Голоса Вологды

№39 (1140) от 1 октября 2019 г.

«Это боль для нас, что все истории не могут войти в спектакль. Секунда в маршруте равна трем минутам в обычной жизни. То, что мы слушаем в процессе спектакля, имеет колоссальное значение. Мы уделяем всё внимание конкретному моменту. Было очень сложно выбирать эти моменты при монтаже», — говорит о проделанной работе драматург Элина Петрова. | Фото Алины Махлиной

Лаборатория документального театра представила эскиз спектакля о Вологде.

Где жил кот-купец и куда делись стремена и уздечка у коня Константина Батюшкова?

Об этом и многом другом узнали первые зрители, а вернее сказать, слушатели аудиоспектакля «Слушаю мою Вологду», среди которых оказался и корреспондент газеты «Премьер».

Место встречи — у коня

У памятника Батюшкову нам выдали новые беленькие наушники и плееры-приемники.

«За пять минут до начала спектакля вас проинструктируют, как с ними обращаться», — объяснила девушка-волонтер.

Нажали кнопочки, надели наушники, и вот зазвучали голоса. Они были разные: высокие и низкие, звонкие и хриплые, взрослые и детские. Но все они говорили об одном — о Вологде. Сначала это многоголосье накрывает, одно высказывание накатывает на другое, и ты, вслушиваясь в их плеск, забываешь о пространстве. Но потом группа приходит в движение, и ты вместе с ней. Постепенно ты замечаешь и памятник Батюшкову, возле которого находишься, и понимаешь, что это о нем идет речь. Один голос рассказывает о фанатах «Короля и шута», которые устроили концерт за этим памятником, затем другой голос задается вопросом, можно ли прокатиться на коне, у которого нет уздечки и стремян.

На фоне рассказа слышишь крики чаек и гудение машин. У говорящего сбивается дыхание, и ты как бы вместе с ним поднимаешься на Соборную горку, останавливаясь у поросших мхом камней.

Мы рассматривали памятник 800-летия и исследовали дворики на улице Маяковского, а в конце вернулись на Кремлёвскую площадь.

Изюминка на злобу дня

5 дней под руководством экспертов из смоленского проекта [Место:_] вологжане «химичили» над аудиопостановкой «Слушаю мою Вологду» в лаборатории документального театра. Лаборатория — составная часть проекта «Где театр?», ставшего победителем конкурса президентских грантов в 2019 году. Название-вопрос не случайно, ведь практически все мероприятия проекта проходят вне театрального зала. Его составляющие — лаборатории документального и физического театра, итоги работы которых — эскизы спектаклей. Организатором культурного интенсива для вологжан стал вологодский ОккервильТеатр под руководством Николая Смирнова.

Диктофон и взгляд туриста — вот главные инструменты участников лаборатории документального театра. Учителя и школьники, студенты и преподаватели, юристы — 20 человек разных профессий и социальных статусов на протяжении недели вместе работали над созданием аудиопостановки о родном городе. Они записывали на диктофон свои истории и истории других горожан, учились наблюдать и искать что-то новое и необычное в сером буднем дне. Мелочей для участников лаборатории документального театра не существовало — даже утреннее шкварчание яичницы не осталось без внимания.

Вологжанин Александр Аверичев стал участвовать в проекте, чтобы поддержать дочь Веронику, а получилось так, что и сам увлекся.

«Мы с семьей часто посещаем театры в Москве, Петербурге, но это театры в классическом понимании. Этот проект открыл для меня новый театр, и он мне показался интересным, потому что декорации здесь — сама улица, сюжет — события, которые происходят в городе. Нас организовали таким образом, что мы всё сделали сами, не являясь при этом профессиональными актерами. Человек просто рассказывает о наболевшем, а это становится частью спектакля», — делится впечатлениями Александр.

Документальный театр (или вербатим) — это вид театрального представления, основанного не на вымысле, а на реальном факте: документе или диалоге.

Соединяя пространство и время

Для команды [Места:_] Вологда — уже не первый город, где они создают подобный спектакль с привлечением местных жителей. Всё началось с «портрета» Смоленска, за ним был Липецк с его борьбой «За район». У каждого города свое лицо, и спектакль создается на основе этих индивидуальных черт.

