
e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com
Буераки, реки, раки

Учёные тщательно исследовали состояние воды на территории ЧерМК, чтобы понять, к чему приведут мероприятия по экологической реабилитации рек.
В Череповце очистят загрязнённые промышленностью городские реки.
В марте завершены работы по подготовке проектно-сметной документации по экологической реабилитации череповецких рек Кошты, Ягорбы и Серовки.
В донных отложения не найдено ничего особенного, что мешало бы успешному завершению проекта, сообщил «Премьеру» представитель подрядчика. При этом эксперты-экологи подозревают, что при очистке русел рек могут возникнуть непредвиденные сложности, учитывая возможные последствия экологической катастрофы конца 1980-х, с которой пришлось бороться не только череповчанам, но и соседям из Ярославской области.
Эхо катастрофы
«С момента запуска металлургического комбината основные стоки сливались через Серовку. Когда пошли эти стоки, Ягорба перестала замерзать. Там могло быть и железо, и всё что угодно. Сбросы с «Азота» и «Аммофоса» (оба предприятия сейчас входят в состав «ФосАгро». — Прим. ред.) шли в Кошту. В нижнем ее течении по обоим берегам находятся и городская свалка, и шламонакопители. Там тоже может быть всё что угодно. Специфика в том, что основной водовыпуск с «Аммофоса» был именно на Коште. Раньше там была большая азотная составляющая, а ещё раньше — почти 80 разных соединений. А в нижней части Кошты всё нормально, там даже птицы живут», — говорит эксперт региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии Юрий Базанов.
В самом конце декабря 1986 года на территории ЧерМК произошёл аварийный сброс кислоты, из-за чего погиб активный ил на установке биохимической очистки. В то время только ЧерМК за год «производил» около 100 миллионов кубометров сточных вод в год. 5 января 1987 года, после того, как оказалась замороженной система трубопроводов и произошла остановка обесфеноливающей установки, концентрированные сточные воды коксохимического производства вывели из строя городские очистные сооружения и стали беспрепятственно поступать в Шексну, а затем — в Рыбинское водохранилище.
В тот же день химическое предприятие «Аммофос» произвело аварийный сброс более тысячи кубометров концентрированной серной кислоты. «Всё это привело к экологической катастрофе Шекснинского плёса Рыбинского водохранилища», — констатировали затем в Институте биологии внутренних вод имени Ивана Папанина. В марте 1987 года в воде Шекснинского плёса было обнаружено большое содержание ароматических углеводородов (нафталин, дигидроаценафтилен, флуорен, дифенил), а также кетоны, альдегиды, сложные эфиры и целый ряд других веществ. Большую часть загрязнения смыл первый же паводок, унеся весь этот букет ниже по течению.
«После аварийного сброса производственным объединением «Аммофос» концентрированной серной кислоты в реку Кошту произошло высвобождение тяжёлых металлов, накопленных в донных отложениях за время существования ЧМК, и перенос их на значительное расстояние по Шекснинскому плёсу. Загрязнение воды прослеживалось до Центрального плёса водохранилища. Повышенное содержание металла наблюдалось и в донных отложениях», — говорилось в статье одного из сотрудников Института имени Папанина. В результате зимой 1987 года в Шекснинском плёсе произошла массовая гибель рыбы.
Истина в воде
В результате содержание меди весной 1987 году в Шекснинском плёсе увеличилось втрое, кадмия — в два с половиной раза, цинка — в три, никеля — в пять, а хрома — в десять раз. В мышцах рыб было отмечено повышенное содержание свинца, кадмия, никеля и хрома по сравнению с предельно допустимыми концентрациями этих веществ. Уже в мае 1988 года качество воды Шекснинского плёса было удовлетворительным. Но видовой состав планктона Шекснинского плёса сократился на 50-60%, а в Ягорбе учёные отметили стопроцентную гибель рачков. К 2014 году, согласно данным Института имени Папанина, содержание большинства веществ в воде упало от 2 до 10 раз, концентрация хрома сохранилась.
В 1995 году уже акционированный под именем «Северстали» ЧерМК ввёл в строй единую оборотную систему водоснабжения. После этого комбинат поэтапно закрыл семь выпусков сточных вод из девяти. «Созданы локальные водооборотные циклы в подразделениях. Процент воды в обороте составляет 98,3% — это лучший показатель в отрасли, — сообщили «Премьеру» на «Северстали». — Всего в оборотной системе используется воды около 3 млрд кубометров в год. Полностью исключен сброс сточных вод в реки Серовка, Ягорба, Шексна. Объем сбрасываемых сточных вод сократился более чем в 3 раза. На реализацию основных водоохранных мероприятий с 2000-го по 2019 годы направлено 7,9 млрд рублей».
