Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Дом, который построил Нусс

№26 (1127) от 2 июля 2019 г.

Яков Нусс (в центре) и художники Михаил Копьёв (слева) и Николай Корбаков у макета Дома актёра. | Фото с сайта cultinfo.ru

Вологодский Дом актёра готовится встретить своё 30-летие.

В 1989 году закончилась реставрация здания, и оно было передано Всероссийскому театральному обществу (после распада СССР существует под названием «Союза театральных деятелей»). С тех пор «Домик» стал центром притяжения для творческой интеллигенции, местом для театральных экспериментов и легендой.

4 июля Дом актёра имени Алексея Семёнова отметит своё 30-летие.

Купеческая усадьба

Реставрация тридцатилетней давности стала вторым «рождением» для дома № 4 по улице Ленинградской. Изначально он был построен в первой трети XIX века. Окладная книга 1810 года фиксирует на этом месте «дом со строением», которым владел купец Михаил Мясников. В 1830 году стоял уже новый дом, которым владели три его сына: Николай, Дмитрий и Иван, первый из которых также числился купцом.

«Живут в показанном доме. А торгуют здесь в городе в лавках виноградными винами, овощным и фруктовым товаром, так же и в светлом ряду москотильным, а Иван имеет промысел вяление окуня», — цитирует старинный документ вологодский историк Игорь Воронин в своих «Этюдах по вологдаведению».

Семья Мясниковых владела домом до 1868 года. После смерти Николая Михайловича наследники задолжали по векселям серьёзную сумму денег, и дом пришлось продать. 21 октября 1868 года его на аукционе приобрёл купец Фёдор Орлов. В 1881 году Орлов стал банкротом, но дом семья сохранила за собой. 12 декабря 1903 году здание выкупил мещанин Сергей Орлов, однофамилец купца. 1 сентября 1917 года по купчей крепости дом перешёл в совместную собственность дворянина Владимира Гресвицкого и крестьянина Александра Дубиничева «в равных долях».

Владимир Гресвицкий был смотрителем губернской земской больницы. Александр Дубиничев также владел с 1912 года городской усадьбой на углу Екатерининско-Дворянской и Желвунцовской улиц (ныне угол Герцена и Зосимовской), которую приобрёл у бывшего уездного предводителя дворян­ства Александра Можайского, избранного в 1912 году в Государственную думу от местных землевладельцев. В 1919 году этот дом был национализирован — по всей видимости, тогда же это случилось и с будущим зданием Дома актёра.

В советское время дом продолжал оставаться жилым, его разделили на квартиры и заселили рядовыми вологжанами. К началу 1980-х он очень сильно обветшал, поэтому его расселили и передали Всероссийскому театральному обществу для создания Дома актёра. Дом подвергся капитальной переделке — фактически он был построен заново. Во-первых, у него появился цокольный этаж, из-за чего уровень первого этажа поднялся почти на два метра. Во-вторых, вместо прежней п-образной конструкции сруба здание стало прямо­угольным, из-за чего серьёзно поменялась и внутренняя планировка. Всё это позволило создать театральный зал на втором этаже и кафе в цоколе.

Дом актёра до реставрации 1989 года. | Фото из «Этюдов по вологдаведению» Игоря Воронина

Идея витала в воздухе

Главными идеологами реставрации здания и создания в нём Дома актёра были директор Театра юного зрителя (нынешний Театр для детей и молодёжи) Яков Нусс и председатель Вологодского отделения Всероссийского театрального общества (ВТО) Алексей Семёнов. Идея практически витала в воздухе. Первый Дом актёра был создан в Ленинграде ещё в 1924 году (назывался Центральный дом работников искусств, с 1939 года — Дом актёра имени Константина Станиславского). В 1937 году Дом актёра появился в Москве, с 1964 года он носит имя многолетнего председателя ВТО Александры Яблочкиной.

