Искатели

№37 (1241) от 21 сентября 2021 г.

Редко выставляемые работы кисти Репина, Поленова и братьев Васнецовых можно увидеть в Шаламовском доме.

Выставка «Абрамцевский кружок» (12+) открылась в стенах областной картинной галереи 17 сентября. Событие приурочено к 180-летию со дня рождения предпринимателя, ме- цената и общественного деятеля Саввы Мамонтова. В последней четверти XIX века он объединил в своем имении Абрамцево лучших мастеров искусства своего времени. «Формируя эту выставку, мы прежде всего думали о самой идее. Абрамцевский кружок — это уникальное явление, соединяющее творческий потенциал безумно талантливых людей и большую энергетику по их поддержке одного из ведущих промышленников того времени Саввы Мамонтова», — поясняет директор областной картинной галереи Галина Фалалеева.

Работы передвижников неизменно вызывают интерес у ценителей искусства. | Фото Алины Махлиной

В семейном кругу

Идея создания Абрамцевского кружка витала еще с начала 70-х годов XIX века, но активная деятельность объединения началась в 1878 году. У истоков Абрамцевского кружка кроме самого мецената стояли художники Илья Репин, Василий Поленов и скульптор Марк Антокольский. Позднее к ним присоединились Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Валентин Серов, Константин Коровин и Михаил Врубель. Художники черпали сюжеты и эстетику в народном искусстве и истории. Они занимались не только живописью, но и прикладным искусством и даже архитектурой.

В абрамцевских мастерских местные крестьяне изготавливали мебель и различные предметы домашнего обихода по эскизам художников. В зале Шаламовского дома представлена одна из вещей абрамцевского производства — подсвечник «Павлин», выполненный по эскизу Михаила Врубеля. «Важно подчеркнуть, что участники кружка и Савва Мамонтов обратили внимание на развитие народных промыслов. В период последней четверти XIX века они постепенно исчезали. Участникам было важно найти их и использовать, чтобы промыслы не умирали и оставались мастера, способные их сохранять. В советское время те промыслы, которые были возрождены художниками, активно развивались. Например, кудринская резьба», — обращает внимание куратор выставки и заведующая отделом русского искусства Вологодской областной картинной галереи Юлия Синицына.

Кроме того, эти творческие поиски в народном искусстве и истории России дали толчок такому явлению, как русский модерн. Он начал появляться благодаря активной и увлеченной работе Абрамцевского кружка. На выставке можно увидеть элементы этого направления. Например, образцом модерна можно считать раму портрета Всеволода Саввича — сына Саввы Мамонтова. С данной картиной связана история. Всеволод Мамонтов неспроста изображен на ней с коротко стриженными волосами — это последствия перенесенного им незадолго до написания картины тифа. Члены семейства Мамонтовых неоднократно становились героями полотен. Знаменитая девочка с персиками Валентина Серова — дочь мецената Вера Саввична. Ее черты также имеет и Алёнушка Виктора Васнецова.

Мастера не просто творили в Абрамцеве, они приезжали туда с семьями и сами создавали там большую семью, скрепленную узами искусства.

Жемчужины фондов

На первом этаже Шаламовского дома также можно увидеть редко выставляемые графические работы. Интересно оформлено под произведение древнерусского искусства меню обеда в честь коронации Николая II. Работа выполнена Виктором Васнецовым. Одна из стен целиком посвящена творчеству Василия Поленова. Примечательны два его этюда из поездки по Средиземноморью и Ближнему Востоку, которую художник предпринял в начале 80-х годов. Путешествие Василий Поленов задумал, чтобы собрать материал для своего цикла, посвященного жизни Христа.

«Уникальность этой выставки в том, что она целиком из фондов картинной галереи. Мы хотели раскрыть перед посетителями наши фонды и показать живопись, которая, конечно, частично переместилась из постоянной экспозиции, а частично из наших фондохранилищ, показать замечательную графику, которой мы обладаем, и действительно уникальные вещи, мало когда экспонируемые», — отметила на открытии Галина Фалалеева.

Директор рассказала, что картины поступали в фонды Вологодской картинной галереи из различных музеев России — из Русского музея, Третьяковской галереи. Большие поступления были из Самары. И по сей день работы из вологодских фондов востребованы на выставках в столице. «Постоянно к нашей коллекции обращается Третьяковская галерея. Наши работы только что оттуда вернулись. В Русском музее у нас сейчас картины на юбилейной выставке Игоря Грабаря. Работы востребованы и на других центральных площадках», — делится Галина Фалалеева. Выставка «Абрамцевский кружок» (12+) продлится до 24 октября.

8
0
Похожие статьи
  • 08 сентября' 20 | Культура, Выставки

    С исторических полотен Ильи Глазунова начинается новый выставочный сезон в Вологодской областной картинной галерее.

    236
    0
  • 21 июля' 20 | Выставки

    Картины Репина, Кустодиева и Кандинского ещё погостят в Вологде: совместная выставка Вологодской картинной галереи и Череповецкого музейного объединения «Русская живопись и декоративно-прикладное искусство XVIII-XX веков» (6+) продлена до марта следующего года.

    97
    0
  • 12 марта' 21 | Выставки

    4 марта в Мемориальной мастерской художника Александра Пантелеева открылась выставка «Мир женщины: плоды земные».

    67
    0
  • 12 февраля' 21 | Выставки

    Две выставки открылись в арт-галерее «Красный мост» 4 февраля.

    79
    0
  • 24 мая' 21 | Культура

    Ощутить аромат «Красной Москвы» и опробовать советскую сушилку для волос теперь можно в Тендряковке 

    75
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.