Было бы желание

№14 (1218) от 13 апреля 2021 г.

У вологодских производителей после роста мировых цен на многие товары появилась возможность получить дополнительную прибыль, но не все спешат этим воспользоваться.

Во второй половине 2020 года значительно выросли мировые цены на древесину, а также на отдельные продукты питания. Эти изменения происходили по разным причинам, но привели к товарному дефициту в России и попытке госрегулирования цен на продовольствие. В марте 2020 года ряд вологодских предпринимателей участвовали в видеоконференции по экспорту, которую проводила общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России». «Премьер» опросил участников, выяснив, почему не все готовы воспользоваться открывшимися возможностями.  

Новая реальность 

Во время пандемии коронавируса в 2020 году росли два основных мировых рынка — медицинский и агропромышленный. Ситуация в сфере здравоохранения объективно способствовала росту производства и специфических лекарств и другой продукции вроде масок, респираторов, специальных костюмов для медиков, работающих с больными COVID-19. На Вологодчине таких производств почти нет, в отличие от пищевой промышленности.

Больше всего изменения на этом рынке почувствовали на себе покупатели магазинов, когда увидели, сколько стали стоить растительное масло и сахар. 

«Мировой объём рынка сельхозтоваров вырос в пандемию на 80 %, торговля фармацевтическими товарами выросла примерно на 70 %. Происходил галопирующий рост цен на строительное сырьё на развитых рынках, в том числе на древесину. Пока сложно говорить, сохранится ли этот уровень цен, или их уровень — это новая реальность и с этим стоит смириться», — рассуждает вице-президент «Опоры России» Николай Дунаев. 

Для выхода на экспорт нужно соответствовать ряду условий, из которых отнюдь не все имеют отношение к качеству продукции. «К примеру, у производителей продуктов питания из Вологодской области есть хороший экспортный потенциал, причём не только по молочной продукции. Это один из немногих регионов, где умеют работать с дикоросами — ягодами и грибами из леса. Главная проблема у потенциальных экспортёров в неуверенности в себе, которая порождает страх. В лес за грибами и ягодами ходят и никого не боятся, а тут чего бояться?» — рассуждает Николай Дунаев. 

 

Глава района ратует за развитие местного бизнеса. | Фото с сайта nikolskreg.ru

В ПОИСКЕ СВОЕЙ НИШИ 

По мнению Николая Дунаева, экспортёру вовсе не обязательно ориентироваться на розничных покупателей. Он считает гораздо более перспективным сегмент HoReCa — отели, рестораны и кафе. Именно туда можно продавать многие вологодские продукты питания — и масло, и ягоды, и грибы. «На уровне правительства области или муниципалитета кто-то должен заниматься внешнеэкономическими вопросами, изучать, какие проходят выставки в сегменте HoReCa. На таких выставках легче всего продавать, но этим нужно целенаправленно заниматься», — подчёркивает Николай Дунаев. 

В Европу российский экспорт чаще всего идёт через несколько стран, где явно есть высокий спрос на российские товары. Часто российские грузы везут морем до Роттердама либо грузовым автотранспортом в Германию. Лес часто экспортируют через Финляндию.  

Эксперт Российского экспортного клуба «Опоры России» Пер-Улов Эгли (Швеция) подчёркивает, что для выхода на экспорт всегда необходимы определённые вложения. 

«Я всегда говорю так: каждый экспортёр может продать свои продукты, если он готов выйти на новый рынок, он просто должен найти рынок для своего товара. На первый взгляд может показаться, что в Швеции нет ниши для российских товаров, — размышляет господин Эгли. — К примеру, мы с моими партнёрами изучили в Торговом представительстве России в Стокгольме список из 150 российских компаний, которые хотели бы экспортировать свою продукцию в Швецию, выбрали из них семь потенциальных партнёров и готовимся заключить договор с первой — это компания с Урала, которая производит деревянные игрушки». 

 

Официальный представитель «Опоры России» в Шанхае Виктор Акулинин подчёркивает, что важно просчитывать и сравнивать разные пути доставки товаров. Самый выгодный путь не значит самый быстрый или короткий и не всегда очевиден. К примеру, в Китай выгоднее отправлять товары по морю, если отгрузка происходит из европейской части России. 

«Но иногда более дорогой тип транс-порта оказывается дешевле на единицу продукции, потому что нужно отправлять определенный объем и тип товара в согласованный пункт его получения, — рассказывает Виктор Акулинин. — Иногда дешевле отправить автотранспортом, нежели морем, если мы имеем дело с продовольствием с ограниченными сроками годности. Проблема логистики существует внутри каждой страны. К примеру, мы имели успешный опыт доставки российского мороженого во все регионы Китая и морем, и автотранспортом, но для этого пришлось контролировать действия местных транспортных партнёров на каждом этапе работы». 

ЭКСПОРТНЫЙ БАРЬЕР 

«Премьер» опросил семь компаний из Никольского района, которые участвовали в видеоконференции с «Опорой России». Как оказалось, отнюдь не все они готовы возить товары на экспорт. Три компании специализируются на производстве продуктов питания с маленькими сроками годности. Выходить на европейские рынки, в частности, планирует компания «Автодорлес», работающая в сфере заготовки и переработки леса. 

В Никольском районе половина отгруженной продукции предприятий приходится на лесопромышленный комплекс, ещё около 40 % — на пищевую промышленность. С 2017 года возобновлён вывоз продукции ЛПК по Монзенской железной дороге, объёмы вывозки в 2020 году увеличились в 2,5 раза в сравнении с 2019 годом. Предприятия района экспортируют древесину в Эстонию, Латвию и Сингапур. Для дальнейшего развития экономики необходимы инвестиции в организацию производств по углубленной переработке древесины и отходов лесопиления, отмечают в администрации района. 

Для поддержки малого и среднего бизнеса в Никольском районе разработана специальная муниципальная подпрограмма на 2020–2025 годы. «В рамках этой подпрограммы мы оказываем имущественную поддержку, утверждён перечень объектов, которые субъекты малого и среднего предпринимательства могут использовать на правах льготной аренды, — рассказывает заведующая отделом экономического анализа и стратегического планирования администрации Никольского района Валентина Корепина. — Мы оказываем информационно-консультационную поддержку предпринимателям. Ежегодно в рамках подпрограммы мы проводим конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии», чествование предпринимателей в их профессиональный праздник и т.д. Этим наша работа, разумеется, не ограничивается. Можно констатировать, что предприниматели нашего района живо интересуются инструментами поддерж-ки и активно ими пользуются». 

Глава Никольского района Вячеслав Панов считает, что то, что три компании из семи интересуются экспортом, это очень хороший показатель. «Мы в Никольском районе стараемся делать всё, чтобы помочь развитию наших предпринимателям. Губернатор нашей области Олег Кувшинников несколько лет назад поставил задачу по развитию глубокой переработки древесины. Сегодня в нашем районе такие предприятия есть, они производят древесный уголь, пеллеты, пиломатериалы, есть предприниматели, которые занимаются домостроением. Общими усилиями мы сможем сделать нашу экономику конкурентной, стабильно развивающейся, жизнь никольчан — более комфортной».  

55
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.