А был ли мальчик?

№6 (1210) от 16 февраля 2021 г.

В вологодском Доме актера поставили первый спектакль по скайпу.

11 февраля состоялась премьера моноспектакля «Мальчик примерный. Весело» по одноименной пьесе заслуженного артиста Московской области Павла Конивца. 

Главный герой пьесы в детстве был послушным мальчиком — одним из миллиона «как ангелов», которых родители не ставят в угол и которым умиляются прохожие. Мальчик рос и понимал, что взрослая жизнь от него требует притворства. В детстве он притворялся, что спит, чтобы не раздражать родителей, а повзрослев, начал понарошку жить. В душе героя накапливались невысказанные «1 метр 20 сантиметров пустяков» — обид и сожалений. 

Главную роль исполнил актер и режиссер Вологодского драмтеатра Сергей Закутин. «Пьеса направлена на болевые точки человека, ее задача — вытащить на поверхность детские комплексы, то, отчего ты не можешь взлететь в жизни. Мы живем по правилам и детей своих заставляем жить по этим же правилам, но счастье ведь не в этом. Можно жить правильно, иметь полный набор земных благ, но не быть счастливым», — считает актер.

Режиссер постановки -  актриса, преподаватель и режиссер театральных проектов Ольга Пакэтт (сценическое имя Ольга Торгаева), долгое время работавшая актрисой в Томском ТЮЗе и во Франции. Творческое сотрудничество Ольги и Сергея началось еще в 2018 году в Москве на фестивале «Артмиграция», где они участвовали в создании постановки «Человечек, оживи». 

Когда у актера возникла идея сыграть моноспектакль «Мальчик примерный. Весело», он обратился к Ольге Пакэтт. «Это достаточно трудно, когда актер одновременно ставит пьесу и в ней играет, тем более в моноспектакле, потому что невозможно видеть себя со стороны во время работы.  Когда Сергей спросил, могу ли я взяться за эту пьесу, я согласилась, потому что материал очень интересный», — поделилась во время телефонного разговора режиссер. 

Герой Сергея Закутина мучительно переживает потерю «детственности», жизнь для него превращается в огромную воронку, из которой он не видит выхода. Повзрослевший мальчик пытается понять, когда всё это началось, в какой момент что-то внутри него надломилось.| Фото Алины Махлиной

В режиме ограничений репетиции проходили дистанционно.  «С одной стороны, это не трудно — репетировать с актером по видео, — отмечает Ольга. — Сложности иногда возникают технического плана: например, эхо, звук отстает. Были случаи, когда Сергей работает в конкретном эпизоде, я кричу ему: «Стоп!», жестами прошу остановить сцену, а он меня не слышит и не видит. А он уже полсцены сыграл). И не могла попробовать на себе пространство сцены, пройти по нему, проверить на себе мизансцену.  Поэтому я, по видео, с листами текста, с идеями решения сцен, с режиссерскими набросками в руках, говорила, как сделать, в том числе иногда включала музыку), а Сергей всё пробовал и по-актерски смело проверял на себе. Он молодец. И работа шла динамично». 

Телефон ставили так, чтобы была видна сцена или ее часть.  И Ольга Пакэтт просила Сергея то приближать, то отдалять камеру.

Основной музыкальной темой в вологодской постановке стали треки российского хип-хоп-исполнителя Антохи МС. Его песни на протяжении спектакля отражают внутреннее состояние главного героя. Хореографом-постановщиком спектакля выступила Наталья Петряева, руководитель Школы-студии современной хореографии CHI dance.

Особую атмосферу создает реквизит. Он помогает окунуться в детство героя, в ту эпоху, когда магазинные полки еще не ломились от широкого ассортимента товаров. Реквизит прост и одновременно многофунционален. Перед зрителем, по концепции этого спектакля, предстают неожиданные предметы, хомячок из ваты, полицейский жезл из черного и белого платков, а также деревянная конструкция — памятник «мальчику примерному», которого персонаж хочет навсегда в себе похоронить. Ему кажется, что навязанные правила не дают ему жить по-настоящему весело и радоваться каждому мгновению. 

«Нам хотелось в процессе работы над спектаклем понять этого мальчика. Он совсем неоднозначный. Он хочет, чтобы было «весело» за счет других: он обвиняет девушку, родителей, бабушку, которая не простила ему потерянный рубль, но не может примириться с самим собой, своим характером», — говорит актер Сергей Закутин.

Однако к концу спектакля мальчик всё же находит свой путь, но вот относительно того, куда он ведет, каждый зритель делает свой вывод. В качестве подсказки создатели спектакля обращают внимание на то, что герой берет с собой.

По словам актера и режиссера, за кулисами еще осталась целая коробка идей, не нашедших воплощения в итоговом варианте спектакля — «хоть вторую часть ставь».

175
0
Похожие статьи
  • 16 февраля' 21 | Театр

    «Судьбу в подарок» преподнесли вологжанам и череповчанам актеры театра и кино Евгений Сидихин, Елена Проклова и супруги Антон и Елена Хабаровы.

    153
    0
  • 15 сентября' 20 | Культура, Театр

    Театральный сезон в областной столице преподносит сюрпризы. Новые правила, новые лица и новые спектакли ждут вологжан.

    164
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.