Чудеса на съёмочной площадке

№29 (1182) от 28 июля 2020 г.

Ради 20 секунд экранного времени полгода пришлось искать подходящий под обстановку начала XX века вагон. На снимке: съёмочная группа на фоне этого самого вагона. Крайний справа — режиссёр Владислав Калашников. | Фото Лилии Сенченко

Как Петропавловский Дьякон не стал католическим священником и остался на Вологодской земле.

На прошлой неделе вологжане стали свидетелями съемок одной из сцен мистической драмы в Лосте.

Фильм «Прорицатель» Владислава Калашникова повествует о жизни вологодского блаженного Александра Воскресенского, которого в городе звали Петропавловским Дьяконом. Проект держится в первую очередь на интересе и энтузиазме участников съемок. Обещанного финансирования на него в этом году не выделено в связи с пандемией, а из-за ограничений съемки массовых сцен пришлось отложить.

Мистическая история

«Прорицатель» задуман как полнометражный художественный фильм. Первый эпизод сняли еще в октябре 2019 года в Консисторском дворике Вологодского кремля. Одну из сцен отсняли на железнодорожной станции в Лосте, остальные — в Лазаревском храме у парка Мира и в городе Кадникове. Впереди эпизод из монашеской жизни в Горне-Успенском монастыре в Вологде.

«Зиму переждали (в это время года съемки не нужны были), а потом дело у нас застопорилось. Только в середине июля начали снимать потихонечку, — отмечает режиссёр фильма Владислав Калашников. — Поскольку я не могу взять на себя ответственность привлекать много людей, мы снимаем те эпизоды, где участвует 2-3 человека. Коронавирус — заболевание опасное: у меня два знакомых режиссера в Москве умерли от него. У нас в Вологде, слава богу, ситуация гораздо лучше, чем там, но про эпиднормы всё равно не стоит забывать».

Владислав Калашников больше известен вологжанам по документальным фильмам. Он снял цикл короткометражных картин «Полеты над Северной Фиваидой», документальную ленту «Начало царского пути» о возрождении Нило-Сорской пустыни.

История Петропавловского Дьякона заинтересовала режиссера, когда он помогал искать могилу старца. С этой просьбой к Владиславу Калашникову как к краеведу обратилась настоятельница Горне-Успенского монастыря, где блаженный был похоронен в XIX веке.

«Я по сохранившимся фотографиям сделал компьютерную реконструкцию. Процесс потребовал немало времени и усилий, но так мы вычислили, где находится его крест, и определили с точностью до полуметра расположение могилы. Мне стало интересно, что же это за человек, и я начал искать информацию про него», — рассказывает режиссер.

Сведения приходилось собирать по крупицам. В вологодских архивах об Александре Воскресенском информации не было. Что-то удалось найти в Российской национальной библиотеке, часть информации содержалась в старинной книге, которую Владислав Калашников приобрел у коллекционера.

«Очень интересная оказалась у отца Александра судьба: трагическая и одновременно мистическая. С современных позиций он человек сума­сшедший, безумный, — размышляет краевед. — Он считал, что предсказывает будущее, и его предсказания сбывались очень часто. Я загорелся этой идеей и решил написать сценарий».

Работа над сценарием велась при грантовой поддержке Министерства культуры, которая обеспечила доступ к архивам и заработную плату.

Наша справка

Александр Воскресенский родился в 1803 году, а умер в 1876-м. Петропавловским Дьяконом его прозвали, так как в молодости он служил в храме Св. апостолов Петра и Павла на окраине Вологды. В 1831 году он был наставником святителя Игнатия Брянчанинова в диаконском деле и продолжал с ним общение. Среди современников отец Александр прославился как старец, чьи предсказания сбывались. Вологжане привыкли видеть его на улицах города в серой одежде без пояса.

«Пройдя архиерейский дом, я был уже на перекрестке против женской гимназии. Вдруг мне пришло на мысль, как бы хорошо было, если бы мне встретить теперь отца диакона Петропавловскаго. И что же? В самый этот момент, откуда ни возьмись, предстал предо мною сей глубоко уважаемый старец. Какое чудное совпадение: чего желал, то и исполнилось!» — читаем отрывок из письма, посланного в редакцию журнала «Церковное слово».

