Быть или не быть?

№52 (1153) от 31 декабря 2019 г.

Комиссия по технической инвентаризации имущества, передаваемого в дар городу АО «Транс-Альфа», должна до 15 января проверить состояние 52 475 метров троллейбусной контактной сети, порядка тысячи опор, восемь тяговых подстанций. | Фото со страницы Сергея Воропанова «ВКонтакте»

Администрация Вологды планирует восстановить в городе полноценное троллейбусное сообщение.

23 декабря 2019 года компания «Транс-Альфа» подарила городу Вологде троллейбусную контактную сеть протяжённостью более пяти десятков километров, тысячу сетевых опор, несколько тяговых подстанций для электротранспорта и земельные участки, на которых они установлены.

Щедрый подарок

Соглашение о безвозмездной передаче городу всего этого имущества подписали мэр Сергей Воропанов и директор по финансам, экономике и продажам «Транс-Альфы» Ирина Сватковская. А уже через два дня была сформирована комиссия по инвентаризации столь крупного новогоднего подарка.

В состав инвентаризационной комиссии, которую возглавил начальник Департамента городского хозяйства Андрей Макаровский, вошли представители администрации города и подведомственных ей муниципальных организаций.

«Комиссия начала свою работу 25 декабря 2019 года и должна завершить её до 15 января 2020 года. Необходимо проверить состояние и работоспособность переданного в собственность муниципалитета имущественного комплекса: 52 тысячи 475 мет­ров троллейбусной контактной сети, порядка одной тысячи опор, восемь тяговых подстанций, — заявил Сергей Воропанов. — Ставлю коллегам задачу провести эту работу максимально оперативно, поскольку это основа для реа­лизации дальнейших планов в этом направлении».

По словам мэра, заключение сделки стало важнейшим событием конца года, которое в дальнейшем даст возможность развивать в областной столице электрический транспорт.

Всё меньше и меньше

Электротранспорт, который появился в Вологде в 1970-х годах, успешно развивался и развился до шести регулярных троллейбусных маршрутов, ежедневно перевозивших десятки тысяч вологжан, на сегодняшний день почти прекратил своё существование.

Ещё в 2003 году троллейбусы перестали ходить по маршруту № 6, от вок­зальной площади до улицы Беляева. Правда, в 2009 году он возродился, но ненадолго, до 2010 года, когда был закрыт окончательно.

В 2013 году исчез маршрут № 3 (по которому троллейбусы возили своих пассажиров от ВПЗ до Беляева), в 2016-м — № 5 (от вокзала до «Бригантины»), а в 2018-м — №№ 1 и 2 («ВПЗ — вокзал» и «ВПЗ — льнокомбинат» соответственно). В итоге сегодня в городе остался только один действующий маршрут, № 4 (Пошехонское шоссе — улица Чернышевского).

Главной причиной ликвидации троллейбусных пассажироперевозок стала их нерентабельность, сформировавшаяся вследствие роста издержек, недостатка поддержки со стороны государства и муниципалитета, развития индивидуального автотранспорта, дублирования ряда троллейбусных маршрутов автобусными и общего снижения пассажиропотока.

Есть контакт!

В результате ОАО «Вологдаэлектротранс», созданное в начале 1990-х на базе бывшего советского многоотраслевого производственного объединения с аналогичным названием, в конце 2015 года решением областного арбитражного суда было признано банкротом.

Его имущество, выставленное на распродажу: здания, линии, троллейбусы, — постепенно покупалось по час­тям различными предприятиями и частными лицами. Продать планировалось и контактную сеть троллейбусных маршрутов, однако против выступила администрация города, через суд добившаяся отмены этого решения.

«Советом кредиторов была предпринята попытка продать контактную сеть как обычное имущество, — заявил в апреле 2018 года тогдашний заместитель мэра Антон Мусихин. — Если бы это случилось, то сеть могли разобрать на металлолом. Администрация города через суд добилась отмены конкурса. Также удалось обязать конкурсного управляющего выставлять сеть с обременением: чтобы покупатель использовал имущество только для осуществления троллейбусных перевозок».

