Лишь около половины автобусов и троллейбусов Вологды доступны для проезда инвалидов-колясочников.

Черта оседлости

№33 (1237) от 24 августа 2021 г.

Общественная проблема

Однако дальше всё пошло, как в знаменитом интернет-меме «Ожидания и реальность». «Автобус остановился, и мой друг попросил водителя: «Там человек на коляске, нужно поместить его в автобус». Водитель немного поманеврировал, но смог лишь немного приблизить автобус к бордюрному камню, — вспоминает Александр. — Тогда друг попросил спустить пандус, по которому я смог бы въехать внутрь».

Однако водитель лишь помотал головой, фактически отказавшись выполнить просьбу. «Видимо, этот пандус не работает, возможно, сломан, возможно, расположен там просто для отчётности, — решил житель Бывалова. — Тогда одна из пассажирок предложила меня занести. Но это исключено: масса моей коляски с моторами и аккумуляторами около 90 килограммов, да и сам я вешу немало. То есть, чтобы занести меня в автобус на руках, нужно трое-четверо мужчин. В итоге я решил никуда не ехать».
Сообщение вызвало много откликов, и почти все комментаторы оказались на стороне Александра. Одни заметили, что, судя по фотографиям, которые он опуб-ликовал, пандус для колясок в автобусе всё-таки имелся. «Может, я чего-то не понимаю, но на фото видно, что там есть петли, а если есть петли, то этот помост должен откидываться на остановку, и по нему должна заезжать коляска»; «Непохоже, что там вообще есть помост. Видно только петли «без ничего»; «Возможно, водитель неопытный, поэтому он мог и не знать, как всё надо делать. Или ему было лень выходить», — предполагают они.

Другие пришли к выводу, что инвалидам в Вологде приходится нелегко. «Живёшь так, ходишь на своих двоих и не знаешь, что очень большое количество людей с ограниченными возможностями здоровья просто не могут выйти или выехать на улицу из-за препон, которые существуют для них везде: в лифте, на лестницах, в магазинах и на дорогах, — написал вологжанин Игорь. — Это серьёзная общественная проблема, но её всячески скрывают, чтобы никто не знал о реальном количестве больных с опорно-двигательным аппаратом и прочими болезнями».

«Для маломобильных граждан среда у нас, прямо скажем, не ахти: везде бордюры. Даже у поликлиники на Мальцева ступени на входе, причём высота первой сантиметров 40. А дорожка для колясок очень скользкая. И как только её принимали? — поддержал его другой житель областной столицы. — В результате граждане, которые в Европе спокойно гуляют по городу и ездят в общественном транспорте, у нас сидят дома».

 

Действующее законодательство не содержит требований об обслуживании маршрутов регулярных перевозок исключительно транспортными средствами с низким уровнем пол | Фото предоставил Александр Хрястунов

Не по инструкции

«К сожалению, я не знал об этом случае. Если бы мне тогда же позвонили и сообщили, то, конечно, я бы отреагировал и принял меры, — сказал «Премьеру» предприниматель Олег Оглоблин, чьи автобусы обслуживают маршрут, по которому хотел ехать Александр Хрястунов. — У нас в инструкции записана обязанность водителя помогать людям с ограниченными возможностями здоровья и выдвигать им пандусы. Будем выяснять, в чём причины случившегося».

«Для передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья предназначен низкопольный общественный транспорт, — пояснил нам директор некоммерческого партнёрства «Перевозчики пассажиров города Вологды» Сергей Мальцев. — Сегодня полностью оснащены низкопольными автобусами маршруты № 40 и № 48, которые являются одними из самых востребованных. На остальных частных маршрутах присутствует как минимум один такой автобус. Эта техника очень дорогая, поэтому не каждый пассажироперевозчик может её приобрести».

Он отметил, что вологжане-инвалиды, которые передвигаются на колясках, очень редко пользуются услугами общественного транспорта. «Таких людей можно в буквальном смысле этих слов пересчитать по пальцам. Тем не менее у всех пассажироперевозчиков в инструкциях должно быть написано, что водитель обязан вручную спустить аппарель и помочь пассажиру въехать в автобус, а затем выехать из него, — подчеркнул Сергей Мальцев. — Не могу сказать, почему на данном маршруте произошло иначе. Скорее всего, в автобусе такая аппарель была, но, возможно, на тот момент оказалась неисправна. Однако это только мои предположения».

Тихие люди

«В настоящее время на территории Вологды около половины всех транспортных средств перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом, имеют низкопольные транспортные средства, оснащённые пандусами для маломобильных групп населения, — сообщили «Премьеру» в администрации города. — Действующее законодательство не содержит требований об обслуживании маршрутов регулярных перевозок исключительно транспортными средствами с низким уровнем пола и запрета на обслуживание маршрутов транспортом, не являющимся низкопольным».

Кроме того, нам пояснили, что водители автобусов и троллейбусов обязаны предоставить пассажирам с ограниченными возможностями здоровья, неспособным передвигаться самостоятельно, бесплатную посадку в транспортное средство и высадку из него, в том числе с использованием специальных подъёмных устройств.
«Перевозчикам, оказывающим транспортные услуги населению города Вологды, указано на необходимость проведения с водительским и кондукторским составом обучения по вопросу работы с пандусами», —  добавили чиновники.

Сейчас в нашем регионе реализуется подпрограмма «Безбарьерная среда», которая является составной частью гос-программы «Социальная поддержка граждан в Вологодской области». Благодаря ей доля так называемых приоритетных объектов инфраструктуры: медицинских и социальных учреждений, библиотек, театров и т.д., — которые стали доступны для инвалидов, возросла за последние годы с 45 % до 65 %.

«В 2021 году планируется повысить долю доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры области до 69,5 %», — сообщили в пресс-службе правительства Вологодской области. Так что до создания полностью безбарьерной среды для инвалидов нам ещё далеко.

«Даже по тротуарам проехать на инвалидной коляске можно далеко не всегда: либо асфальт в плохом состоянии, либо бордюры слишком высокие, и на них не подняться, — сказал «Премьеру» Александр Хрястунов. — Поэтому порой мне даже приходится ехать по проезжей части, а это очень опасно».

«Жаль, что у нас такое отношение к инвалидам», — пишут в интернете вологжане. — «Инвалиды у нас — люди тихие, они стойко переносят тяготы быта и молчат. А город для них неприспособлен», «Здоровому человеку понять их сложно. Поэтому я полностью поддерживаю Александра: пока не начнёшь говорить о проблеме, её решать не будут».

21
0
Похожие статьи
  • 08 октября' 20 | Ситуация

    82-летняя пенсионерка, которая не может ходить, почти два года безуспешно пытается получить от города квартиру, где она смогла бы нормально жить, а не существовать.

    381
    0
  • 05 сентября' 21 | Ситуация

    Вологжанка-инвалид, которая почти не может ходить, вынуждена годами жить взаперти в маленькой комнате на седьмом этаже.

    22
    0
  • 02 июня' 20 | Об этом говорят

    С 1 июня в Вологде подняли стоимость проезда в общественном транспорте до 28 рублей.

    223
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.