Согласно статье сотрудников Института имени Папанина, изданной в 2018 году, по содержанию хрома, кадмия, свинца донные отложения Шекснинского плёса относятся к относительно загрязненным, а по содержанию меди и цинка — к сильно загрязненным. «Загрязнение РЗЭ (редкоземельными элементами. — Прим. ред.) имеет локальный характер, высокие уровни их содержания регистрируются вниз по течению от реки Кошты. Зоны высокой токсичности воды и донных отложений находятся в непосредственной близости от источника загрязнения. По мере удаления от источника загрязнения степень загрязнения зависит не только от количества поступающих в воду и аккумулирующихся в ДО (донных отложениях. — Прим. ред.) веществ, но и от гидрологических условий водоема», — говорится в статье.
Сейчас у «Северстали» осталось два действующих выпуска стоков, оба выходят в Кошту. По ним, согласно данным пресс-службы компании, «сбрасываются нормативно-очищенные сточные воды». «Однако по ряду веществ по выпуску № 3 еще не достигаются самые жесткие нормативы — нормативы допустимого сброса (НДС). Более 80% от массы сбрасываемых загрязняющих веществ, превышающих НДС, составляют сульфаты, которые относятся к 4-му классу опасности (самый неопасный) и являются веществом природного происхождения», — рассказал «Премьеру» представитель компании.
«Значительно снизить сброс загрязняющих веществ планируется к 2023 году, достижение нормативов допустимого сброса по всем нормируемым веществам планируется до конца 2026 года. Уже выбрана технология по доочистке до нормативов, сейчас мы заканчиваем предпроектные проработки», — говорит генеральный директор дивизиона «Северсталь Российская сталь» Евгений Виноградов.

Главный водоохранный объект ЧерМК — единая фильтровальная станция.
А вот «ФосАгро» с 2016 года стоков в Кошту не сбрасывает. За несколько лет до этого была проведена реконструкция и модернизация водоохранных сооружений Фосфорного комплекса, что позволило добиться нормативной очистки по основным показателям. «Несмотря на это, для снижения антропогенной нагрузки на реку Кошту было принято решение о прекращении сброса сточных вод в этот водный объект и о строительстве нового водоотводного коллектора с рассеивающим выпуском в реку Суду. Рассеивающий выпуск по сравнению с обычным обеспечивает значительно более эффективное разбавление, имеет существенное преимущество с точки зрения воздействия на водный объект», — рассказал представитель компании.
В 2017 году в «ФосАгро» запустили в промышленную эксплуатацию новые биолого-химические очистные сооружения азотного комплекса стоимостью
750 миллионов рублей. На объекты очистки сточных вод направлены промышленные, ливневые, хозяйственно-бытовые стоки АО «ФосАгро-Череповец» и стоки внешних объектов, в частности, от поселка Новые Углы и предприятий индустриального парка «Череповец», сообщала пресс-служба компании. Сброс сточных вод в водные объекты полностью исключен, а очищенные стоки возвращаются в производственный цикл АО «ФосАгро-Череповец», уверяют на предприятии.
В 2020 году «ФосАгро» планирует начать возврат дополнительного объема очищенного стока на подпитку водооборотных циклов фосфорного комплекса. Для этого произведут техническое перевооружение насосного оборудования с увеличением его производительности, а также прокладку дополнительного подземного трубопровода. В 2021-2025 годах планируется техническое перевооружение станции очистки производственных стоков. В результате реализации всех мероприятий ожидается снижение объема сброса вод минимум в два раза.
Существенную роль в экологической реабилитации правительство области отводит совершенствованию системы очистки стоков, обустройству прибрежных и пойменных территорий. В Череповце 48% стоков сейчас приходится на МУП «Водоканал». В 2009-2019 годах предприятие закрыло все 35 выпусков ливнёвки, из которых десять вели в Ягорбу и девять в Серовку.
«Реализация данных мероприятий позволила сократить сброс неочищенных сточных вод в данные водоёмы в объёме от 2 до 3 млн кубометров в год в зависимости от количества выпавших осадков, уменьшив тем самым попадание загрязняющих веществ, таких как взвешенные вещества, нефтепродукты, хлориды, металлы на 630 тонн в год», — говорится в ответе на запрос «Премьера» за подписью директора МУПа Сергея Ильина. Череповецкие ливневые стоки теперь в полном объёме проходят «полную механическую, биологическую очистку и обеззараживание» на городских очистных сооружениях. Всего на этот проект предприятие потратило 40 миллионов рублей.
