Хроники VOICES

№49 (1150) от 10 декабря 2019 г.

Анатолий Дзюба: «Я изучал революцию, а дочка мирно спала рядом. Я ее называл «моя маленькая Коллонтай». | Фото Алины Махлиной

Дни фестиваля пролетели в Вологде. Времена и нравы пронеслись перед зрителями на экране.

1917 г. Революция и хулиган

Да здравствует социализм! Годовщину Октябрьской революции отпраздновали вологжане вместе с рабочими, крестьянами и солдатами Красной армии. Впервые в областной столице был показан фильм Дзиги Вертова, смонтированный из хроники 1917 года. Многие десятилетия кинокартина «Годовщина революции» (12+) считалась утерянной. Из 50 копий этого фильма до нас дошла только одна. Историк кино Николай Изволов восстанавливал ее буквально по кусочкам.

Фильм состоял из 13 роликов, которые показывались по отдельности, и в архив они поступили в разрозненном виде. Некоторые из роликов сохранились лучше, некоторые хуже. «Особенно исцарапан оказался «Мозг советской России» (12+) с деятелями советского правительства. Эта часть пользовалась наибольшим успехом, потому что люди в разных городах хотели посмотреть, как выглядят те, кто ими руководит», — подметил историк кино. Самому Дзиге Вертову было тогда всего 22 года. Эта работа стала его первым, как он выражался, «производственным экзаменом», который он сдал на отлично.

Музыку специально к показу фильма написал композитор Анатолий Дзюба: «Для меня это первый опыт. Я не уверен, что еще отважусь играть два часа. Я даже свои концерты делаю не больше часа десяти без антракта, потому что всегда чувствуется, когда публика устает. Этим летом Максим Горбов предложил мне создать музыку для фильма. Я подумал, минут на 20-30 придумаю. В итоге оказалось, что фильм длится два часа, а назад дороги уже не было».

Тем же вечером во дворе паба «Центр занятости» под треск костра и микс современных композиций прошел показ фильма «Барышня и хулиган» (16+), снятого в 1918 году с Владимиром Маяковским в главной роли. Некоторые зрители с досадой восклицали «Ну что делаешь, дурында!», когда молодая учительница в очередной раз отвергала ухаживания романтика-хулигана.

За музыкальное сопровождение картины отвечал диск-жокей с 15-летним стажем Дмитрий Варзин: «Это первый опыт для меня. Я много раз пересматривал фильм, пытался вытащить какие-то эмоциональные нотки и их усилить. Поскольку кино той эпохи довольно гротескное, то я и музыку постарался подобрать в том же ключе. Плюс я использовал фразы из фильмов, которые усиливали эмоциональный накал. На мой взгляд, получилось неплохо».

Режиссер Андрей Сильвестров: «Я придумал коллективное кино, где принципиально иной тип отношений между людьми: сегодня ты оператор, а завтра режиссер. Профессиональные функции остаются, но система, где режиссер — бог, а остальные его обслуживают, ушла в прошлое». | Фото Алины Махлиной

 

1937-1938 гг. Голос женщин

Фильм Марианны Яровской «Женщины ГУЛАГа» (16+) вызвал неоднозначную реакцию у зрителей. Многие выходили из кинозала с опухшими от слез глазами. Истории шести женщин, переживших сталинские лагеря, тронули сердца волог­жан. Однако некоторые почувствовали в картине и политический подтекст.

Показу предшествовало видеоприветствие автора, в котором она рассказала, что, находясь в Нью-Йорке, демонстрирует кинокартину американским студентам, и они проявляют к ней интерес. Стоит отметить, что фильм пришелся по нраву не только студентам. Еще в декабре 2018 года стало известно, что документальная лента «Женщины ГУЛАГа» вошла в шорт-лист «Оскара» в категории «Лучший документальный фильм», однако победителем так и не стала.

«Замечательное качество съёмки, звука, безупречность музыкального сопровождения ощутимо усиливает влияние фильма на зрителя, но я не уловила линии фильма, не нашла целостности, не поняла идею. Фильм о тяжёлых судьбах героинь, о доброте, любви, верности, честности изумительных женщин, до сих пор не растерявших этих качеств. Именно это должно было подвести зрителя к его выводу. Но получился, на мой взгляд, совсем иной результат, — считает психолог Елена Щеголева. — Выводы сделали за нас: «недальновидные» коммунисты, бесспорно «правдивое» наследие Александра Солженицына. Это не значит, что я за репрессии и несправедливость, просто это напомнило мне пропаганду, но очень профессиональную. Очень тонко произошло смещение идеи фильма на политику. Только героини, особенно 96-летняя бабушка, и спасли картину».

