Горячие премьеры

№39 (1243) от 5 октября 2021 г.

Возможность «побывать» в теплых странах предлагают вологодские театры зрителям.

Свадебное путешествие в Италию

В удивительную страну, где переплелись история и современность, любовь и ненависть, приглашает Вологодский драматический театр. Комедия Шекспира «Укрощение строптивой» (16+) открывает 173-й театральный сезон. Премьера спектакля по пьесе знаменитого английского драматурга состоялась 1 октября.

Спектакль поставили режиссер из Франции Владимир Гранов и московский художник Александр Дубровин. Напомним, что прошлый театральный сезон также открывала их совместная работа «Маскарад» по произведению Михаила Лермонтова. В первой сцене «Укрощения строптивой» зрители становятся свидетелями злой шутки Лорда (Максим Юлин) над подвыпившим медником Слаем (лауреат Государственной премии имени К.С. Станиславского Владимир Смирнов).

Бедный ремесленник просыпается в роскошных покоях в окружении слуг и «красотки-жены». Подговоренная Лордом труппа бродячих актеров разыгрывает представление, которое переносит зрителя в Падую (Италия), где разворачивается основная история о противостоянии своенравной дворянки Катарины (Дарья Костина) и ее жениха Петруччо (Николай Акулов).

По словам режиссера Владимира Гранова, основная задача спектакля – расслабить зрителя и отвлечь его от мыслей о пандемии, инфляции и других бедах нашего времени. «Мы хотели, чтобы люди на эти два с половиной часа забыли обо всем и просто посмеялись», – говорит Владимир Гранов. Чтобы решить поставленную задачу, материал пьесы приходилось в буквальном смысле «укрощать».

«Пьеса очень длинная, в ней много повторов. Сами спектакли Шекспира шли долго. Люди в те времена приходили в театр «жить», а у нас зрители так не могут, поэтому пришлось помарать много текста и поработать с переводами. Хотелось найти самый лучший вариант, поэтому из шести разных переводов я сложил один», – рассказывает режиссер.

Укрощать приходилось и актеров. Спектакль наполнен сценами с элементами акробатики и фехтования, постановкой которых занимался Владимир Гранов, опытный каскадер и преподаватель по сценическому движению. Через боль и синяки шли артисты к той легкости исполнения, которую зрители увидели на сцене. 

«Репетиции давались мне тяжело. Сначала я был не в форме: до этого съездил в отпуск к маме, к теще, покушал там очень хорошо. А мне Владимир Витальевич на репетиции и говорит: «Коль, а теперь рондат». Был бы я лет на 10 моложе – сделал бы, не задумываясь. А теперь все-таки проблемы медицинские, суставы уже не те. И тут режиссер (а мужчина он в возрасте, но очень хорошо при этом выглядит) у меня на глазах делает этот рондат. А я думаю про себя, что теперь уже стыдно не сделать. Полмесяца после этого у меня все болело, а потом пришло в норму, я даже сбросил 5 килограмм, пока репетировал», — рассказывает исполнитель роли Петруччо Николай Акулов.

Жанр спектакля обозначен как комедия масок, что предполагает нарочитую театральность, игру. Декорации и костюмы созданы в духе площадного театра с сохранением элементов эпохи, в которой происходит действие. Так, чтобы воспроизвести на сцене атмосферу итальянского городка, художник Александр Дубровин использовал старинные гравюры.

«Это не Пиза и не Падуя. Я вдохновлялся образами четырех городов, Венецию соединял с кусочком Падуи и так далее. В декорациях вы не увидите конкретного города – это собирательный образ, – объясняет мастер. – То же касается и костюмов – это не историческая реконструкция. У нас сохранен силуэт одежды той эпохи, но ее форма облегчена и обобщена. Жанр комедии предполагает яркость и цветовую контрастность, и это тоже нашло отражение в костюмах».

В отдельных сценах создатели спектакля позволяли себе импровизировать и добавлять современные реалии в текст произведения. Так, один из персонажей Гремьо в исполнении Сергея Закутина говорит о том, что вакцинировался. По словам режиссера, это помогает «связать сцену со зрительным залом» и вполне соответствует духу комедии масок, изначально строившемся на импровизации актеров, которым предлагались лишь обстоятельства, а не готовый текст пьесы.

Для актрисы Натальи Никитиной спектакль «Укрощение строптивой» стал дебютом на сцене драмтеатра. Выпускница Вологодского колледжа искусств сыграла сестру Катарины, девицу на выданье Бьянку.

