Дорогу автобусу

№1 (1154) от 14 января 2020 г.

В Вологодской области появится сразу 28 новых и «возрождённых» (действовавших ранее, но впоследствии закрытых) муниципальных маршрутов, которые пройдут по территории 12 районов. | Фото с сайта fotobus.msk.ru

Областное правительство намерено восстанавливать и развивать на Вологодчине муниципальные автобусные перевозки.

Уже к 1 мая 2020 года в районах Вологодской области должны появиться несколько десятков новых автобусных маршрутов, соединяющих районные центры с другими местными населёнными пунк­тами.

А муниципальным пассажироперевозчикам будут предоставлены дополнительные меры поддержки — от частичного возмещения расходов до приобретения новых автобусов.

Прямо сейчас, как сообщили «Премьеру» в областном Департаменте дорожного хозяйства и транспорта, чиновники ведут работу над нормативно-правовой базой, позволяющей реализовать эти намерения. Ключевым её документом станет «Порядок предоставления субсидий бюджетам районов на организацию транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок».

«До 1 марта необходимо внес­ти изменения в нормативно-правовые акты и принять их и уже до 31 марта заключить соглашения с районами для предоставления субсидий и доведения показателей по перевозкам, — заявил начальник департамента Андрей Накрошаев. — Дальше проводятся конкурсные процедуры, а 1 мая перевозки уже должны осуществляться по обновлённым маршрутам».

Невесёлая картина

Сегодня в Вологодской области действует 170 муниципальных маршрутов, объединяющих между собой различные населённые пункты того или иного района. Все они признаны социально значимыми, однако пассажиров по ним возят всего 142 автобуса, то есть один автобус действует на нескольких рейсах.

Более того, 122 маршрута, то есть почти три четверти из имеющихся, являются убыточными, и расходы вынуждены компенсировать либо областной, либо муниципальные бюджеты.

В разных муниципалитетах ситуация с пассажироперевозками разная. Пожалуй, лучше всего дела с ними обстоят в Вологодском и Череповецком районах, где такие перевозки получают неплохое финансирование из областной казны.

Что касается остальных 24 районов, то регулярные муниципальные автобусные маршруты действуют лишь в 21 из них. Причём только в 14 перевозчики получают субсидии из местных бюджетов (и, как правило, не особо значительные: к примеру, в 2019 году на такое субсидирование было выделено около 26 миллионов рублей). Остальные же муниципалитеты такой возможностью и вовсе не располагают.

Наконец, у Вашкинского, Верховажского и Тарногского районов своя специфика — там регулярных перевозок нет вообще и существуют только заказные маршруты.

«Пассажироперевозчики — владельцы автобусов и машин пишут в районных газетах свои телефоны, им звонят люди и записываются на конкретное время. И если они наберут нужное количество пассажиров, то по­едут, а если не наберут, то не поедут, — объяснил «Премьеру» руководитель администрации Тарногского района Сергей Гусев. — Но ездят они каждый день».

По мнению некоторых муниципальных чиновников, предстоящая реформа сможет решить лишь часть проблем, существующих в сфере пассажироперевозок.

Весенние перемены

Уже грядущей весной, обещают региональные чиновники, ситуация должна измениться к лучшему. Во-первых, в Вологодской области появится сразу 28 новых и «возрождённых» (действовавших ранее, но впоследствии закрытых) муниципальных маршрутов, которые пройдут по территории 12 районов: Бабаевского, Бабушкинского, Вашкинского, Великоустюгского, Вожегодского, Вытегорского, Кич.-Городецкого, Никольского, Сокольского, Сямженского, Тотемского и Харовского.

Например, в Бабаевском районе начнут действовать два маршрута: Бабаево — Войлохта и Бабаево — Верхний Конец.

«Это совместное решение правительства Вологодской области и администрации района. Были выбраны наиболее востребованные у населения маршруты, соединяющие Бабаево с наиболее отдалёнными населёнными пунктами, — сказал «Премьеру» временно исполняющий обязанности руководителя администрации Бабаевского района Николай Пузенков. — Пока ещё финансирование до нас не доведено, но, когда оно появится, эти маршруты заработают. Дело это нужное, и мы этому рады».

Ещё более позитивные перемены ожидаются в Кичменгско-Городецком районе, где появится три транспортных направления.

«За счёт областного субсидирования мы запустим три новых маршрута из райцентра: в Нижнюю Ёнталу, Светицу и Шатенево», — перечислила глава района Любовь Дьякова.

Во-вторых, ещё на 19 маршрутах планируют нарастить количество рейсов (в частности, Белозерскому району таких дополнительных рейсов обещано пять). В-третьих, с весны по районным дорогам начнут ездить новые автобусы — на их покупку муниципалитетам обещано около 24,5 миллиона рублей.

Всё дело в деньгах

Самое главное во всех грядущих переменах — то, что они практически полностью будут финансироваться за счёт средств областного бюджета.

«Мы встретились с представителями 24 районов, и в результате этих встреч была выявлена потребность в финансировании в размере 51 миллион 400 тысяч рублей. Это без учета Вашкинского, Тарногского и Верховажского районов: ситуацию там тоже надо менять, поэтому сумма будет увеличена, — уточнил Андрей Накрошаев. — Более 49 миллионов рублей пойдёт из бюджета Вологодской области, а остальное ложится на плечи муниципалитетов».

Сумма эта, как пояснили «Премьеру» в Департаменте дорожного хозяйства и транспорта, была выведена в процессе обсуждения с органами местного самоуправления.

Более половины выделяемых средств, 26 миллионов 135 тысяч рублей, составят субсидии из областной казны на компенсацию расходов, которые возникнут у пассажироперевозчиков при открытии ими новых маршрутов и увеличении числа рейсов. Почти все остальные деньги пойдут на покупку новых автобусов.

«Мы договорились о том, что правительство будет субсидировать убыточные маршруты по каждому району, — сообщил председатель Законодательного собрания Андрей Луценко. — На основе анализа будут разработаны и предложены на мартовскую сессию поправки в областной бюджет. После принятия этих поправок начнётся работа по переводу денег в районы и поддержка муниципального и межмуниципального сообщения. Думаю, к маю ситуация изменится».

Впрочем, по мнению некоторых муниципальных чиновников, предстоящая реформа — при всей её востребованности и необходимости — сможет решить лишь часть проблем, существующих в сфере пассажироперевозок.

«Наш район небольшой, поэтому предпринимателям и организациям невыгодно заниматься регулярными перевозками населения, — сказал «Премьеру» представитель одного из муниципалитетов, пожелавший сохранить анонимность. — Жителей в населённых пунктах остаётся всё меньше, денег у них мало, и, сколько ни старайся, заработать не получится: часто на один рейс приходится всего два-три человека. Все те, кто пытался, ушли с рынка: возить воздух им невыгодно. А новых кандидатов нет».

151
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.