Братья Карамазовы

№42 (1195) от 27 октября 2020 г.

В спектакле задействован весь актерский состав Камерного театра. | Фото Алины Махлиной

Взойти на голгофу вместе с героями романа Достоевского и заглянуть в глубину русского характера приглашает вологжан Камерный театр. 23 октября состоялась премьера спектакля «Всечеловеки. Made in Russia» по произведению «Братья Карамазовы».

«Это огромный роман, довольно путаный, незаконченный. Мы показываем камерную версию, но с антрактом. Всечеловеки — неологизм, придуманный Фёдором Михайловичем. Он очень гордился тем, что изобрел несколько русских слов. Всечеловеки — это русские люди в отличие от общечеловеков — европейцев. Всечеловеки — это мы с вами, и это история про нас», — объявляет перед началом действа режиссер спектакля Яков Рубин.

На сцене минимум декораций — всё по-монашески строго. Только три «разъятых» креста возвышаются на сцене. Три креста — три брата, три пути.

«Нам очень важно было понять пространство и особым образом его организовать, потому что в произведении очень много мест действия: и тюрьма, и дома, и задворки. Нужно было дать ощущение истории, а не интерьера», — поясняет режиссер.

Дмитрий Карамазов в исполнении Максима Слепченкова сопровождает свою исповедь перед братом Алешей игрой на барабанных инструментах. | Фото Алины Махлиной

Спектакль-камертон

Каждый из персонажей в постановке Камерного театра звучит по-своему в прямом и переносном смысле. Дмитрий Карамазов в исполнении Максима Слепченкова сопровождает свою исповедь перед братом Алёшей игрой на барабанных инструментах. Испанские и американские мотивы наигрывает на гитаре человек-загадка Иван Карамазов (Александр Сергеенко). А каждое движение гордой институтки Катерины сопровождается звоном монеток на ее костюме. Каждый инструмент и звук встраиваются в общую композицию, точно это бродячая труппа музыкантов импровизирует перед зрителем и разыгрывает некую историю о странных и страшных русских, которых боятся общечеловеки европейские.

Специально для «Всечеловеков» композитор Дмитрий Макляков написал две песни, однако на сцене они не были исполнены.
«Пока мы решили, что спектакль длинноват, и хотим его прежде укоротить. Мы будем продолжать искать, прибавлять, убавлять, и весной вы можете увидеть уже другой спектакль», — отметил режиссер.

Дмитрий также писал музыку к постановкам «Альпийская баллада», «Пролетая над гнездом кукушки» по Кену Кизи, «Старик и море» по Хемингуэю и «Снежной королеве».

«Всечеловеки» — пятая постановка Якова Рубина по произведениям Фёдора Достоевского. Спектакль стал своеобразным камертоном для труппы Камерного театра — в нем задействован весь актерский состав. Постановка родилась из учебного семинара, который проводился летом во время пандемии. Поскольку в коллектив театра в этом году пришли новые актеры, необходимо было настроиться на совместную работу — «договориться об общей системе координат профессиональных и творческих», по выражению режиссера Якова Рубина.

В качестве материала были взяты произведения Пушкина, Чехова и Достоевского. Так из учебных заготовок выросла постановка. Работа над спектаклем началась в сентябре, когда были сняты ограничения на репетиции.

Переменчивую барышню «в креслах» Лиз сыграла Анна Карпунова.  | Фото Алины Махлиной

С обнаженным сердцем

Для Тимура Бодякова «Всечеловеки» стали первым спектак-лем. Юноша пришел в коллектив Камерного театра в этом году и понял, что он нашел свое место. Его герой Алексей Карамазов это место хотел обрести в монастыре, но испытания были ему уготованы в миру.

Герой появляется на сцене босой — единственный из всех персонажей. Его ступни обнажены , как и его сердце, открытое для всех.

Главную свою задачу актер видел в том, чтобы показать зрителям другую сторону персонажа, не ангельскую, а человеческую.

«Алексей Карамазов — спокойный, вдумчивый человек. Он понимает, что происходит вокруг него, но при этом никого не осуждает. Алеша — это такой мост между людьми, которые не могут с собой и друг с другом договориться, решить свои проблемы. И они ищут у него одобрения. Он для них одновременно и слушатель, и авторитет, и простачок, которого используют как мальчика на побегушках. Но он не может отказать людям, потому что они ему не- безразличны. Каждый человек в каком-то смысле родной ему, потому что в нем есть те же черты. Алёша — обычный человек. Он не святой — он Карамазов, такой же умный, как брат Иван, такой же импульсивный, как Дмитрий», — рассуждает о своем персонаже Тимур Бодяков.

Есть версия, что во второй части романа, которую Фёдор Достоевский не успел дописать, Алёша становится революционером и заканчивает свой путь на эшафоте, осужденный за покушение на жизнь государя.

Несмотря на серьезность вопросов, о которых рассуждали на сцене герои, и строгость обстановки, на протяжении спектакля было место и улыбкам, и смеху, и восторгу.

«Сегодня 26-е, а я всё ещё под впечатлением! Очень понравился спектакль! Какая тонкая и вдохновенная игра! Мы словно на несколько часов попали в XIX век! Браво, уважаемые режиссёр и актёры! Честь и хвала вам!» — пишет в группе театра в соцсети Валентина К.
«Постановка меня впечатлила. Очень важным мне показалось то, что режиссер сумел сохранить философский подтекст произведения. Это читалось в жесте, взгляде, мимике. Я увидела на сцене три типа людей: человека, доверяющего Богу, реалиста и человека, погрязшего в разврате», — поделилась Анастасия К.

В следующем году со дня рождения Фёдора Достоевского исполняется 200 лет, и не исключено, что весной зрители увидят новую версию спектакля «Всечеловеки».

89
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 06 октября' 20 | Театр

    3 октября, в день рождения воина, поэта и писателя Михаила Лермонтова, в Вологодском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Маскарад» по одноименному произведению классика. Она открыла новый 172-й театральный сезон.

    233
    0
  • 22 октября' 20 | Театр

    Премьера спектакля «Варшавский набат» (16+) о подвиге польского педагога Януша Корчака состоялась 16 октября в вологодском Театре для детей и молодежи. Постановка открыла 45-й театральный сезон.

    94
    0
  • 04 декабря' 20 | Театр

    Нешуточное сражение разыгралось на сцене Вологодского драматического театра. Премьера спектакля «Баба Шанель» по одноименной пьесе Николая Коляды состоялась 20 ноября.

    122
    0
  • 18 ноября' 20 | Театр

    13 ноября на малой сцене Вологодского театра кукол «Теремок» состоялась премьера музыкального спектакля «Парк культуры и отдыха».

    121
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.