Чёрным по белому

№40 (1193) от 12 октября 2020 г.

Творчество Виктора  Тимофеева не ограничивается только силуэтами: он прекрасно пишет портреты в технике сухой кисти и делает иллюстрации к сказкам и фантастике.  | Фото Алины Махлиной

На праздниках и фестивалях, вы, возможно, видели человека, сосредоточенно вырезающего что-то из чёрной бумаги. Его модели всегда позируют ему в профиль. От его работ веет изяществом XIX века. Сложно поверить, что их создал художник-любитель, а в прошлом военный лётчик и ветеран боевых действий в Анголе.

Виктор Тимофеев в создании шаржей и силуэтов не сторонник полумер: без предварительных эскизов и набросков он работает сразу маркером или ножницами. Без права на ошибку — всё, как на службе. Ведь когда летишь над океа­ном, малейшая неисправность или неверное действие может унести в пучину жизни всего экипажа.

К рисованию Виктор Тимофеев пристрастился с детства, а вот мечтами о небе его увлек друг. «Олег занимался в ДОСААФ и совершал вылеты на Як-14. Мне тогда было 17 лет, он на год меня старше. Друг рассказал о своем первом вылете, и это меня так сильно задело, что я тоже захотел пойти в ДОСААФ, но родители не пустили: боялись за меня», — вспоминает художник.

В Баку, откуда родом Виктор Тимофеев, воля родителей — закон. От лётного училища тоже пришлось отказаться, мама переживала, ведь это большой риск: самолеты падают, разбиваются, как родного сына отпустить на такую службу?

Но по иронии судьбы, когда пришло время идти в армию, Виктора Тимофеева определили именно в авиацию. Отслужив положенные два года, он прошел школу подготовки летных радистов и продолжил служить в морской авиации в Федотово.

«Мы облетели все океаны. Участвовали в боевых действиях в Анголе, летали на Кубу, вживую видели Фиделя Кастро. В советские времена американцы нас побаивались, куда бы они ни сунулись, мы всегда это знали. Мы весь Атлантический океан пролетали. Перелеты были тяжелые и опасные. Экипаж самолета — 10 человек, но в случае падения погибают все. Самолет из океана не достанешь: глубина большая. Поэтому, как только приземлялись, сначала отдыхали, восстанавливали силы», — рассказывает летчик.

Каждую работу автор вкладывает в конвертик со стихотворением Михаила Лермонтова «Силуэт», которое заканчивается строками: «Он тень твоя, но я люблю как тень блаженства тень твою». | Фото Алины Махлиной

Судьбоносная встреча на Арбате

Даже на службе Виктор Тимофеев не бросал свои художественные упражнения, но времени на них не всегда хватало. С силуэтной техникой художник впервые познакомился, когда ездил в отпуск через Москву: «Я всегда брал билеты так, чтобы у меня была возможность прогуляться по Арбату. Один раз там я увидел старичка. Это была середина 80-х годов. Он стоял и вырезал силуэты из черной бумаги, наклеивал на открытку и дарил людям. К нему стояла очередь человек пять. Работа у него стоила один рубль. Мне это дело приглянулось, и я решил тогда для себя, что этим и буду на пенсии заниматься».

Так оно и произошло. Первым делом Виктор Тимофеев по приез­де домой обошел все магазины в поисках таких же, как у силуэтис­та с Арбата, ножниц и нашел. С ними до сих пор и работает, правда, пришлось инструмент немного подточить, усовершенствовать. Сначала тренировался на домочадцах: создавал силуэты жены, детей. Потом и профили товарищей и сослуживцев начал вырезать. «Не получится и не получится — всё же друзья, знакомые, ничего страшного. Вот так постепенно пробовал и научился», — говорит о том времени художник.

В 2013 году в усадьбе Брянчаниновых состоялась его первая персональная выставка силуэтов.

Для создания силуэтов художник заказывает специальную черную бумагу в Германии: «У нас такой не найти. Можно, конечно, вырезать из обычной бумаги, но эффект уже не тот будет. Германская более плотная, на ней каждый волосок можно вырезать. И по текстуре она другая». | Фото Алины Махлиной

Ловкость ножниц

Виктора Тимофеева часто приглашают на праздники и фестивали в музеях, а также на свадьбы и банкеты. В силуэтной технике он в области, можно сказать, монополист. Художник приучил себя к быстрой и точной работе, ведь желающих на мероприятиях много — полчаса каждому не уделишь. Для этого он тренируется каждый день — ни один клочок бумаги не остается без рисунка в квартире. А на тех же банкетах для разогрева просит позировать сначала ведущую, а потом уже принимается за гостей.

Также художник пишет портреты в технике сухой кисти и иллюстрирует книги: детские сказки, фантастику. Уже несколько номеров литературных альманахов «Звездный дождь» вышло с его работами. Сейчас Виктор Михайлович трудится над иллюстрациями к очередному выпуску: нужно написать восемь черно-белых рисунков к рассказу «Рыбалка» и шесть-семь к юмористическому триллеру «Разведчик Рахим». По словам художника, дело это долгое и трудоёмкое: чтобы что-то родилось в голове, нужно по несколько раз перечитывать произведения.

Несмотря на то, что художественное образование Виктор Тимофеев не получал, в профессиональном сообществе его признали. В 2017 году приняли в Профессиональный союз художников России, а также присвоили категорию 5-В (сложившийся профессиональный художник).

Работы Виктора Тимофеева напоминают силуэты вологодской художницы XIX века Елизаветы Бем, но выполнены в авторской технике на современные сюжеты.

66
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.