Чужая среди своих

В кинокартине 1972 года пара старшина Васков — Лиза Бричкина получилась весьма органичной благодаря природному обаянию актёров Андрея Мартынова и Елены Драпеко. | Кадр из фильма

В фильме Станислава Ростоцкого «...А зори здесь тихие», снятом в 1972 году по одноимённой повести Бориса Васильева, одна из героинь вопреки воле автора стала вологжанкой.

Причиной тому был выбор актрисы на эту роль.

Повесть Бориса Васильева, рассказавшая о подвиге девушек-зенитчиц, вынужденных вступить в схватку с превосходящими силами фашистского десанта, была опубликована в журнале «Юность» в 1969 году и сразу вызвала большой резонанс в читательской среде, став одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне.

Уже в 1971 году повесть была инсценирована Юрием Любимовым в Московском театре на Таганке, и в том же году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа, бывший фронтовик Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр, фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынес­ла его с поля боя. Сценарий к картине он написал в соавторстве с Васильевым.
В 1973 году фильм будет номинирован на «Оскар» в разряде зарубежных фильмов, а творческий коллектив получит Государственную премию.

Остаться в живых

Основные события фильма (и повести) происходят в 1942 году во время Великой Отечественной войны в Карелии. Напомним вкратце сюжет.

...У железнодорожного разъезда в тылу советских войск расквартированы два отделения взвода зенитчиков. К коменданту разъезда, старшине Федоту Васкову, недовольному пьянством солдат, присылают непьющий контингент в лице девушек-добровольцев. Будучи в самоволке, командир отделения Рита Осянина обнаруживает в лесу двоих немцев-диверсантов. Старшина Федот Васков, бойцы Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич получают приказ выйти на перехват и вступают в неравный бой с немцами. Подкреп­ление не приходит — Лиза, которую Васков послал к своим, тонет в болоте. Девушки гибнут одна за другой, в живых остаётся только Васков. Раненый и почти безоружный, он берёт в плен оставшихся диверсантов...

Трёх главных героинь этого ставшего киноклассикой фильма, среди которых и Лиза Бричкина, в 2013 году россияне включили в топ-10 лучших женских образов отечественной кинематографии в фильмах о войне.

Борис Васильев сам прошёл войну и знал, какие типажи встречаются на линии фронта и в тылу. | Фото с сайта personbio.com

Девушка из глубинки

Автор повести Борис Васильев, ушедший из жизни в 2013 году, сам был участником Великой Отечественной, добровольно попавшим на фронт в 17 лет. Он автор ряда произведений, в которых поднимается тема человека, неприспособленного к боевым действиям, но в условиях войны находящего внутренние ресурсы для противостояния врагу во имя Родины: «В списках не значился», «Завтра была война»...

По его замыслу, характер Лизы Бричкиной обусловлен её происхождением. Согласно повести, она родом с Брянщины. Отец — лесник, за тяжелобольной матерью девушка ухаживала с пятилетнего возраста. Привыкшая с детства к тяжёлому деревенскому труду, она и с животными управлялась, и вся работа по дому была на ней.

После смерти матери весной 1941-го отец начал пить. Задействованная на оборонных работах по рытью окопов, девушка попросилась в женскую зенитную часть и попала в гарнизон к Васкову. Не познавшая в свои 19 лет любви, девушка сразу же влюбляется в старшину, но нелепо гибнет в болоте по собственной неосторожности...

Внешность героини описывается автором с учётом той физической нагрузки, которую она выполняла: на Лизе пахать можно было! Плотная, коренастая, лицо, соответственно, кровь с молоком, коса до пояса (только в военное время пришлось её обрезать). И теплом от девушки тянуло, словно от печки. Васков всем зенитчицам в пример её приводил: «Есть на что приятно посмотреть».

Такую и искали актрису на роль Лизы Бричкиной. А когда нашли, поняли, что про Брянщину придётся забыть.

Посидим, поокаем...

Выбирая актрис на главные роли, Станислав Ростоцкий искал молодые не примелькавшиеся лица, рассказывает киновед Виктория Самарская. Проходила кастинг к фильму и при­ехавшая из Казахстана студентка-третье­курсница Елена Драпеко — румяная, курносая, но явно не в той весовой категории, как описывал автор.

В роли Лизы Бричкиной Ростоцкий ожидал увидеть девушку деревенскую, шумную, боевую. Но после первых же съёмочных дней стало понятно, что Драпеко с таким персонажем не справляется, и её отстранили от роли.
Спасла положение жена режиссёра — актриса Нина Меньшикова. Посмот­рев отснятый материал, она сказала мужу, что чистота и свет, исходящие от девушки, украсят картину, заставив людей ещё больше возненавидеть войну. Елене Драпеко нарисовали веснушки, высветлили брови и... «переселили» на Вологодчину, добавив характерное «оканье», чтобы придать деревенское обаяние.

Так уроженка Брянщины превратилась в вологжанку.

Лиза Бричкина образца 2015 года. Говорят, что актриса Софья Лебедева получила эту роль, потому что ни разу не видела фильм 1972 года. | Фото с сайта fb.ru

Вечная странница

Роль заиграла новыми красками, став звёздным часом для Елены Драпеко, которая с особой теплотой вспоминает работу над картиной. Увы, пре­одолеть заданную фильмом высокую планку актриса уже не смогла и с головой ушла из кинематографа в большую политику. Сейчас она депутат Государственной думы.

Елена Драпеко весьма скептически отнеслась к идее режиссёра Рената Давлетьярова снять к 70-летию Победы новый фильм по повести Бориса Васильева, используя более современный киноязык. Для нового поколения хотели донести всю драму несоответствия «женщина и война».

При выборе актёров режиссёру было интересно найти тех, кто незнаком с киноверсией 1972 года. Так в версии 2015 года в роли Лизы Бричкиной появилась выпускница Школы-студии МХАТ Софья Лебедева, дебютировавшая в большом кинематографе. Правда, превзойти Драпеко ей не удалось.

А в биографии героини опять произошли изменения. Авторы сценария «перенесли» её в... Сибирь, сделав дочкой раскулаченных крестьян. Это, по задумке создателей, усиливает впечатление, создаёт образ девушки, вопреки жизненным трудностям, связанным с социалистическим строем, не представляющей другой судьбы, кроме как встать на защиту своей Родины.

К счастью, Борис Васильев уже не увидел, как идеологизировали его героиню. И если с Бричкиной-вологжанкой он в конце концов смирился, то новый поворот в её судьбе, обусловленный политическим заказом, уж точно бы не одобрил...

101
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.