концепцию кампании и затем следят за её реализацией, то есть обеспечивают её политическое сопровождение.

«В последнее время огромную роль играют юристы, которые ищут изъяны в документах конкурентов и подают иски об их снятии, — говорит депутат Законодательного собрания области и практикующий политтехнолог Антон Холодов. — В России начали снимать с выборов даже за то, что у кандидата на фотографии в паспорте не соблюдено требование по расстоянию между глаз... Это дискредитирует выборы в России, потому что всё уходит в крючкотворство. В ближайшее время выборы могут свестись к тому, что будут просто приезжать юристы и снимать оппонентов по жалобам».

У одного из коллег Антона Холодова была ситуация, когда тот работал на  директора компании по торговле нефтепродуктами. Оппоненты нашли двойника с таким же именем-отчеством, изменили через загс его фамилию и создали фирму с похожим названием. А вообще, использование кандидатов с похожими фамилиями и даже выдвижение полных тёзок случается довольно часто.

Сами по себе предвыборные кампании стали сильно растягиваться по времени. Если активная агитация занимает до двух месяцев перед выборами (в разных регионах по-разному), то работа «на дальних подступах» может вестись годами. Социологи заранее оценивают перспективы потенциального кандидата, политические консультанты ищут для него союзников и, возможно, спонсоров.

Вологжанин Антон Геля, в 1990-е и 2000-е провёл 42 кампании в разных регионах России в роли одного из руководителей предвыборного штаба. В качестве удачного приёма, который позволил привлечь к голосованию нецелевую аудиторию кандидата, Антон Геля приводит такой. Однажды ему пришлось работать на выборах депутата горсовета в одном из регионов УрФО. Кандидатом была женщина, боровшаяся за права семей с маленькими детьми. В округе находилось большое общежитие студентов-программистов, и было нужно придумать лозунг и для них тоже. «Мы придумали лозунг «Государство хочет урезать материнскую плату», программисты пришли на выборы, и наш кандидат победил», — вспоминает он.

Последнюю полноценную кампанию Антон Геля провёл десять лет назад, с тех пор занимается политическим консалтингом лишь время от времени. С его слов, политтехнология перестала быть творчеством, она стала рутиной. «Рядовые люди фактически не имеют возможности заниматься политикой, для этого нужно быть членом какой-то властной группировки, — говорит политтехнолог. —

У кого есть большие деньги, отнюдь не все имеют возможность и желание заниматься политикой.

У кого есть деньги и желание, с теми я, как правило, работать не хочу. А с кем хотел бы, у них либо нет денег, либо нет желания избираться».

В межсезонье

Параллельно политтехнологи становятся более публичными. Раньше выборы могли пройти в абсолютно любой день в году, но с 2004 года в законодательство внесли понятие единого дня голосования. Из-за этого сильно изменилась жизнь политтехнологов: многие почти круглый год могли проводить вдали от дома, работая на выборах. Сейчас большинство выезжает на работу на пару-тройку месяцев в году, а в остальное время преподают в вузах, занимаются исследовательской и научной работой.

Антон Холодов прошёл в вологодское ЗСО и сейчас применяет свои навыки в своей депутатской деятельности: «Многие политтехнологи со временем находят себя в гражданской службе, переходят в служение родине. У нас масса действующих политтехнологов, кто избирается депутатами, становятся заместителями губернаторов, работают в Администрации президента. Есть понимание, что ценен любой практикующий политтехнолог, который, с одной стороны, знает, что нужно людям, а с другой — разбирается в работе административной системы и умеет заставить чиновников выполнять наказы избирателей».

Кроме того, в нашу жизнь приходят новые технологии, Интернет. За происходящими технологическими изменениями нужно непрерывно следить, разрабатывать новые стратегии и приёмы. Выпускник вологодского журфака Андрей Цепелев (сейчас — эксперт Института развития Интернета), по выражению одного из коллег, стал «российским отцом таргетирования». Таргетированием называют механизм, позволяющий показать в Интернете рекламу только определённой части аудитории. C 2016-го он вместе с Валерием Соловьёвым, тоже выпускником вологодского журфака, начал использовать эту технологию в политических кампаниях.

«Можем сделать, условно, специальный ролик для молодых мам в Лукьянове, которые поддерживают Владимира Путина. И показать ролик только им, — говорит Андрей Цепелев. — Что касается развития Интернета как направления, то он уже стал обязательной частью любой губернаторской кампании. Аудитория Интернета с 2018 года превышает аудиторию ТВ. Мой прогноз: к выборам президента 2024 года Интернет станет главным каналом политической агитации в России».

124
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.