Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Даже не пикнут

№20 (1224) от 25 мая 2021 г.

Госдума запретила звуковую рекламу в жилых домах.

18 мая поправки в Федеральный закон «О рекламе» приняла Государственная дума, 19 мая – Совет Федерации. Их инициатором стала Астраханская облдума. В пояснительной записке сказано, что уровень шума, создаваемый звуковой рекламой, не нарушает действующих санитарных норм. Но непрерывное звуковое повторение информации в течение всего дня, по сведениям жителей, негативно влияет на их жизнь. 

Расставили приоритеты 

По существу, в Федеральный закон «О рекламе» внесена одна поправка следующего содержания: «Распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается». 

«Несмотря на то, что реклама стимулирует потребителей совершать покупки, заказывать услуги, и ограничение на ее распространение может негативно повлиять на прибыль хозяйствующих субъектов, настоящий проект федерального закона определяет приоритет защиты права граждан на благоприятную среду перед экономической выгодой и предлагает установить запрет на распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования в жилых домах», – говорится в пояснительной записке.  

«Нам поступают многочисленные жалобы от жителей многоквартирных домов, где расположены объекты сферы услуг, торговли. Речь идёт о том, что выносят колонки и в течение целого дня, вы понимаете, с периодичностью 10–15 секунд воспроизводят один и тот же текст: то золото, то микрозаймы, то скидки – на вторых и третьих этажах практически невозможно жить. Мы предлагаем запретить использование звукоусиливающей аппаратуры в рекламных целях в жилых домах», – заявил в выступлении в Госдуме во время первого чтения по законопроекту председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов. 

 

| Фото с сайта iz.ru 

Новая поправка не регулирует ситуаций, когда громкой музыкой злоупотребляют сами жители. В начале нынешнего месяца «Премьер» сообщал о жалобах на подобную ситуацию со стороны жильцов дома на Октябрьской улице в Вологде.  Уровень шума в дневное время не должен превышать 55 децибел, но Роспотребнадзор не занимается замерами произведенного человеком шума. 

ПОМЕХА СБОКУ 

В Вологде звуковая реклама особенно заметна в центре. Экскурсоводы рассказывают, что туристов повергает в шок музыка, которая играет на Кремлёвской площади около одного из магазинов с сувенирами. Свои «достопримечательности» есть и на проспекте Победы, и на Благовещенской, и на улице Батюшкова. Как правило, они находятся за пределами жилых домов, но их назойливость всё равно волнует вологжан. Причём звуковую рекламу в нежилых домах новые поправки также не регулируют никак. 

«Когда ведёшь экскурсию, звуковую рекламу порой бывает очень сложно перекричать, – рассказывает краевед и экскурсовод Александр Сазонов. – Шумов в Вологде и без звуковой рекламы достаточно, на мой взгляд, она вообще не нужна. Но если очень хочется, то она не должна быть громкой, её должно быть слышно не дальше пяти метров от источника, это могло бы быть компромиссным вариантом. Чересчур громкая звуковая реклама, мне кажется, создаёт отпугивающий эффект». 

По мнению экскурсовода Екатерины Хоботовой, играет большую роль, как именно сделана звуковая реклама. К примеру, если бы в ней использовали музыку Фредерика Шопена, то это бы вызывало меньше вопросов. Но в большинстве случаев такая реклама только раздражает. «Некоторым магазинам хорошо бы избавиться от звуковой рекламы, было бы здорово, если бы её не было. Мимо некоторых точек я стараюсь не ходить и специально меняю маршрут, чтобы не слышать звуковой рекламы», – рассуждает Екатерина. 

Альбина Сберегаева во время своих экскурсий обходит стороной места с громкой музыкой: «Много звуков на Старом рынке. Там расположены заведения общепита, с которыми никак не удаётся договориться о том, чтобы они убавили громкость хотя бы на время экскурсии. Поэтому мы проходим мимо него. Только завернув за угол, рассказываем о домах, которые только что прошли. Точно так же из-за громкой музыки мы избегаем во время экскурсий некоторых центральных улиц, хотя там было о чём рассказать».  

Но есть места, которые экскурсоводам не обойти. Каждый вологодский экскурсовод вспоминает про чрезвычайно громкую музыку на Кремлёвской площади, которая исходит из сувенирного магазина. Кроме того, на площади

Революции во время работы проката велосипедов прохожим и участникам экскурсий также бывает непросто. Но, по словам Альбины Сберегаевой, с владельцами колонок часто удаётся договориться, чтобы те снизили громкость. 

ДАВНЯЯ БОРЬБА 

Со звуковой рекламой пытались бороться давно, но первой жертвой этой борьбы стало «Открытое проводное радио». В 2007 году жители Вологды забросали администрацию города жалобами на динамики, транслирующие довольно громкую музыку и рекламу. Особенно были раздражены вологжане, чьи жилые дома соседствовали c динамиками. К примеру, жалобы поступали из дома 12 по улице Чехова. «Когда к шуму машин добавились громкоговорители, которые стараются переорать все, вместе взятые, машины, то это уже слишком, и иначе как беспределом не назовешь…» – жаловались жильцы нашей газете. 

Как тогда писал «Премьер», руководство радиостанции выходило в администрацию города с предложением ограничить на городских улицах звучание магазинных динамиков. В конце 2007 года городская комиссия по ЧС приняла решение расторгнуть договор аренды под предлогом того, что «Открытое проводное радио» покрывает слишком малую часть территории города и поэтому не выполняет своей функции: информирования граждан о чрезвычайных ситуациях. 

Новая поправка не регулирует ситуаций, когда громкой музыкой злоупотребляют сами жители. 

Среди совладельцев «Открытого проводного радио» был медиаменеджер Юрий Смола. После эпопеи с радио он в течение некоторого времени работал в администрации города: был референтом начальника Департамента градостроительства по дизайну городской среды. По его словам, со звуковой рекламой можно было эффективно бороться и без принятия специальной поправки в законодательство: «В последние годы усилилась работа по соблюдению авторских и смежных прав, любое публичное воспроизведение требует согласования с владельцами этих прав. Нужно, чтобы каждый занимался своим делом. Нужно не принимать дополнительные статьи законов, а хотя бы выполнять те, что уже существуют». 

В 2007 году в Вологде пытались разработать муниципальное положение «О звуковой рекламе и уличном радиовещании на территории муниципального образования «Город Вологда». «Город искал варианты, как регулировать этот вопрос. Но всё уткнулось в то, что администрация муниципалитета такими полномочиями не обладает, – рассуждает Юрий Смола. – В любой рекламе в том или ином виде используется музыкальное сопровождение, и на этом основании уже тогда можно было навести порядок. Для этого было достаточно, чтобы полиция составляла протоколы по фактам воспроизведения громкой музыки или рекламы, а потом бы выясняла, есть ли у владельцев источника звука соглашение с Российским авторским обществом». 

44
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 12 июня' 21 | Страна и мы

    Госдума после многолетних обсуждений приняла сразу два закона о маркировке и господдержке экопродуктов.

    18
    0
  • 19 мая' 20 | Политика

    Госдума внесла целый ряд поправок в законодательство о выборах, вызвав гнев парламентской оппозиции.

    108
    0
  • 18 июня' 21 | Страна и мы

    Госдума разрешила получать данные о местонахождении пропавших людей без санкции суда.

    41
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.