Дорогая самостоятельность

№41 (1245) от 19 октября 2021 г.

Как специалисты решают проблему финансовой безграмотности среди сирот.

Низкий уровень финансовой грамотности среди выпускников детских домов отнюдь не редкость. Сироты, проведшие большую часть своей сознательной жизни в стенах социального учреждения, не умеют распоряжаться своими деньгами и, как следствие, тратят их впустую или отдают злоумышленникам. Но сейчас ситуация меняется.

Чтобы помочь выпускникам адаптироваться в обществе, детские дома много лет реализуют программы их сопровождения. | Фото с сайта ru.freepik.com

Сложная проблема

Руководитель отделения содействия семейному устройству Череповецкого центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наши дети» Наталья Логинова работает с детьми-сиротами на протяжении 22 лет. По ее словам, проблема обучения воспитанников обращению с деньгами по-прежнему остаётся одной из самых сложных.

Если  ребенок не живет в семье, он в принципе не понимает, откуда берутся деньги, как правильно их тратить, сколько и что стоит в этом мире. После того как дети уходят из учреждений, они становятся уязвимыми: их средства очень быстро могут попасть не в те руки. У нас были случаи, когда родственники, о которых мы не знали на протяжении всего периода пребывания ребенка в центре, вдруг объявлялись. Наши дети достаточно ранимые. Они хотят чувствовать, что такое родной человек, и этим пользуются «добрые» родственники. Также случалось, что наши выпускники очень быстро спускали те большие накопления, которые у них есть на счетах», – отмечает Наталья Логинова.

Педагог-организатор Вологодского центра помощи детям, оставшимся без попечения, «Флагман» Екатерина Жданова отмечает недостаток у воспитанников практики в обращении с деньгами: «Из-за недостаточности финансовых знаний и умения применять их на практике дети не могут с выгодой для себя использовать как традиционные, так и появившиеся недавно благодаря информационным и цифровым технологиям продукты и услуги финансового рынка. Каждый выпускник учреждения после выпуска попадает в условия, когда ему необходимо отвечать за себя, самому без подсказки строить свою жизнь. Отсутствие опыта и примера приводит к тому, что воспитанники не умеют планировать свой бюджет, грамотно распоряжаться денежными средствами, не владеют знаниями о социально-экономической сфере жизни человека».

Всегда рядом

Во избежание подобных ситуаций на базе центров помощи детям существуют службы сопровождения выпускников, которые активно работают с бывшими воспитанниками на протяжении первого года. Они помогают встать на учет в центре занятости, оформить повышенное пособие, льготы на оплату коммунальных услуг, а также содействуют во взаимодействии с банками, налоговой и другими финансовыми институтами. Подобное сопровождение продолжается до достижения выпускником 23 лет. Также с сиротами поддерживают контакт кураторы.

«У каждого нашего выпускника есть куратор – это значимое для него лицо, прошедшее определенную подготовку, это может быть воспитатель, если он по-настоящему близок ребенку, или наставник. Мы стараемся, чтобы ребенок не остался один на один с соблазнами самостоятельной жизни, чтобы ему было к кому обратиться за советом и помощью, чтобы было кому проконтролировать его», – уверяет руководитель отделения содействия семейному устройству Наталья Логинова.

Однако специалисты работают и на опережение: стараются давать знания по финансовой грамотности и в рамках образовательной программы. Раньше это был отдельный блок, но последние два года, благодаря доступным материалам в интернете и других источниках, методистам череповецкого центра «Наши дети» удалось создать собственную  программу по финансовой грамотности. На Всероссийском конкурсе Ассоциации финансовой грамотности их разработка заняла третье место.

«У нас есть хорошее подспорье в подготовке наших воспитанников к переходу в самостоятельную жизнь. В условиях учреждения это делать крайне трудно, потому что даже при наличии хороших программ обучения на практике трудно ребенку показать, что такое деньги, почему они могут утекать, как вода, или же приносить дополнительные доходы и возможности. Но мы это делаем», – считает Наталья Логинова.

Финансовая грамотность онлайн

Воспитанники центра «Флагман» теоретические знания, полученные на занятиях, применяют на практике в одном из банков, с которым сотрудничает учреждение. Регулярно для детей проходят экскурсии, на которых спе-циалисты финансовой сферы знакомят ребят со структурой банка и деятельностью специалистов, работающих с физическими лицами, а также с правилами пользования пластиковыми картами. На практике ребята осваивают навыки обращения в разные отделы банка, пробуют пользоваться терминалом.

Кроме того, в последние годы появилось много возможностей повышать свою финансовую грамотность дистанционно в самых разных форматах. К примеру, для детей-сирот доступны «Онлайн-уроки финансовой грамотности». Проект способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений. В курс входят уроки по следующим темам: «С деньгами на «ты», или Зачем быть финансово грамотным», «Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами», «Всё про кредит, или Четыре правила, которые помогут достичь цели», «Как защититься от кибермошенничества. Правила безопасности в киберпространстве», «Моя профессия – финансист» и др.

Увлекательные игры, проверяющие умение игроков распорядиться своими средствами, и их знания о мире финансов предлагает воспитанникам Центробанк. На портале «ДОЛ-игра» представлены самые разные виды активностей: от ребусов до «настолок» и деловых игр. Как отмечают педагоги, игровая форма позволяет закрепить знания, полученные на уроках финансовой грамотности. Организатором проекта выступает Банк России.

«Важно начинать прививать азы финансовой грамотности именно среди детей и подростков, чтобы несколько лет спустя, вступая в самостоятельную жизнь, они смогли бы пользоваться финансовыми инструментами для улучшения собственного достатка», – говорит педагог-организатор центра помощи детям «Флагман» Татьяна Жданова.

Проект «Финансовая ситуация» реализуется про поддержке Управления информационной политики Вологодской области

31
0
Похожие статьи
  • 21 мая' 21 | Личные финансы

    «Премьер» вместе с модератором областного проекта «Клуб инвесторов» Иваном Масловым продолжает рубрику «Личные финансы». 

    86
    0
  • 29 августа' 21 | Личные финансы

    С 1 сентября 2022 года российские школьники начнут изучать основы финансовой грамотности.

    40
    0
  • 21 апреля' 21 |

    Всё больше жителей Вологодчины стали задумываться о том, как не только сохранить свои деньги, но и приумножить их с помощью инвестирования.

    29
    0
  • 03 мая' 21 | Личные финансы

    Одна из наших ключевых задач сегодня - повышение уровня своей финансовой грамотности. Управлению личными финансами необходимо учиться, каждый из нас обязан постоянно развивать свой финансовый интеллект. То, по каким правилам мы будем действовать, определит, какие результаты мы получим. Один из способов сохранения и приумножения накоплений — инвестиции в драгоценные металлы. Сегодня мы поговорим об этом подробнее.      

    57
    0
  • Улучшить материальное положение, купить комфортную квартиру, дать своим детям хорошее образование и обеспечить себе безбедную старость — все эти и многие другие цели вполне достижимы для человека, умеющего составить и реализовать свой личный финансовый план.

    116
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.