Кроме интервью, режиссер при создании картины опиралась на книгу Пола Грегори. Он же выступил сопродюсером картины. С Марианной Яровской они познакомились на конференции по тоталитарным режимам, организатором которой выступил Пол. Экономист, профессор Хьюстонского университета, специалист по экономической истории России и СССР, Пол Грегори периодически пишет статьи о Путине и авторитаризме в Forbes, The Wall Street Journal и другие СМИ. Можно предположить, что фильм стал одним из его замаскированных высказываний, но это лишь предположение.

Автор и сооснователь сетевого журнала о кино Сергей Дешин: «В данный момент профессия кинокритика очень цинична». | Фото Алины Махлиной

 

1957 г. и наши дни. Война платформ

«Когда я приезжал сюда, в Россию, десять лет назад, я очень хотел, чтобы меня называли русским, ведь я вернулся домой к своим братьям. Моя мать русская, я говорил без акцента. Но меня всё равно называли французом. То же самое происходит и в фильме. Когда отец говорит: «Ты пьешь водку, как француз», и мой герой Пьер ему отвечает: «Да, здесь я чувствую себя французом». Так же было и со мной — я тоже чувствовал себя французом», — рассказывает актер Антон Риваль.

Антон представил в «Ленкоме» фильм «Француз» (16+). Главный герой картины Пьер Дюран приезжает в Москву в 1957 году, чтобы найти отца, арестованного в 30-е годы. Попутно он погружается в культурный андеграунд столицы. Вместе с героем в реалии тех лет погружался и сам Антон Риваль. Месяц заняла подготовка к съемкам с многочисленными вопросами «а как тогда жили?», «почему так?»

У актера за плечами драматическая школа МХАТ, но он также известен своим блогом на YouTube «Антон из Франции». «Блогерством уже не занимаюсь, но я всегда совмещал много чего. Сейчас я и актер, и продюсер, и режиссер, и стендапер, и сценарист. Но по сути занимаюсь одним делом — рассказываю истории. Просто разными путями», — говорит Антон.

Несмотря на холодную погоду, зрители не покинули импровизированного кинозала и досмотрели «Барышню и хулигана» до конца. | Фото Алины Махлиной

Разными путями стало рассказывать истории и современное кино. Если в показанный в фильме «Француз» период многое было запрещено и развивалось в подполье, то сейчас можно утонуть во вседозволенности. Идет война цифровых платформ, кинопроекторы не уступают по качеству телевизорам. Каждый сам себе становится режиссером, ниспровергаются иерархии в кино. На общем фоне профессия кинокритика становится всё более безнадежной.

Подобное ощущение не отпускает после лекции Сергея Дешина, постоянного автора и сооснователя сетевого журнала о кино Cineticle: «Профессия стала достаточно зависима: все хотят всем нравиться, не хотят ругаться с продюсерами, так как часто критики являются и прокатчиками одновременно. Кинокритика стала, к сожалению, очень ангажированной, политически привязанной. Актуальны те коллеги, кто занимается борьбой за феминизм, за гендерное равенство и так далее. Многие заражены желанием что-то запретить. Призывают не смотреть фильмы Вуди Аллена в свете его сексуальных скандалов. И многим кинокритикам это кажется важнее, чем фильмы. Фильмы становятся заложниками личности режиссера».

Летний фестиваль VOICES обещает быть женским по тематике и по авторству. «В следующем году мы решили затронуть тему, которая нас очень интересует и волнует. Она нам кажется очень актуальной, — поделилась планами будущего мероприятия арт-директор фестиваля Коринна Даниелу. — Мы решили отойти от национального принципа и перейти на другую тональность. Мы посвятим программу летнего фестиваля женскому кино».

В полномасштабной версии фестиваль VOICES пройдет в июне 2020 года.

58
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 27 августа' 19 | Фестивали

    С 22 по 25 августа в Вытегорском районе состоялся  IV Всероссийский фестиваль «Наследники традиций». Великоустюгские узоры, народные напевы и счастливые дети – таким корреспондент «Премьера» увидел «наследников».  

    201
    0
  • 16 октября' 18 | Своё — родное

    Среди населения Вологодчины выделяется одна хоть и малочисленная, но имеющая свои язык и письменность группа коренных жителей — вепсы.

     

    296
    0
  • 18 июня' 19 | Фестивали

    Международный фестиваль «Город ремёсел» превратился в праздник, который вологжане ждут с большим нетерпением и который они охотно посещают каждый год, чтобы не только купить себе красивые оригинальные вещи, но и получить хорошее настроение.

    71
    0
  • 29 мая' 19 | Культпросвет

    Вологодский спектакль «Родная мать» в постановке сотрудников архитектурно-этнографического музея «Семёнково» отправляется в Москву, чтобы принять участие в необычном театрально-музейном проекте «Theatrum 2019».

    102
    0
  • 11 декабря' 18 | Фестивали

    IX Международный фестиваль туристических кинофильмов и телепрограмм «Свидание с Россией» прошел в Вологде.

    84
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.