«На мачтах троллейбусной контактной сети расположено до 40% фонарей уличного освещения. Если бы мы отказались от контактной сети, то нам пришлось бы нести дополнительные затраты на устройство освещения нашего города. Я исхожу из чисто праг­матических соображений, — сообщил он. — Таких городов в Российской Федерации, где бы приватизировали контактную сеть троллейбусов, больше нет».

В итоге в июле 2019 года новым собственником контактной сети, тяговых подстанций и опор стала компания «Транс-Альфа» (производитель троллейбусов и автобусов), которая купила их на аукционе за 30 миллионов руб­лей и спустя несколько месяцев подарила городу.

Дословно

По словам Сергея Воропанова, 15 московских троллейбусов, которые в начале 2019 года пообещала бесплатно передать Вологде столичная компания «Мосгортранс», находятся в лучшем состоянии, чем те, которые сейчас ходят по нашему городу.

В настоящее время они ещё не получены, однако их прибытие ожидается в ближайшее время.

После получения троллейбусов из Москвы, добавил мэр, администрация города начнёт принимать меры по восстановлению одного из закрытых троллейбусных маршрутов — либо № 1, либо № 2.

«Сохранять троллейбус нужно. Кроме экологичности, это ещё перспективный транспорт, — сказал он. — Даже если мы в будущем перейдём на электробусы, тяговые подстанции и контактная сеть понадобятся, и они должны быть в муниципальной собственности».

«В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ»

Исчезновение электротранспорта с улиц областной столицы вызвало недовольство многих вологжан. Особенно интересует их судьба маршрутов №№ 1 и 5, у которых практически нет автобусных «дублёров», из-за чего прежним пассажирам троллейбусов приходится теперь ездить туда и обратно с пересадками.

В свою очередь, представители гор­администрации не раз заявляли о том, что движение электротранспорта в Вологде нужно восстанавливать. И последнее такое заявление прозвучало из уст Сергея Воропанова как раз неделю назад.

«Развитие электрического транспорта в нашем городе остановилось по ряду причин, в том числе потому, что контактная сеть не принадлежала городу Вологде, — сказал он. — На­деюсь, в ближайшее время мы начнём развивать этот вид транспорта».

В компании «Транс-Альфа» подтвердили, что имущественный комплекс был подарен городу с целью восстановить здесь регулярные троллейбусные пассажироперевозки.
«Троллейбусы, электробусы — самый экологически чистый вид городского транспорта. По характеристикам и комфортности поездки они превосходят автобусы, так как имеют более плавный ход и отсутствие вибрации от двигателя, — сообщила Ирина Сватковская. — Электротранспорт подчёркивает статус города, его образ как крупного экономического, социального и культурного центра».

…НО ГОДЫ СПУСТЯ

Постепенное восстановление основных троллейбусных маршрутов предусматривается и Комплексной схемой организации дорожного движения, которая была утверждена постановлением горадминистрации совсем недавно, 30 октября 2019 года.

Согласно этому официальному документу, троллейбусный маршрут № 4 будет сохранён. А в период с 2020-го до 2025 года в Вологде планируется снова запустить троллейбус № 1, который будет ходить по маршруту «Оборотное кольцо на ВПЗ — площадь Бабушкина» через центр.

Затем, где-то между 2025-м и 2030 годами, на улицах города должен появиться троллейбус № 5, перевозящий пассажиров от улицы Чернышевского до Пошехонского шоссе через мост 800-летия.

Наконец, в период с 2030-го до 2035 года в областной столице обещано ввести в эксплуатацию сразу два электротранспортных маршрута: чуть видоизменённый № 2 (Окружное шоссе — улица Козлёнская) и абсолютно новый, кольцевой № 61: площадь Бабушкина — Зосимовская — мост 800-летия Вологды — Горького — Октябрьский мост — Мира — Зосимовская — площадь Бабушкина.

Так что если возрождение вологодских троллейбусов и произойдёт, то процесс этот будет очень медленным.

122
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.