После избрания в 1978 году Алексея Семёнова председателем Вологодского отделения ВТО «процесс пошёл» и в Вологде. «Как раз в 1978 году я окончил институт, и меня призвали в армию, — вспоминает сын Алексея Васильевича Андрей Семёнов. — О Доме актёра я впервые услышал уже после армии, когда отец сказал, что есть обещание финансирования, что надо выбрать проект и выбрать место. Отец советовался со мной, когда было нужно выбрать здание. Первым вариантом был деревянный дом на углу Ленина и Пушкинской, где сейчас расположен торговый дом «Ворота севера». Но он меньше, он не столь удобен, поэтому отец отказался от него».

Только затем возник вариант с домом на Ленинградской, 4. В 1983 году для организации реставрационных работ из ТЮЗа в областную производственную группу по охране и эксплуатации памятников перешёл Яков Нусс. Нужно было принципиально решить вопрос с финансированием. «В обычной жизни у отца не всегда проявлялась деловая хватка, но когда это было нужно для дела, он включал всё своё обаяние, всю свою настойчивость, звонил, куда было необходимо, и добивался», — говорит Андрей Семёнов.

Другой вопрос — это получение необходимых стройматериалов. В советское время их распределяли через систему государственного снабжения в соответствии с лимитами на каждый регион, город или район. Главной задачей было получить наряд — предписание на отгрузку стройматериалов. Если было необходимо получить их сверх этих норм, нужно было ехать в отраслевые министерства и там договариваться, чтобы они выписали наряд в рамках собственных лимитов, вспоминает председатель городского исполкома Вологды в 1984-1987 годах, а впоследствии многолетний первый заместитель губернатора Алексей Плеханов.

Так выглядит Дом актёра сейчас. | Фото Владимира Пешкова

«Чтобы получить килограмм гвоз­дей, был необходим наряд, для кубометра досок — тоже наряд, — рассказывает Алексей Николаевич. — Если городу выделяли финансирование на строительство какого-либо объекта, то это строительство полностью обеспечивалось материалами. А если в плане объекта нет, ты его построить не сможешь. Без наряда можно было купить отходы, к примеру, обрезки досок, а в целом всё было очень жёстко нормировано. Сверх лимитов нужно было выбивать либо в министерстве, либо в Госплане, это была очень серьёзная работа. Это была интересная система очень чёткого учёта».

«Только Яков Фёдорович мог пробить реставрацию. Сейчас трудно себе это представить, но в то время большой проблемой было достать стройматериалы, и он смог это сделать, — рассказывает ведущий специалист АУК ВО «Вологдареставрация» Ирина Сергачёва. — Мы, сотрудники проектной группы, были свидетелями того, как он постоянно вёл переговоры с самыми разными людьми. Нусс был уникальным человеком, который мог наладить отношения с кем угодно. Я считаю, что реставрация здания под Дом актёра удалась на 80% благодаря именно его организационным каче­ствам».

А едва его открыли, у Якова Нусса и Алексея Семёнова появилась новая задумка: уже в 1991 году в первый раз прошёл фестиваль «Голоса истории»…

216
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 27 ноября' 19 | Культура, Театр

    Свой 170-летний юбилей отметил Вологодский драматический театр.

    95
    0
  • Десятки памятников, установленных воинам Красной армии, сотни найденных и захороненных останков солдат и офицеров, десятки тысяч новых имён, занесённых в Книгу Памяти — таковы итоги деятельности вологодского поискового движения, которое в 2020 году отмечает свой тридцатилетний юбилей.

    65
    0
  • 23 октября' 19 | Культпросвет

    В этом году свой юбилей — 75 лет со дня открытия — отметила Вологодская районная детская библиотека.

     

    110
    0
  • Вологодская СДЮСШ №1 отметила 75-летний юбилей. Праздничное мероприятие было приурочено к Всероссийскому дню гимнастики, который отмечается 27 октября.

    64
    0
  • 06 марта' 19 | Культура

    В феврале исполнилось 65 лет с открытия в Вологодской области картинной галереи.

    175
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.