«В Смоленске два раза горел архив, и получается такой парадокс: древнейший город с амнезией. В Вологде для меня нет этой перегруженности памятью, можно легко дотянуться до Ивана Грозного. И пространство здесь ровное, успокаивающее. В Вологде мы кружимся, в Смоленске скачем по горкам. И там, и там танец, но совершенно особенный», — отмечает идейный вдохновитель проекта [Место:_], режиссер Пётр Чижов.

По словам режиссера, проект [Место:_] начался для него со странного ощущения, что город, в котором он родился и вырос, теряется, стирается из памяти. «Я уехал учиться в Петербург, там женился, родилась дочь, и в Смоленск я стал приезжать раз-два в год. Город на моих глазах менялся — уходил в прошлое, — рассказывает Пётр Чижов. — Мне было ужасно жаль, я понимал, что время не прокрутить назад, но в моем инструментарии есть что-то, что может останавливать время. И этим инструментарием пользуется документальный театр — это истории людей, которые фиксируют пространство и время в своих рассказах, или документ, который тоже это фиксирует. Это было желание сделать что-то новое и вернуться в свой город, в тот самый, который я помнил. И я нашел свой способ вернуться в него — через воспоминания других людей».

В марте 2018 года в Смоленске прошла первая читка «Портрет города», на которой не было актеров, которые транслировали какие-то сверхсмыслы и идеи — были жители города, которые сами читали свои истории и слушали их, и была «довольно теплая встреча в довольно холодный день».

«Молодые люди говорят быстрее, и идти от этого хочется быстрее. Люди постарше произносят слова медленнее, и шаг от этого более размеренный — можно спокойно оглядеться по сторонам», — заметил один из участников аудиопрогулки. | Фото Алины Махлиной

Метод воспоминаний

В команду [Места:_] входят драматург и сценарист городских социальных проектов Ксения Савельева и автор инсценировок, документальных пьес Элина Петрова, а также продюсер Юлия Леленкова. Пётр, Ксения и Элина проводили для вологжан лекции и мастер-классы в рамках лаборатории документального театра. После каждой лекции была прак­тическая часть, на которой слушатели уже переставали быть пассивными наблюдателями и получали возможность проявить себя: строили свой любимый маршрут по Вологде, предлагали сценарии зарисовок в городских локациях. От кругов ада и межвременных порталов до булгаковского «Бега», перенесенного на вологодские реалии — фантазия участников не знала пределов.

Режиссер Пётр Чижов говорит о том, всё время уточняет для себя суть [Места:_]:

«Мы работаем с воспоминаниями, а это очень сильно отличается от документа — для нас впечатления интервьюируемого являются материалом для работы. А воспоминание совершенно особенным образом строится: там есть раздвоение, замены, размывание реальности, там есть свой особый взгляд, есть пустота и затертости. Воспоминание строится совершенно особенным образом. Сейчас мы рассказываем про документальный театр — это и театр site specific, но по сути мы занимаемся театром воспоминаний, театром истории. Его можно называть театр history, театр memory. Мы связываем пространство и воспоминание».

Команда проекта [Место:_] покинула Вологду, набравшись теп­лых воспоминаний об искренних и открытых вологжанах и их историях. Следующая возможная их цель — Набережные Челны, родной город одного из членов команды — драматурга Элины Петровой.

Аудиоспектакль «Слушаю мою Вологду» будет дорабатываться и войдет в постоянный репертуар ОккервильТеатра.

85
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 22 марта' 18 | Театр

    Тема Великой Отечественной войны, развала деревни, проблема брошенных собак — все это увидят зрители первого областного фестиваля самодеятельных театров «Вологодчина театральная»

    196
    0
  • 13 ноября' 18 | Театр

    Первый в Вологде инклюзивный театр марионеток дал премьерный спектакль по мотивам рассказа Антона Чехова «Спать хочется».

     

    128
    0
  • 16 января' 19 | Культура

    За кулисами театра скрывается огромный коллектив, от слаженной работы которого зависит, каким получится любой спектакль.

     

    250
    0
  • 29 мая' 19 | Культпросвет

    Вологодский спектакль «Родная мать» в постановке сотрудников архитектурно-этнографического музея «Семёнково» отправляется в Москву, чтобы принять участие в необычном театрально-музейном проекте «Theatrum 2019».

    96
    0
  • 02 июля' 19 | Театр

    Найти «философский камень» современной пьесы попытались в Вологде во время мастерской конкурса драматургии «Ремарка»

    23
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.