Некий А.П. рассказывает о том, как повстречал Александра Петропавловского, и тот предсказал ему: «Мол, будешь во дворце, а государыни не увидишь». Вологжанин и не думал быть во дворце. Но вскоре прибыв по делам в Москву, А.П. действительно получил рекомендательное письмо во дворец к одной из фрейлин государыни, но самой царицы так и не увидел.

В поисках XIX века

Как признается режиссер, Петропавловский Дьякон мог стать католическим священником.

«Сначала мы планировали снимать фильм вместе с режиссером Виллемом Эльзенгой. Студии, которые с ним сотрудничают, предлагали приобрести проект за 1500 евро и полностью его переделать: сделать кинокартину не про Вологду, не про Россию вообще. Главным героем хотели сделать католического священника. Естественно я отказался: зачем мне это надо? Я думал, что они подключатся к нашему проекту, а они захотели его приобрести себе. Я и не стал продавать», — поделился историей Владислав Калашников.

Так фильм «Прорицатель» остался вологодским. Но с этим же сопряжены и определенные трудности. Где достать костюмы, декорации, если нет своей киностудии, а денег на съемки не выделено, так как все заявки и грантовые конкурсы перенесены из-за коронавируса?

«Где у нас взять XIX век? Сейчас договариваюсь с музеями: «Семёнково», «Домом купца Самарина». Проблема в обстановке, сохранности и подлинности вещей. Нельзя показывать чепуху и мешанину. Для декораций можно построить дом, а где взять обстановку, вещи? Тут у коллекционеров только в аренду брать, но это очень сложно. Поэтому пошел сейчас по пути музеев. Но есть сложность: предметы там трогать нельзя», — сетует режиссер.

На поиски подходящей обстановки уходит много времени. Ради съемки 20-секундной сцены, где посыльный едет в поезде из Киева в Вологду, пришлось потратить полгода: нужен был вагон начала XX века с сохранившимся внешним и внутренним видом, не переделанный. Сотрудники РЖД пошли навстречу и предоставили на выбор несколько вариантов, но желанный оказался буквально под боком — на территории путевой машинной станции в Лосте. Это был вагон-музей 1903 года постройки.

Дьякон-маркетолог

В фильме задействованы как профессиональные актеры, так и любители — обыкновенные вологжане, которые изъявили желание поучаствовать в съемках.

Никита Прохоров играет роль молодого Александра Воскресенского. Для мужчины это первый опыт съемок в полнометражном фильме. По профессии Никита — маркетолог. О проекте он узнал через группу «Актёры массовых сцен Вологодской области «ВКонтакте». Поначалу Никита планировал быть в массовке, но режиссер предложил ему более значимую роль.

«Раньше играл в школьных, студенческих сценках, но, сами понимаете, уровень там невысок. Я пересматриваю фильмы, в которых актеры играют подобные роли. Насматриваюсь, наслушиваюсь. Во время съемок присутствуют служители церкви, и я наблюдаю за тем, как они ходят, двигаются, разговаривают, в общем, больше наблюдаю», — делится опытом Никита Прохоров.

Актеры работают бесплатно и выкраивают для съемок время из своего графика. Поэтому часто людей бывает сложно собрать в один день. Замедляет процесс всё та же пандемия: еще действуют запреты на массовые мероприя­тия.

«У нас несколько массовых сцен: пожар в детском доме, где участвуют 20 человек. Но чтобы снять пожар, даже сымитировать, нужно участие многих вспомогательных служб: МЧС, скорая там должна дежурить, специалисты по спецэффектам. Мы рассчитывали снять это весной. В текущей ситуации я не знаю, когда и как это получится сделать», — отмечает Владислав Калашников.

Фильм длится полтора часа, на данный момент снято около 15 минут. Это достаточно много с учетом обстоятельств. Команда проекта не унывает.

«На самом деле нам везет в определенном плане: хорошая погода вырисовывается, когда нам нужно снимать. То вдруг мы находим нужный реквизит совершенно неожиданно», — смеется режиссер.

89
1
  • Режиссеру фильма - человеку из глубинного православного русского народа искренние пожелание успехов во всех его начинаниях !!!
Комментарии для сайта Cackle
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 24 июля' 19 | След в истории

    Во время съёмок «Калины красной» на Вологодчине Василий Шукшин чуть не погиб.

    343
    0
  • 15 января' 20 | Тенденции

    При правильной поддержке со стороны государства Вологда может стать одним из центров российской кинематографии. В этом уверены вологодские производители кино.

    164
    1

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.