Дед Мороз и Пётр Великий

№10 (1111) от 12 марта 2019 г.

Домик Петра в Вологде. На переднем плане — отреставрированная пушка. | Фото с сайта ic.pics.livejournal.com

Сколько раз Пётр I был в Вологде? Почему царь-самодержец останавливался в доме для «подлых»? Каков размер ноги был у двухметрового императора?

Эти и другие малоизвестные сведения рассказал «Премьеру» заведующий Домом-музеем Петра I Андрей Котов.

— Андрей Александрович, в исторической литературе нет единого мнения, сколько же все-таки раз Пётр Первый посещал Вологду. Традиционно считается, что было пять посещений. А какова ваша точка зрения?

— В исторической литературе устоялось мнение, что первый русский император посещал Вологду пять раз: в 1692-м, 1693-м, 1694-м, 1702-м и 1724 годах. Однако современные историки говорят уже о семи визитах Петра I в наш город. К сожалению, фундаментальных работ, посвященных данной теме, до сих пор нет. На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что исследования в этом направлении продолжаются, тема пока остаётся открытой. 

— Про Домик Петра говорится, что главный архитектор Санкт-Петербурга Доменико Трезини проектировал подобные дома как жильё «для подлых». Почему тогда в нем жил царь, когда приезжал в наш город?

— Слово «подлый» в данном случае означает «принадлежащий по происхождению к низшему, податному сословию, неродовитый» — в общем, не дворянин. Голландские купцы Гутманы, которые возвели это здание, принадлежали как раз к купеческому, то есть «подлому» сословию.

Пётр I, как мы знаем, не чурался людей из низших социальных слоев, а наиболее умных и талантливых из них — таких, как вологжанин Алексей Макаров, — даже приближал к себе и обеспечивал им быстрый карьерный рост. Хорошо он относился и к иностранцам, так что ничто не мешало ему жить в таком доме. Тем более что это одно из первых каменных зданий гражданского назначения, построенных в Вологде.

— Почему дом, где жил первый русский император, стоит именно здесь, а не в центре города?

— Потому что именно здесь располагалась Немецкая слобода. Купцам из Западной Европы было выделено до 50 гектаров земли вдоль реки Вологды. Всего в слободе находилось около 20 дворов, где жили примерно 60 человек.

Здесь жили и купцы Гутманы, Иоганн и Адольф, которым принадлежало это здание. А рядом, всего метрах в пятидесяти, стоял храм Фёдора Стратилата, построенный при Иване Грозном в честь рождения его сына Фёдора. Пётр I любил посещать этот храм, приезжая в Вологду, потому что тут у него был свой духовник — отец Павел. А ещё он очень любил петь на клиросе вместе с другими певчими. К сожалению, в советскую эпоху храм был снесён.

На этом снимке 1894 года бюст Петра ещё стоит перед домом императора. | Фото с сайта img-fotki.yandex.ru

— Какие экспонаты Домика Петра считаются наиболее ценными в культурно-историческом плане?

— Серьезную ценность представляет царская одежда — пять предметов гардероба, поступившие к нам из Эрмитажа в 1955 году: куртка, шерстяные штаны французского покроя, матросский летний костюм, кафтан и камзол. Правда, сейчас они отправлены на реставрацию и заменены реконструкцией.

Особо ценен стеклянный кубок Александра Меншикова, на котором выгравированы фамильный герб светлейшего князя и надпись «Виват, князь Александр Данилович». Это один из наших старейших экспонатов, он находится в музее с момента открытия в 1885 году.

— А посмертная маска, снятая с лица императора?

— Это одна из многочисленных гипсовых копий. Бронзовый подлинник был снят с лица умершего Петра знаменитым Бартоломео Растрелли 28 января 1725 года. А потом с маски было сделано несколько десятков копий, и одну передали нам из Ленинградского центрального музейного фонда в 1955 году.

— В музее хранится отпечаток руки царя. Какова его история?

