Дороги в будущее

№40 (1193) от 12 октября 2020 г.

Строительство обхода Вологды.

18 октября 2020 года отмечается Всероссийский праздник — День работников дорожного хозяйства.

Дороги — важный ресурс, без которого не может успешно функционировать ни одно государство. Для России с ее бескрайними просторами и несметными природными богатствами «дорожный» вопрос сегодня в разряде наиболее актуальных. В аспекте социально-экономического развития Вологодской области он в числе первоочередных.

Самоотверженный труд инженерно-технических работников и дорожных рабочих приносит результат, который достоин высокой оценки. Дороги проложены во все уголки 35-го региона. Сделать предстоит еще немало, чтобы можно было без проблем добраться в любой уголок Вологодской области. Процесс это трудный и небыстрый. Но уже сейчас видно, как дорожная отрасль набирает обороты.

Из 11 субъектов Северо-Западного федерального округа Вологодская область занимает первое место по протяженности автомобильных дорог общего пользования. По территории области проходит более 29 тысяч километров автодорог различной формы собственности (в т.ч. 1 139,88 км — федеральных, 10 580,26 км — региональных и 17 050,2 км — местных).

Могли ли в двадцатом веке о таком мечтать ветераны дорожной отрасли?! Бесценное всенародное достояние — дороги — создавалось ими десятилетиями. В дефиците было всё: финансы, техника, квалифицированные специалисты, опытные механизаторы.

СЕЙЧАС по территории Вологодской области проходят следующие автомобильные дороги общего пользования федерального значения:

— М-8 «Холмогоры» Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск — 340,11 км, в том числе обход города Вологды — 31,44 км,
— А-114 Вологда — Тихвин — автомобильная дорога Р-21 «Кола» — 326,71 км,
— А-119 Вологда — Медвежьегорск — автомобильная дорога Р-21 «Кола» — 369,76 км,
— А-215 Лодейное Поле — Вытегра — Прокшино — Плесецк — Брин — Наволок — 103,31 км.

Но проходят годы и строятся новые объекты, выполняются реконструкции, капитальные ремонты, ремонты. В связи с возростающей интенсивностью расширяется проезжая часть. Для повышения пропускной способности строятся транспортные развязки, надземные и подземные пешеходные переходы. В соответствии с современными требованиями используются новые материалы, механизмы.

Реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» позволяет приводить в порядок региональные и муниципальные дороги. Сеть автодорог в совокупности с отремонтированными и построенными федеральными дорожными объектами становится надежнее и шире. А вместе с развитием автомобильных дорог динамично развиваются все отрасли производства и социальная инфраструктура.

Вологодские дорожники и мостостроители при участии специалистов из предприя­тий-смежников продолжают делать сложную рутинную работу, вкладывая при этом свои силы и душу. В коллективах дорожных организаций много молодежи с высшим или средним специальным образованием, полученным в Вологодском госуниверситете и Вологодском строительном колледже. Профессия дорожника становится прес­тижной и востребованной.

ОСНОВНЫЕ дорожные и мостострои­тельные организации, которые занимаются строительством и ремонтом на федеральных автодорогах в Вологодской области:

 

АО «ВАД», ООО «Строймост», ООО «Севермост», ООО «Мостовик», ООО «Дорожное управление», ОАО «ДЭП № 184», ООО «Автодороги», ООО «Автодороги Вытегра», ООО «Севердорстрой».

Обход Вологды

Обход Вологды — пожалуй, единственная на Вологодчине дорога, прочно связавшая судьбы многих сотен людей, от крупных руководителей до дорожных рабочих и механизаторов. Ее рождение было трудным и долгим.

Первым идею о необходимости строи­тельства объездной дороги Вологды озвучил в 1976 году министр автомобильных дорог РСФСР А.А.Николаев, когда был на Вологодчине и говорил о развитии автодорог. Но примерно посчитав объем необходимых ресурсов, к проектированию не приступили.

В конце 80-х годов Вологда стала активно развиваться как туристический центр, и вопрос о строительстве обхода Вологды снова возник. Проработку данного вопроса взял на себя А.Н. Плеханов, председатель исполнительного комитета Вологодского городского Совета народных депутатов. После были проведены изыскательские работы, и в период с 1994-го по 1998 год осуществлялось проектирование, прорабатывались возможные варианты трассы.

В то время что-то капитальное построить было практически нереально. Отказ от целевого налога на пользователей автодорог, ликвидация централизованного дорожного фонда, отсутствие внятных правовых актов сводили на нет все планы дорожников.