Движение вперёд
В 2019 году наконец-то сдвинулась с мёртвой точки подготовка к экологической реабилитации рек Череповца: в мае областной Департамент природных ресурсов заключил с саратовским ООО «МОФ ГТК-групп» контракт на подготовку проектно-сметной документации. Подрядчик в срок не уложился, сдав работу только в марте. В рамках контракта было необходимо провести инженерные изыскания, изучить состав и физические свойства донных отложений, построить продольные и поперечные профили Кошты, Серовки и Ягорбы.

Сброс с очистных Сокольского ЦБК в «экстремально грязную», по оценкам экспертов, реку Пельшму около города Кадникова. Снимок сделан в мае 2012 года. | Фото с cайта newsvo.ru
«Была проблема с экспертом, который отказался делать экспертизу документации. Сейчас все вопросы сняты, работа завершена. Мы брали и пробы воды, и пробы грунтов, всё делали, как положено. Ничего страшного мы не нашли, хотя по Серовке ситуация посложнее, там локальные загрязнения, и даже никаких анализов не надо брать: если пройти вдоль реки, всё будет видно и так. Основное загрязнение Серовки находится в устьевой части, именно там расположены основные накопления донных отложений. А по Коште и Ягорбе всё вполне нормально. Программа по экологической реабилитации не предусматривает никаких капитальных сооружений, поэтому вопроса о том, чтобы полностью забрать Серовку в трубу, не стоит», — сообщил «Премьеру» представитель «МОФ ГТК-групп».
Юрий Базанов сомневается, что очистить реки от загрязнения будет легко. «В своё время в Вологде в донных отложениях нашли кадмий, предположительно, с одного из городских предприятий. Но пока мы не уберём источники загрязнения, шевелить донные отложения нет смысла. Поэтому проект в Вологде не был реализован, — рассказывает Юрий Михайлович. — То же самое было с рекой Сухоной около Камчуги: нужно было чистить реку, а в донных отложениях нашли ртуть — в старые времена ртутью отбеливали целлюлозу. Тогда проектировщики сами отказались от проекта, потому что было невозможно спрогнозировать последствия». Напротив, в «МОФ ГТК-групп» проблемы в реализации проекта не видят и уверены в успешном его завершении.
Кроме донных отложений, в рамках проекта по экологической реабилитации рек нужно убрать не только донные отложения, но и различный хлам, который за долгие годы накопился в воде, уточняют в правительстве области. «Реализация мероприятия позволит сформировать близкие к естественным параметры русел рек, уменьшить площади мелководий, предотвратить их захламление и загрязнение, улучшить санитарно-эпидемиологические, гидрохимические и общие экологические показатели состояния русел и прирусловых частей пойм, повысить рекреационный потенциал водных объектов», — говорится в ответе правительства области на запрос «Премьера». Восстановление рек до «природоприближенного состояния» существенно повысит их самоочищающую способность, убеждены в правительстве.
Согласно последним выводам Института имени Папанина, рыбное «население» Кошты в целом характерно для притоков Рыбинского водохранилища, которые не испытывают нагрузку в виде сточных вод промышленных предприятий. «Это говорит о достаточно хорошем состоянии воды на протяжении последних лет, — сообщили «Премьеру» на «Северстали». — В целом, исходя из результатов исследования, отмечен высокий уровень разнообразия и обилия фито-, зоопланктона, макробентоса и рыб. Всего определено более 200 видов во всех этих сообществах. При сравнении с результатами предыдущих исследований (2014 год), в 2019 году не отмечено снижения разнообразия и изменений в структуре фито-, зоопланктона, макробентоса и рыб».
- 28 января' 21 | МедицинаЗапрограммировали
В Вологодской области увеличено финансирование программы бесплатной медицинской помощи. Но добавленных денег, по мнению врачей, всё равно недостаточно.
1730 - 12 марта' 21 | ВыставкиЗдесь на земле
4 марта в Мемориальной мастерской художника Александра Пантелеева открылась выставка «Мир женщины: плоды земные».
410 - 08 декабря' 20 | ЖКХНепарламентскими выражениями
Компания «ТГК-2» трижды с начала декабря оставляла вологжан без отопления.
2040
Основные источники загрязнения рек Вологодской области расположены в Череповце, Вологде и Соколе. По данным за 2018 год, поверхностные воды на 63% пунктов наблюдений Вологодской области относятся к четвёртому классу («грязные»). На 35% пунктов воды относятся к третьему («загрязнённые»), на 2% пунктов — к пятому классу («экстремально грязные»). В последнем случае имеется в виду река Пельшма Сокольского района, в которую сбрасывают свои стоки предприятия Сокола, включая ЦБК.