Каскадер и опытный педагог по сценическому движению Владимир Гранов ставил в
спектакле сцены акробатики и фехтования. | Фото Алины Махлиной

ПРОГУЛКИ ПО ИСПАНИИ ВМЕСТЕ С ДОН КИХОТОМ

Последовать за странствующим рыцарем зовет «Теремок». Премьеру спектакля «Дон Кихот» (12+) по пьесе Евгения Шварца Театр кукол представил 5 октября. Обедневший дворянин Алонсо Кихано, начитавшись рыцарских романов, провозглашает себя странствующим рыцарем Дон Кихотом Ламанчским и отправляется совершать подвиги вместе со своим верным другом и оруженосцем крестьянского происхождения Санчо Пансой.

Но защита несчастных и обездоленных оказывается непростым делом, особенно когда этому противятся сами несчастные. Полусон-полуявь – так можно охарактеризовать происходящее на сцене. Большая часть событий происходит при полной луне на фоне сумрачного романтического пейзажа. Фигуры и силуэты то появляются, то исчезают в клубах дыма.

Дон Кихот в исполнении Андрея Васильева ходит по сцене в ночной рубашке и колпаке, а его кукольная копия – в латах и с медным тазом-шлемом на голове. Главный герой напоминает заигравшегося взрослого, который потерял связь с реальностью. И кто знает, может всё, что видит зритель, лишь плод воображения бедного идальго?

«Это персонаж, который видит в людях только свет и добро. Если что-то плохое случается (а такое происходит в нашем мире часто), значит, в этом виноваты не люди, а злые волшебники, драконы, нечестивцы. Он в это верит, несмотря ни на что, верит, что, когда в мире творится несправедливость, людей надо спасать», – рассказывает исполнитель главной роли Андрей Васильев.

Спектакль поставил молодой московский режиссер Олег Лабозин. Это первая его работа в Вологодском театре кукол. «Я очень люблю, когда спектакли придумываются вместе. Не я один сижу в зале и придумываю что-то, а мы всем коллективом это делаем», – отмечает Олег Лабозин. Новый формат работы увлек и актеров. «С таким режиссером в первый раз встречаюсь. Работать интересно и легко. Репетиции проходили влёт. Внутри спектакля кажется, что прошло всего полчаса, а не полтора», – говорит Андрей Васильев.

«Когда делаешь спектакль вместе с режиссером, вы на одной волне. Он забегает на сцену, делает что-то, сам показывает. Всё активно, дни пролетают, времени не хватает, и хочется продлить эту работу, чтобы она не заканчивалась», – делится впечатлениями Рамиль Сагитов. Рамиль играет свежеиспеченного бакалавра-медика Самсона Карраско, который на протяжении всего спектакля пытается вылечить Дон Кихота от его безумства.

Рамиль Сагитов вместе с Михаилом Родиным (на сцене – Санчо Панса) также писали музыку для спектакля. Часть треков записана, часть исполняется вживую самими актерами. Специально написанные для спектакля композиции, такие как дорожная тема, перемежаются с классическими произведения- ми в современной аранжировке.

Над оформлением сцены трудился московский художник Амир Ерманов. Он уже знаком вологодскому зрителю по «Квартирнику Деда Мороза». Уютные картины с падающим снегом и ангелами, проецировавшиеся на задник сцены, были созданы им. Визуальная составляющая «Дон Кихота» продумывалась совместно с режиссером.

«Мы исходили из того, что Дон Кихота вдохновили на подвиги книги, рыцарские романы, и они присутствуют на сцене, из них сделано практически всё вплоть до деревьев, людей, масок», – приоткрывает двери творческой мастерской Олег Лабозин. Также зрителей ожидает сюрприз – 3D-проекция, которая создавалась специально для постановки.

По мнению режиссера, спектакль будет понятен и близок не только старшей аудитории, но и ребятам младше 12 лет, так как в постановке затрагиваются вечные темы. И каждый зритель сам для себя ответит на вопрос, что убийственнее – безумие Дон Кихота или благоразумие окружающих его людей?

В спектакле задействовано 17 кукол. | Фото Алины Махлиной

141
0
Похожие статьи
  • 06 октября' 20 | Театр

    3 октября, в день рождения воина, поэта и писателя Михаила Лермонтова, в Вологодском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Маскарад» по одноименному произведению классика. Она открыла новый 172-й театральный сезон.

    233
    0
  • 26 марта' 21 | СтоЛица

    Руководитель литературно-драматургической части Вологодского театра кукол «Теремок» Ольга Плисс первой в Вологодской области освоила тифлокомментирование. О тонкостях этого непростого ремесла и сложностях его освоения специалист рассказала «Премьеру». 

    41
    0
  • 25 июня' 21 | Театр

    «Сказку на ночь» расскажут в Вологодском театре кукол «Теремок» на «Голосах истории». На предпремьерном показе представления побывал корреспондент «Премьера».

    18
    0
  • 05 января' 21 | Театр

    12 спектаклей за четыре дня показал вологодским зрителям Саратовский театр кукол «Теремок».

    55
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.