Однако региону в лице губернатора Вологодской области В.Е.Позгалёва всё же удалось добиться финансирования из госбюджета, и в 1999 году дорожники приступили к строительству обхода Вологды и в 2003 г. сдали в эксплуатацию I и II пусковые комплексы протяженностью 10,5 километра.

Генеральная подрядная организация ОАО «Вологодавтодор» успешно выполнила условия государственного контракта. Наибольший вклад в строительство объекта внесли подразделения «Вологодавтодора»: МРСУ, Вологодское и Сокольское ДРСУ, УПТК. Также на строительстве 1-й очереди работали ОАО «ДСУ-1», Мостоотряд-61, ООО «Строймост», ООО «Инждорстрой», ООО «Дорстроймагистраль» и другие субподрядные организации. Работали как единый организм. В результате построили три моста — через реки Вологда, Пудежка, через подъезд к базе карьеро­управления; транспортные развязки — одна с путепроводом через автомобильную дорогу Вологда — Медвежьегорск, вторая — с путепроводами через автомобильную и железную дорогу Москва — Архангельск; несколько инженерных сооружений и выполнили большой объем специализированных работ.

Осенью 2008 года ввели в эксплуатацию III пусковой участок, который вывел объездную дорогу к федеральной трассе на Череповец. На данном участке были построены мост через реку Тошню и четыре путепровода, транспортная развязка для выезда на автодорогу А-114. Подрядными организациями выступали ЗАО «ВАД» и ООО «Строймост».

Строительство автодороги. 1998 год.

Благодаря совместным усилиям губернатора Вологодской области О.А. Кувшинникова, Федерального дорожного агентства и ФКУ Упрдор «Холмогоры» летом 2017 года началось строительство IV пускового комплекса обхода Вологды. Оно велось в два этапа. I этап — строительство участка протяженностью 8,815 км — от транспортной развязки на автомобильной дороге А-114 Вологда –Тихвин до пересечения с автомобильной дорогой Вологда — Норобово. В августе 2019 г. строи­тельные работы были завершены и участок введен в эксплуатацию. Сразу же дорожники приступили к реализации II этапа строительства — участка трассы протяженностью 7,9 км: от км 448 автодороги М-8 «Холмогоры» до региональной автодороги Вологда — Норобово, которую регион, в свою очередь, привел в порядок в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Сейчас дорожники полностью завершили строительство обхода Вологды. Построенный участок относится к I-Б технической категории и имеет четыре полосы движения. Покрытие выполнено из современного материала.

Для повышения безопасности участников движения по краям и по оси дороги установлено барьерное ограждение протяженностью более 76 км, нанесена дорожная разметка из термопластика, установлено более 700 дорожных знаков, смонтировано 29 километров линии наружного освещения.

Для безопасной остановки автотранспорта и отдыха водителей и пассажиров построены две просторные площадки отдыха общей площадью 22 тыс.м2, на которых предусмотрены места для стоянки автомобилей, зона отдыха с беседками и туалетом. По периметру площадки устроены тротуары.

В рамках строительства IV пускового комплекса обхода Вологды полностью построены две транспортные развязки и одна транспортная развязка была достроена. Построены два моста через реки Содима и Шограш, шесть путепроводов.

ОРГАНИЗАЦИИ, внесшие значительный вклад в строительство обхода Вологды:

 

АО «ВАД», ООО ПИИ «Севзапдорпроект», ФКУ Упрдор «Холмогоры», ООО «ИСОПР», ООО «Оккервильстрой», ООО «СК «Спецмост», ДООО ОАО «Севзапэлектромонтаж» и многие другие.

Полностью обход Вологды составляет 32 километра и соединяет в единую сеть федеральные автодороги, проходящие через Вологду: М-8 «Холмогоры», А-114 Вологда — Тихвин и А-119 Вологда — Медвежьегорск.

В целом строительство обхода Вологды имеет колоссальное значение для социальной и экономической жизни города, а также для всего Северо-Западного региона. В первую очередь объездная дорога позволит вывести из центральной части города потоки грузового и легкового транспорта, следующего транзитом через Вологду, что благоприятно скажется на пропускной способности городских улиц, на экологической обстановке и уровне шума в городе.

9 сентября 2020 г. в церемонии открытия рабочего движения по новому участку федеральной трассы приняли участие полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, начальник ФКУ Упрдор «Холмогоры» Константин Чупров, генеральный директор АО «ВАД» Валерий Абрамов.

Развитие автомобильных дорог

Сегодня в дорожной отрасли работает множество высококлассных специалистов: проектировщиков, землеустроителей, юристов, лаборантов, сметчиков. Их труд не виден, но очень важен с самого начала дорожных работ и до финишной ленточки. Нельзя умалять роль и смежных организаций, специализирующихся на монтаже различных коммуникаций, электрических, тепловых и водопроводных сетей, газопроводов и линий связи. Так что День дорожника — их праздник тоже.

