Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Инвестиционная составляющая

№36 (1137) от 10 сентября 2019 г.

Первой в Вологодском районе в конце 2017 года заключила энергосервисный контракт Надеевская средняя школа. В ней экономия составила 36% от исходных затрат, а по пятилетнему контракту заказчик рассчитался с подрядчиком за полтора года. Общая экономия с начала использования технологии составила 6,2 миллиона рублей. | Фото из соцсети

Энергосервисные контракты помогают школам экономить до 50% затрат на отопление, но очередь на их заключение не стоит.

Пионером внедрения энергосервисных контрактов в Вологодской области является Вологодский район: новинку внедрили уже в восьми из 25 школ.

Ещё две школы сделали модернизацию систем отопления частично, не достигнув желаемого результата. Кроме Вологодского района, подобные технологии используют в Череповце, а в Вологде систему установили лишь в новой 42-й школе. Но в случае с вновь построенным зданием речь идёт не об энергосервисном контракте, а о внедрении технологии в рамках строительства здания.

Старое, недоброе

Суть системы состоит в следующем. Существует некое старое здание с устаревшей системой отопления, для которого нужно снизить затраты: нужно сделать так, чтобы здание не «топило улицу». В нашем случае речь идёт именно о школах: в тех же детских садах есть трудности с внедрением технологии из-за того, что более жёсткие санитарные требования дают меньше возможностей для регулирования температуры.

«Здание и его сети необходимо обследовать при помощи тепловизора, чтобы выявить причины теплопотерь, без этого никак. Среди задач — выровнять температуру по школе в целом, поскольку она может очень сильно отличаться от кабинета к кабинету», — рассказывает директор фирмы-подрядчика, занимающейся энергосервисными контрактами в Вологодском районе, Сергей Крупкин.

Идею в администрацию Вологодского района принёс нынешний руководитель администрации Игорь Быков. В 2016 году, когда он учился в академии госслужбы, защищал выпускную работу по энергоэффективности, частью исследования были энергосервисные контракты. Термин «энергосервисный контракт» закреплён в федеральном законодательстве в 2009 году. На 2016 год на всю страну их было около 700, то есть в среднем по нескольку штук на регион.

«Себестоимость работы котельных в Вологодском районе выше, чем в Вологде, даже если они работают на газу. Их строили в советское время на перспективу, сейчас фактическая загрузка составляет в среднем 50% от мощности, — объясняет Игорь Быков. — Здания школ тоже строили под большую загрузку, которой мы сегодня не можем их обеспечить. Спустя 30 лет и более после ввода зданий в строй они в значительной мере утратили свою энергоэффективность».

Поле для экспериментов

Энергосервисный контракт подразумевает заключение договора с фирмой-подрядчиком, которая поменяет в здании тепло­узел, установит необходимые датчики и более простую в обслуживании систему управления. «К примеру, нет никакой необходимости держать комнатную температуру в здании в период выходных и каникул. Её можно понизить до определённых значений, а затем повысить перед приходом ребят в учебные классы. В разных школах мы таким образом получаем экономию затрат на отопление от 16 до 50% от исходных цифр», — рассказывает Игорь Быков.

Особенность энергосервисного контракта состоит в том, что бюджет денег на внедрение технологий не тратит.

Учреждение заключает договор с обычной фирмой, которая специализируется на системах отопления. Исполнитель работ выполняет все работы за собственные средства, а потом возвращает их за счёт экономии на отоплении. Пилотной в Вологодском районе в конце 2017 года стала Надеевская средняя школа. В ней экономия составила 36% от исходных затрат, а по пятилетнему контракту заказчик рассчитался с подрядчиком за полтора года. Общая экономия с начала использования технологии составила 6,2 миллиона рублей.

Внедрять энергосервисные контракты начали и в Череповце. «В июле 2018 года контракт заключило МБДОУ «Детский сад 
№ 71», в 2019 году — МБОУ «Образовательный центр № 11». В детском саду по итогам отопительного сезона ежемесячная экономия затрат на отопление составила до 12%. Процент экономии энергоресурсов образовательного центра можно будет оценить после нескольких месяцев эксплуатации установленного телекоммуникационного оборудования. У нас есть ряд учреждений, которые готовы заключить такие контракты, сейчас ведется работа по подготовке всей необходимой документации», — говорит заместитель начальника Управления образования Череповца Светлана Заварзина.

Технология дистанционного управления отоплением в здании — это элемент системы «Умный город», которую сейчас обсуждают в Череповце. «Любое здание индивидуально, нет универсального рецепта для повышения его энергоэффективности: его нужно обследовать, проводить аудит, подбирать оптимальные варианты. Исполнитель энергосервисного контракта берёт на себя все риски, когда заявляет о проектной экономии», — рассуждает директор по развитию исполнителя энергосервисных контрактов в Череповце Сергей Кузькин.

Вопрос мотивации

«Честно говоря, мы не видим большого желания у других школ переходить на энергосервисные контракты. Поэтому мы готовимся к тому, чтобы начать их мотивировать, — позволить учреждениям пустить часть экономии на собственные нужды, в первую очередь на замену окон и дверей в здании, что также повлияет на потребление тепловой энергии», — размышляет Игорь Быков.

По мнению Сергея Крупкина, у слабой мотивации руководителей школ по этому направлению есть и субъективные, и объективные причины. С одной стороны, все всегда боятся чего-то радикально нового, учитывая, что новые технологии бывают довольно сложными и в пользовании, и в пуске с наладкой. С другой стороны, в каждой школе привыкли к определённым температурам, а внедрение технологий может радикально поменять ситуацию. К примеру, в одной из школ Вологодского района, с которой работает фирма Сергея Крупкина, из-за больших утечек тепла приходилось держать максимальную температуру на уровне +24, к которой все привыкли. При понижении до +20 начались жалобы, но потом все привыкли.

В порядке эксперимента две школы не стали заключать энергосервисные контракты, а установили похожие системы за счёт районного бюджета. Главное, на чём сэкономили, это так называемая телемеханика — та самая система «ручного управления». В результате для регулирования температуры нужно спускаться в подвал, а для точной настройки оборудования необходима определённая квалификация, которая есть отнюдь не у каждого школьного сантехника. В результате в этих двух школах удалось достичь экономии около 2-3%, что, по мнению Игоря Быкова, больше похоже на погрешность.

126
0
  • Если установить в наружной стене каждого классного помещения по две установки вентиляционные рекуператорные канальные (например, типа УВРК-150) будет обеспечена семидесятипятипроцентная экономия тепловой энергии на отопление и пятидесяти процентное уменьшение тепловой нагрузки (потребляемой мощности, если есть централизованное горячее водоснабжение) здания в отопительный период. Никакая автоматика такой экономии не обеспечит. Простая замена окон и дверей приводит к ухудшению газообмена - в классе становится нечем дышать - окна открываются для проветривания и вся экономия на улицу.Источником финансирования может служить возврат платы за подключение школе от теплосетевой организации. При тепловой нагрузке до 0,1 Гигакалория в час эта плата включается органом регулирования в тариф на тепловую энергию.
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.