— История этого экспоната точно неизвестна. Согласно легенде, в 1707 году, посетив металлургический завод в Липецке, Пётр оступился и случайно опустил руку в формовочный ящик с песком. А кто-то из присутствовавших при этом догадался отлить отпечаток его руки из чугуна.
Уже потом, гораздо позднее, в XIX веке, такие оттиски стали выпускаться массовым тиражом и пользовались у покупателей большой популярностью. Возможно, наш слепок является одним из этих сувениров.

— Можно ли, судя по экспонатам, сказать, что Петр Великий действительно был таким высоким, крепким и сильным человеком, каким его принято считать?

— У него было очень нестандартное телосложение: рост 2 метра 4 сантимет­ра, но при этом размер плеч только 48-й, а обуви — и вообще 39-й. Из-за такого несоответствия размеров росту царь был вынужден пользоваться тростью, которых, по сведениям историков, у него было более 400. На портретах же он изображался идеализированно.

Часть внутренней экспозиции музея. | Фото с сайта static.tonkosti.ru

— Ваш музей развивается, или его развитие ограничено его спецификой?

— Конечно, развитие происходит. Например, за последние два года благодаря спонсорской помощи у нас появились большой экран и компьютер, с помощью которых можно демонстрировать посетителям документальные и художественные фильмы о первом русском императоре.

Очень значимое достижение последних лет — реставрация пушки у входа в музей. В конце XIX века у нее был деревянный лафет, который к началу XX века сгнил. В итоге ствол долгое время то лежал здесь, то перевозился в кремль, то возвращался обратно. Полтора года назад мы совместно с руководством исторического факультета ВоГУ и завода «Ремсельмаш» сделали новый, уже металлический лафет и снова поставили пушку перед входом. Ни городу, ни музею это не стоило ни копейки.

Два года подряд ставим во дворе новогодние елки и проводим новогодние праздники по собственным сценариям. Ведь именно Пётр ввел в России новое летоисчисление, согласно которому год начинался 1 января.

— Планы на будущее — каковы они у музея?

— Моя мечта — снова поставить рядом с нашим зданием бюст Петра I, который когда-то уже стоял здесь, но исчез более столетия назад. Есть планы наладить дружбу с музеями Санкт-Петербурга, обмениваться с ними копиями экспонатов. Хотелось бы, кроме того, оформить сквер у музея в едином стиле Петровской эпохи.

А одна из главных идей — привлечь к сотрудничеству Деда Мороза, чтобы он каждый Новый год зачитывал с нашего крыльца указ о новом летоисчис­лении.

Вообще, интересных идей много, но всё упирается в финансовые и управленческие возможности. Так что приглашаем к сотрудничеству с музеем всех заинтересованных лиц.

209
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 24 апреля' 19 | След в истории

    Романтизированный «Юноной» и «Авось» Николай Резанов на самом деле был расчётливым прагматиком, даже после смерти сумевшим втянуть в опаснейшее предприятие тотемского искателя приключений Ивана Кускова.

    105
    0
  • 22 ноября' 17 | Как это было

    На реконструкцию площади Революции будет потрачена часть средств, выделенных областному центру в рамках проекта «Единой России» «Городская среда».

    512
    0
  • 25 июля' 18 | Страна и мы

    Охотники за кладами из Южной Кореи разыскали на дне морском братскую могилу уроженцев Вологодчины. И, похоже, намерены ее разорить

    299
    0
  • В пять раз уменьшилось сельское население Вологодской области за последнее столетие.

    342
    0
  • 15 января' 19 | Страна и мы

    К легенде, лёгшей в основу первой громкой кинопремьеры наступившего года — военной драмы «Т-34», имел самое непосредственное отношение поэт Сергей Орлов, чьим именем названа одна из центральных улиц Вологды. А расследовал реальный побег заключённых на танке другой наш земляк — Павел Павловцев из-под Череповца.

    282
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.