Юлия Лаврова

e-mail: nasta71@yandex.ru

Дайте проезд!

№12 (1113) от 26 марта 2019 г.

Дорога к селу раньше была, но теперь обрывается в никуда. | Фото с сайта cherra.su

 

Жителю Череповецкого района пришлось несколько месяцев добиваться отмены решения о штрафе за то, что он отремонтировал единственный проезд к деревне.

18 марта суд восстановил справедливость и снял наказание с предпринимателя.

За «большой землёй»

Деревня Васильевское едва ли не единственная, которая осталась на берегах Рыбинского водохранилища после его строительства в 40-х годах, когда все остальные поселки были затоплены, а жители эвакуированы. Кто принудительно, а кто по собственному желанию, вологжане уехали с насиженных мест. А Васильевское осталось. Место поистине райское: искусственное море, сосновый бор, а на берегу — 100 дворов. Постоянно здесь живут только 10 человек, но летом деревня оживает. В Васильевском нет ни магазина, ни электричества, но люди уезжать отсюда не хотят, как не хотели их отцы и деды.

«Раньше была большая береговая линия, и по ней шла дорога, — говорит помощник старосты деревни Елена Гусева. — Мы по ней и ездили 5 километров до деревни Вичелово, где есть магазин».

Но год за годом, метр за мет­ром озеро становилось ближе, пока летом 2018 года не скрыло дорогу совсем. Теперь у жителей есть несколько способов добраться до родного дома: на снегоходе зимой, на лодке летом или через лес.

Лесная дорога — это просто просека, проложенная неизвестно кем и пересеченная ручьем, который впадает в Белое озеро. Но сейчас она — единственная нить, связывающая Васильевское с «большой землей».

«В прошлом году наш местный житель взял на окраине Васильевского участок в аренду, — говорит Елена Гусева. — Непонятно зачем. Вроде бы здесь будет какая-то рекреационная туристическая зона. И решил подсыпать вот эту лесную дорогу, чтобы на участок заходила техника. Ну и мы тоже ею пользуемся, другой-то дороги нет».

А в ноябре прошлого года во время очередной инспекции Череповецкое лесничество подало на предпринимателя в суд за незаконное обустройство дороги. Постановлением начальника Череповецкого территориального отдела — государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области мужчина был признан виновным и наказан штрафом в 20 тысяч рублей. В ответ бизнесмен обратился в суд, но Череповецкий суд оставил решение лесничества в силе, а окончательную точку в деле на минувшей неделе поставил Вологодский областной суд, признав, что никакого обустройства дороги не было. Он просто восстановил существующий проезд, засыпав песком колеи, и уложил трубу в сточную канаву, которая и раньше была, но мужчина ее поменял на новую. Теперь у жителей Васильевского есть какая-никакая, но все-таки дорога, и штраф был отменён.

Добро с кулаками

Не секрет, что десятки вологодских деревень сталкиваются с проблемой, когда единственный проезд к их домам либо «исторически сложился», то есть был протоптан и проезжен еще их предками, либо пришел в негодность за последние годы от тотального безденежья. Получая отказ за отказом на просьбы о ремонте, многие просто скидываются деньгами и сами, как могут, ремонтируют дороги. Однако нередко такая самодеятельность приводит либо к штрафам, как в случае с деревней Васильевское, либо к прокурорским проверкам и судам. Например, такая ситуация сложилась в Астрахани, когда жители собрали миллион рублей и на эти деньги заасфальтировали тысячу квадратных метров проезда к домам. Вслед за этим к ним приехали сотрудники ГИБДД и администрации и предъявили к подрядной организации претензии о нарушении техники безопасности при ремонте дороги.

В Екатеринбурге жители тоже за свой счет уложили асфальт к поселку Садовый и вызвали гнев местной власти, поскольку дорога относится к категории, которые асфальтового покрытия не требуют.

Лесная дорога — это просто просека (на фото). Но сейчас она — единственная нить, связывающая Васильевское с «большой землей». | Фото с сайта cherra.su

 

И хотя в российском законодательстве нет статьи «самовольное строительство дорог», ряд наказаний за такую самодеятельность все-таки предусмотрен.

«За самовольное строительство и рисование разметки на территориях общего пользования могут возбудить административное дело за «Самоуправство», «Несанкционированные земляные работы» или по другой, более серьёзной статье, в зависимости от тяжести последствий, — говорит юрист Николай Воронов. — Например, если речь идет о ремонте поселковой дороги, то возможно привлечение к ответственности в соответствии со статьей 8.6 КОАП РФ «Порча земель». Поэтому лучше добиваться ремонта дороги от органов местного самоуправления. Для этого гражданам необходимо в письменном виде составить обращение в местную администрацию с требованием о приведении дороги в надлежащее состояние».

Есть еще один путь — собрать референдум и ввести налог на самих себя. Такая статья прописана в Федеральном законе «Об общих принципах самоуправления». К примеру, жители решили построить мост, оценили затраты, собрали референдум и добровольно обложили себя налогом. Такой принцип хорошо прижился в Татарстане, где референдумы о самообложении проходят с 2013 года. На каждый вложенный жителем республики рубль правительство добавляет еще 4 рубля. И за 5 лет Татарстан собрал больше 3 миллиардов, которые были направлены на решение насущных проблем поселений. В год в республике проходит до 800 (!) референдумов.

«Но у нас такая мера не работает, — говорит бывший начальник Департамента финансов администрации города Вологды Владимир Пешков. — Во-первых, это должен быть населенный пункт, где проживает менее 500 человек, а во-вторых, каждый всё равно преследует личную цель. Если решили построить мост, каждый будет настаивать, чтобы он был ближе к их дому; если дом — то одним потребуется крыша, а другим — подвал».

Главное — желание

Что же нужно, чтобы и дорогу построить, и штраф не получить?

«Прежде всего нужно общее решение жителей, — говорит глава администрации Вологодского района Игорь Быков. — Чтобы люди четко понимали, чего они хотят и сколько это стоит. Например, дороги четвертой и пятой категорий — это проселочные дороги. По регламенту они не нуждаются в асфальтировании, а жители хотят асфальт. Тогда им следует просчитать всё, принять решение, определиться с подрядной организацией и обратиться в местную админи­страцию сельского поселения, поскольку это именно ее полномочия, и получить разрешение на земляные работы. Без него ничего строить нельзя. Если мы говорим о лесных дорогах, то это, соответственно, полномочия лесничества. Если дорога строится в водоохранной зоне, то требуется согласование уже в специально уполномоченном федеральном органе в области рыболовства».

Однако успешная практика в Вологодской области все-таки есть.

«У нас так и поступили жители, — рассказывает глава сельского поселения Майское Михаил Басалаев. — Захотели заасфальтировать дорогу, и в 2018 году сделали это. Мы уже сами приняли решение помочь и купили им бордюры».

Как говорят чиновники, главное, чтобы было желание самих жителей, а участок, где предполагается обустройство проезда или дороги, находился в муниципальной собственности.

Привязка к району: 
218
0
Похожие статьи
  • 05 июня' 19 | Тенденции

    В первый день лета вступили в силу поправки в Федеральный закон «О связи», принятые в конце 2018 года. Таким образом, законодательно закрепляется принцип, по которому абонент, перемещаясь внутри страны, не платит за входящие вызовы, где бы он ни находился на территории России.

    64
    0
  • 05 февраля' 19 | Об этом говорят

    Городской суд оштрафовал собственника за незаконный снос здания спортобщества «Труд».

    207
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.