Диалоговое окно

№47 (1148) от 26 ноября 2019 г.

Берег, на котором стоят маленькие «зрители», — доска от лавки, сидя на которой в мастерской писали художники.  | Фото Руслана Ждановского

21 ноября в вологодской галерее «Красный мост» открылась выставка московских художников Егора Плотникова и Евгении Буравлевой «Пейзаж с посторонним. 2.0» (16+). 

Перед официальным открытием выставки, 20 ноября, художники провели авторскую экскурсию по экспозиции.

«Евгения и Егор, ровесники и супруги, окончили Суриковский институт и смогли обрести свою индивидуальность среди художников на современной арт-сцене», — говорится на сайте галереи.

Обстановка медленного смотрения

Экскурсия началась с показа видеоработы Евгении — приятного глазу пейзажа, который статично снят на видеокамеру. По словам художницы, такие видео погружают зрителя в обстановку медленного смотрения — то, чего хотят добиться художники от взаимодействия зрителей с их полотнами.

Задуманное Евгенией удалось: зрители вместе с художниками медленными, неспешными шагами передвигались по экспозиции и вдумчиво рассматривали каж­дое полотно.

Дети изображены в скульптуре под названием «Большая политика». | Фото Руслана Ждановского

Пейзаж с...

Особого внимания на выставке заслуживают ваяния Егора (например, диптих, совмещающий живопись («Пейзаж за спиной») и скульптуру («Зритель»). Несколько дней назад этот персонаж из папье-маше, бетона и акрила безмолвно смотрел на ценителей искусства во французском Компьене, сегодня — смотрит в Вологде. Скульптуры в работах Егора являются неким промежуточным звеном между зрителем и полотном. Они, с одной стороны, облегчают восприятие, с другой, — наполняют работу более глубоким смыслом.

В пейзажах Евгении таким звеном выступают люди, изображенные на картинах спиной к смотрящему. Они, с одной стороны, те самые посторонние, с другой, — помогают зрителю прочувствовать произведение и понять его замысел. Персонаж картин Евгении — это «измученный со­временностью человек, одинокий герой на пороге принятия решения».

«Каждый человек может узнать какой-то пейзаж, и он наверняка напомнит смотрящему о его прошлом — о чем-то, что он давно забыл», — говорит художник.

Работы Егора и Евгении — сложное взаимодействие пространства и времени: персонажи, «вышедшие» из картин, замершие спиной к зрителю, и т.д. Как точно подметила сама художница, на полотнах «уже ничего не происходит, но еще ничего не произошло».

Диалог со зрителем

Полотна Егора и Евгении композиционно чередуются на всех этажах галереи. Сами художники во время экскурсии по очереди рассказывали о своих работах: их идее, смысле, истории появления, и вместе с тем вели диалог на темы искусства, жизни и их взаи­мосвязи. Супруги-художники, как и их картины, на протяжении всей экскурсии гармонично дополняли друг друга.

В этой серии работ художник Егор Плотников запечатлел 19 вышек.

«Диалог художника и зрителя — очень важный момент. Важно не просто открыть выставку картин, скульптуры или видео, а рассказать об этом зрителю. И еще важнее — как именно ты расскажешь», — фраза Егора Плотникова из его интервью. Иной художник после презентации выставки бег­ло и неохотно отвечает на вопросы журналиста или интересующегося посетителя — потому что спешит на банкет. Выставка Егора и Евгении — явно не тот случай. Для них действительно важны диалог и связь между ними и зрителями. Если в произведениях это выражается наличием тех или иных промежуточных звеньев, то сами художники, в деталях рассказывая о своих картинах, напрямую выступают проводниками в мир искусства. «Важность диалога» — не просто слова. В подтверждение тому проведенная экскурсия и долгие и открытые разговоры с посетителями уже после ее завершения.

Выставку стоит посетить (к слову, она продлится до 12 января), чтобы отвлечься от будничной суеты, хотя бы на час замедлить для себя жизненный ритм, отдохнуть от городского ланд­шафта и подумать о том, о чем не успеваешь или вовсе забываешь подумать в обычной жизни. «Наша задача — подарить человеку огонек во времени», — говорит художница. И они дарят. Картины Егора и Евгении, будто окна в другой мир — всем нам знакомый, когда-то очень близкий, но, к несчастью, забытый.

Руслан Ждановский

66
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.