Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Историческая справедливость

№37 (1190) от 22 сентября 2020 г.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил в Госдуме о готовности подписать приказ о том, что стимулирующие выплаты ректоров вузов должны находиться в прямой зависимости от реальных зарплат преподавателей в целом. | Фото с сайта duma.gov.ru

 

Зарплаты ректоров вузов поставят в зависимость от зарплат преподавателей.

Сейчас, по словам спикера Государственной думы Вячеслава Володина, зарплаты отдельных преподавателей в разы ниже зарплат ректоров и проректоров.

Согласно решению президента Владимира Путина, оплата труда работников высшей школы должна составлять две средних по экономике зарплаты. Система нуждается в корректировке, признали на минувшей неделе во время тематического правительственного часа. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что готов подписать приказ о том, что стимулирующие выплаты ректоров вузов должны находиться в прямой зависимости от реальных зарплат преподавателей в целом.

К слову, тему образования, и в частности высшего образования, поднимал 15 января 2020 года в своём Послании российский президент Владимир Путин. Среди прочего он акцентировал внимание не необходимости укрепления «их учебной, исследовательской и социальной инфраструктуры, системы постоянной подготовки и повышения квалификации преподавателей региональных вузов».

Ключевой критерий

«Заработную плату ректор получает с надбавками за выполнение ряда требований, которые вы перед ними ставите как учредитель. Они должны выйти на определённые достижения и в области науки, международного сотрудничества с другими вузами. А вот вопрос повышения оплаты тому профессорско-преподавательскому составу, без которого просто невозможно организовать учебный процесс, тоже нужно записать в эти критерии, чтобы ректор мог получить премию и надбавку только в том случае, если он будет заниматься повышением оплаты труда рядового преподавательского звена», — обратился господин Володин к министру.

Валерий Фальков в ответ заметил, что сейчас действительно нет прямой связи между зарплатами ректоров и преподавателей вузов. Формально ситуация с зарплатами выглядит неплохо. Но фактически указам президента соответствуют зарплаты только трети преподавателей, именно они обеспечивают общее выполнение тем или иным вузом указов президента.

«На наш взгляд, было бы правильным привязать стимулирующие ректора к количеству работников университета, их категории, профессорско-преподавательского состава, которое реально эту заработную плату получает. И чем больше будет этот процент, желательно не менее 50 % и выше, желательно стремиться к 100 %, это бы соответствовало и принципам социальной справедливости. Это в наших полномочиях, и мы это можем сделать. Я сегодня подпишу необходимые изменения в приказ, и в ближайшее время мы начнём корректировать премии ректоров», — заявил Валерий Фальков.

Вячеслав Володин в ответ предложил обратить внимание на вузы, подведомственные другим министерствам — здравоохранения, сельского хозяйства, культуры и т. п.: «Давайте подготовим соответствующее обращение в правительство с тем, чтобы другие учредители-министерства, у кого есть подведомственные вузы, приняли аналогичные решения и соответствующие решения министерства высшей школы распространялись и на них, чтобы был единый подход. Это не только решит проблему, но и исправит ошибку, которую допустили учредители, не выполнив прямое поручение президента.

Себе начисляют, создают структурные подразделения, увеличивают бюрократию, а страдает тот, кто работает непосредственно со студентом».

Где деньги, Зин?

Другая большая проблема отрасли — тотальное недофинансирование вузов. По словам выступавшего на правительственном часе аудитора Счётной палаты Дмитрия Зайцева, в России общие затраты на образование составляют 3,6-3,8 % ВВП, фактически не увеличиваясь с 2014 года. В странах ЕС в среднем на образование тратят около 5 % ВВП. Недофинансирование касается в значительной степени системы высшего образования, подчеркнул гос­подин Зайцев.

«Абсолютное значение объёма госрасходов в расчёте на одного студента в секторе высшего образования России отличается почти в 2,5 раза от среднего по Евросоюзу. Прежде всего недофинансирование сферы высшего образования наблюдается в части расходов на содержание зданий. Согласно проекту Федерального закона о федеральном бюджете, на мероприя­тия по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества вузов на 2021 год запланировано 8,5 миллиарда рублей, на 2022 год — 5,5 миллиарда, на 2023-й — 4,3 миллиарда рублей. По оценкам Минобрнауки, ежегодная потребность на эти расходы составляет 23,8 миллиарда рублей», — сказал Дмитрий Зайцев. При этом средства зачастую осваиваются несвоевременно и нерационально.

По словам Дмитрия Зайцева, образовательные программы вузов также сталкиваются с недофинансированием. Объём финансирования госзадания высших учебных заведений может существенно уменьшаться в сравнении с нормативами. Применение коэффициента выравнивания в 2019 году привело к сокращению объёма госзадания вузов на 23,8 миллиарда рублей. В проекте бюджета не запланировано финансирования на модернизацию учебной базы и повышение квалификации преподавателей в части цифровой компетентности, хотя в этом есть насущная потребность. В ответном выступлении депутат Дмитрий Сватковский заявил, что нужно менять подходы в финансировании региональных вузов: «Мы считаем, что не задачи должны формироваться под финансы, а финансы должны формироваться под задачи».

Стратегический вопрос

Председатель профильного Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов заострил внимание на отсутствии стратегии развития образования как такового. Существует утверждённая президентом стратегия научно-технического развития, но сопряжённой с ней стратегии подготовки кадров нет. При этом если двадцать лет назад Россия находилась на первом месте в мире по количеству исследователей, учёных, то сегодня мы опустились на четвёртое, отстав от Китая в шесть раз, от США — в два раза.

«К огромному сожалению, у нас сокращается количество диссертационных советов, и за последние тридцать лет в науку и высшее образование пришёл только 1 % выпускников российских вузов. К сожалению, заработная плата в науке и образовании Российской Федерации неконкурентоспособна по мировым меркам. А здесь рынок один — всемирный», — констатировал господин Никонов.

Депутат Алдар Дамдинов поднял тему патриотического воспитания. По его словам, оно в системе высшего образования «нередко отходит на второй план». «Образование без воспитания — дело ложное, и особенно для первого уровня образования, для выпускников школ, которые поступают на специалитеты и бакалавриаты, образование без воспитания немыслимо, — ответил ему Валерий Фальков. — В вузах накоплен значительный потенциал. Вы знаете, что в каждом университете есть проректор по молодёжной работе, либо соответствующая структура, либо проректор по внеучебной деятельности, сути это не меняет. Сегодня, когда принят закон (Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». — Прим. ред.), мы наряду с нашими коллегами из Минпросвещения также активно включились в эту работу». Наработки господин Фальков пообещал представить в ближайшее время профильному комитету Госдумы.

189
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.