При появлении на автодорогах разно­образной дорожной техники и людей в оранжевых спецовках всё нагляднее признак хороших перемен — на наших глазах реальными делами «пишется» история отечественных автодорог. С каждым годом всё больше и весомее оспаривается афоризм про извечные беды России.

В октябре 2019 г. дорожники АО «ВАД» приступили к капитальному ремонту участка км 6 — км 15 (от границы г. Вологды до примыкания дороги на п.Молочное). Здесь будет выполнено расширение проезжей части до четырех полос движения; устройство стационарного электроосвещения, устройство тротуаров, строительство трех подземных пешеходных переходов, строительство светофорного объекта на примыкании к поселку Молочное. В п. Майском будут сделаны разворотные полукольца, что позволит поворачивать с трассы в поселок и обратно, не выезжая на полосы встречного движения. Срок окончания капитального ремонта — октябрь 2021 г.

Ведутся работы по расширению до четырех полос и федеральной автотрассы А-114 Вологда — Тихвин, которая соединяет административный центр региона Вологду и промышленный центр Череповец.

Сейчас выполняется II этап реконструк-ции автомобильной дороги А-114 Вологда — Тихвин на участке км 79 — км 85 в Шекснинском районе. В 2016 г. был введен в эксплуатацию участок I-го этапа реконструкции км 79 — км 83 протяженностью 4 км, в 2018 году начали работы по II-му этапу реконструкции на участке км 83 — км 85.

Помимо реконструкции автодороги с доведением ее до I технической категории (4 полосы движения), на объекте завершается реконструкция моста через реку Шексну, строительство двухуровневой транспортной развязки, строительство надземного пешеходного перехода с подъемными устройствами для маломобильных групп граждан.

Генеральная подрядная организация — АО «ВАД», все инженерные сооружения — мост, тоннель под автодорогой А-114, надземный пешеходный переход — строит ООО «Строймост».

На данный момент общая степень готовности объекта 95–97 %. Уже завершено устройство дорожного покрытия по основному ходу движения. Выполняются обустройство автодороги, укрепительные работы, устраиваются тротуары и пешеходные дорожки.

Полностью завершить работы по реконструкции планируется в конце 2020 г.

Реконструкция моста через реку Шексну на автодороге А-114.

В связи с большим количеством обращений граждан по вопросу неудовлетворительного состояния региональной автомобильной дороги общего пользования А-215 Лодейное Поле — Вытегра — Прокшино и недостаточным финансированием для приведения автодороги в нормативное состояние на всей ее протяженности губернатор Вологодской области инициировал совмест­но с губернаторами Архангельской и Ленинградской областей передачу дороги в федеральную собственность.

Из областной собственности в федеральную дорога А-215 Лодейное Поле — Вытегра — Прокшино — Плесецк — Брин - Наволок перешла весной 2019 года. В границах Вологодской области ее протяженность составляет 103,31 км. Тогда же дорожники приступили к работам, однако существенно улучшить ситуацию в рамках мероприятий по содержанию и ремонту не получится. Местами дорога проходит по болотам до 15 метров глубиной. Необходим капитальный ремонт и даже строительство на некоторых участках.

В связи с этим сейчас проводятся проектно-изыскательские работы для последующего капитального ремонта трех участков общей протяженностью 38 км, после завершения которых требуется получить положительное заключение Главгосэкспертизы. Ориентировочный срок выполнения капремонта участков км 117 — км 134, км 140 — км 153, км 170 — км 178 автомобильной дороги А-215 запланирован на 2021-2023 гг.

Также выполняется проектирование объекта строительства и реконструкции участка автодороги А-215 с км 286 до км 311, от деревни Елинская до поселка Солзы Архангельской области. На данный момент здесь проходит грунтовая дорога шириной 4 м. Приступить к реализации объекта строительства планируется в 2021 году.

Елена Светлова

В КАНУН Дня работников дорожного хозяйства коллектив ФКУ Упрдор «Холмогоры» выражает благодарность всем людям, которые трудятся на автомобильных дорогах.
 

Вместе мы приводим в порядок дороги, построенные 30–40 лет назад. Важно сохранить это наследие, доставшееся от ветеранов-дорожников. Но также важно совершенствовать дороги под возросшие требования к транспортной инфраструктуре в целом. Ваш опыт и профессионализм позволяют решать самые смелые задачи. Желаем процветания и успеха в делах, здоровья и благополучия вам и вашим близким!

95
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.