Двойное сокращение

№10 (1214) от 16 марта 2021 г.

Минпросвещения в два раза планирует сократить перечень специальностей и профессий среднего профессионального образования. Какие профессии исчезнут и на кого можно пойти учиться выпускникам этого года, выяснял «Премьер».

В конце прошлого года Минпросвещения утвердило концепцию основных действий  по развитию среднего профобразования.

 Перед чиновниками стояла задача скорректировать контрольные цифры приема в колледжах и техникумах так, чтобы они соответствовали потребностям экономики конкретного региона. 

Общий перечень профессий и специальностей СПО составляет около 500 позиций. Но программы и госстандарты устаревают. Список планируется обновить и сократить вдвое. Длительность самого обучения по новым программам сократится до 2-3 лет.

«Ни один навык и ни одна компетенция не будет потеряна. Многие программы будут объединены или трансформированы. Другие переведем на уровень профобучения, то есть на «короткие» программы, которые также можно будет дополнительно и, главное, быстро освоить во время обучения в колледже, по принципу конструктора компетенций по выбору колледжа или студента», — рассказал в интервью «Российской газете» заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко.

Детальному анализу подверглись работа ссузов и программы, по которым они ведут подготовку. По результатам исследования был составлен перечень наиболее востребованных профессий и специальностей — так называемый топ-50. 

Он стал своеобразным ориентиром для колледжей и техникумов. И многие образовательные учреждения в этом году выбрали профессии и специальности из предложенного списка и подают документы на получение лицензии по данным программам (каждая профессия и специальность требует лицензии), в том числе и вологодские ссузы. 

В новинку

В Череповецком технологическом колледже планируют открыть набор по новой специальности из топ-50 «Аддитивные технологии» со сроком обучения 3 года 10 месяцев.

«В Вологодской области данное направление еще никем не реализуется, — отмечает заместитель директора колледжа по учебно-методической работе Елена Егорова. — Это специальность будущего, и она не зря попала в топ-50. Она является перспективной, но в области еще непопулярна и малоизвестна. Но Череповец все-таки город промышленный.  Поэтому мы думаем, что данное направление будет интересно как «Северстали», так и «Фосагро» и другим предприятиям машиностроительной отрасли города». 

Также колледж проходит процедуру лицензирования по двум профессиям, которые попали в перечень топ-50 и перечень топ-регион — это «Мастер слесарных работ» и «Оператор станков с программным управлением» (обучение длится 2 года 10 месяцев). Ранее им соответствовали такие востребованные на предприятиях профессии, как «Слесарь» и «Станочник», но с 1 сентября 2021 года готовить студентов по этим программам запрещено, так как они устарели.

 На данный момент колледж направил заявку на участие в конкурсе на дополнительные контрольные цифры приема. «Надеемся, что мы получим бюджетные места по всем трем направлениям и начнем подготовку по ним с 1 сентября 2021», — поделилась с «Премьером» Елена Егорова.

Справка

Аддитивные технологии используются в отраслях металлургии и машиностроения, а также в строительстве. 

Специалисты по аддитивным технологиям при помощи программного обеспечения восстанавливают структуру сломанной детали  большого узла или агрегата. По макету восстановленной детали изготавливается чертеж, по чертежу с помощью установки для спекания пластиковых порошков и для плавления металлических порошков на 3D принтерах моделируется сломанная деталь и изготавливается из пластика или металла. Далее она встраивается уже непосредственно в смоделированный узел, и узел проходит апробацию. 
Если все сделано правильно (деталь верно смоделирована, правильно подобран ее размер), далее ведется работа по подбору материала и на предприятии изготавливается настоящая деталь, чтобы обеспечить бесперебойную работу оборудования, задействованного в промышленном процессе. 

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ

Как ранее писал «Премьер» в материале «Больше практики», новые государственные стандарты образования по новым профессиям и специальностям требуют серьезного обновления материально-технической базы. Прежде всего этого требуют международные стандарты World Skills, по которым студентам набора 2021 года предстоит сдавать демонстрационный экзамен. 

Оборудовать одну такую мастерскую согласно всем правилам стоит миллио-ны рублей. Колледжи, чтобы создать базу для подготовки студентов по новым направлениям, выходят из положения разными способами. Один из вариантов — грант Министерства просвещения. 

К примеру, Кадуйский энергетический колледж воспользовался такой формой поддержки в рамках проекта «Молодые профессионалы» еще в 2019 году и обустроил пять мастерских по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей, грузовой техники, тяжелой техники, кузовному ремонту и окраске автомобиля. Теперь по новым для колледжа направлениям «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и «Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов автомобилей» студенты будут готовиться на современном оборудовании.

«Ни один навык и ни одна компетенция не будет потеряна. Многие программы будут объ-единены или трансформированы», — заверил заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко.

А в Сокольском лесопромышленном политехническом техникуме проблему материально-технической базы решили за счет предприятий-партнеров. «По трем новым программам мы планируем заключить договоры о практической подготовке. То есть тем оборудованием, которого у нас нет, мы сможем воспользоваться на базах профильных предприятий, проводить там  лабораторно-практические занятия или учебно-практические занятия. Такие договоры о практической подготовке у нас с тремя предприятиями заключены», — объяснила «Премьеру» заместитель директора техникума по учебной работе Любовь Ломтева. 

Также оборудование в колледже обновляют за счет платных услуг, которые оказывает Учебный центр при техникуме. В этом году сокольский ссуз проходит лицензирование по двум специальностям «оснащение средствами автоматизации технологических процессов производств» (квалификация «Техник»), «монтаж и техническое обслуживание, ремонт промышленного оборудования по отраслям» (квалификация «Техник-механик»). А в Харовском филиале лицензируется новая профессия из топ-50 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей с квалификациями «Слесарь по ремонту автомобилей» и «Водитель автомобиля категории Б».

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

Новые направления требуют не только современного оборудования, но и повышения квалификации самих педагогов. Так, в Череповецком технологическом колледже в перспективе некоторые преподаватели пройдут подготовку по компетенции «Реверсивный инжиниринг», соответствующей новой специальности «Аддитивные технологии», на площадке Академии World Skills. 

А 13 преподавателей Сокольского лесопромышленного техникума уже прошли программы переподготовки в Пензенском государственном университете в этом году, и еще пять преподавателей зачислены на обучение в Академию World Skills. В Кадуйском энергетическом колледже, к примеру, чтобы обучать студентов по новым направлениям, педагогическую переподготовку проходят четыре мастера с опытом работы на производстве, но без опыта преподавания. 

Но не все обновленные профессии и специальности из топ-50 требуют переподготовки кадров, поскольку содержание их кардинально не меняется. Учебная программа может быть дополнена несколькими профессиональными модулями (разделами). Например, повара-кондитеры будут осваивать финансовую грамотность, антикоррупционную политику в рамках общеобразовательных и профессиональных дисциплин. Например, на основах экономики или на занятии по праву. 

А в некоторых профессиях, наоборот, название остается прежним, а суть меняется. «Несколько лет назад везде появились пластиковые трубы, и любой сантехник сегодня должен уметь их устанавливать и монтировать. Для этого колледжам пришлось очень быстро менять программы», — отметил в интервью РГ Дмитрий Глушко.

Так или иначе, пока ссузы только готовятся вводить у себя новые  и обновленные направления и ждут результатов процедуры лицензирования. А у некоторых это только в планах. Например, в Губернаторском колледже народных промыслов в Вологде специальность «реставрация» может появиться только через 2-3 года. На лицензирование ссуз документы еще не подавал.

358
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.